Болонский процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Оценка специфики реализации Болонского процесса в России, источники его финансирования и возникающие проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Реформирование образования в связи с участием в Болонском процессе
2. Финансирование Болонского процесса
3. Результаты участия в Болонском процессе
4. Проблемы участия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     2. Болонский процесс по-прежнему недостаточно знают. Различные опросы и исследования, например, Национального фонда подготовки кадров, доказывают слабую информированность. Полноценные сайты, посвященные Болонье, есть у единичных вузов.

     К тому же усугубляя недоверие и  опасения, происходит смешение в понимании Болонского процесса. В действительности речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системы степеней, но часто процесс понимается (я не говорю об экспертах) как унификация содержания образования, подчинение какому-то единому европейскому стандарту. А с другой стороны, БП в России осложняется тем, что он идет параллельно с радикальными внутренними реформами высшего образования и смешивается с ними, в частности, ассоциируясь с не всегда популярными мерами: ЕГЭ или слияния вузов в более крупные структуры. [1]

      3. Частично, в силу вышеизложенных  причин, а также технических трудностей  реализации и масштаба участия,  за девять лет после начала процесс все еще не получил полномасштабного развертывания и остается делом в первую очередь крупных передовых столичных и региональных государственных вузов, в которых к тому же разные компоненты БП развиваются на разных скоростях. Например, в 2005 г. приложения на английском языке к диплому получили 2% выпускников. Они выдаются вузами в инициативном порядке, по требованию и нередко с оплатой. Система трансфера кредитных единиц используется в 60 вузах (всего в стране более 1400 вузов) и то применительно не ко всем, а к 10-15% учебных курсов. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы участия 

     Так как Болонский процесс емкое  понятие его внедрение связано  с различными проблемами. Обозначим  основные:

  1. Политический аспект интеграции

     С одной стороны, в силу своей истории  и культуры Россия считает себя составной частью европейской цивилизации. Но, ставя акцент на сохранении своего суверенитета, она не планирует вступать в Евросоюз в качестве полноправного члена и не собирается создавать какие-то формы ассоциации с ним. Президент Путин в статье «Да здравствует диалог Россия-ЕС!», опубликованной во французской газете «Монд» в марте 2007 г., подчеркнул, что ему близка формула Романо Проди: «Все, кроме институтов». Несмотря на такую позицию, в 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу - факт, который остался, впрочем, незамеченным подавляющим большинством в Европе, за исключением узкого круга экспертов. В Европе на сегодняшний день основная интерпретация позиции России заключается в том, что она дорожит собственным путем развития, национальной спецификой, все больше удаляясь при этом от европейских норм и ценностей (не говоря уже о «брутальном», как выразился в августе французский президент, использовании Россией своих энергетических ресурсов). Известен отклик, который нашла формулировка суверенной демократии, отвергающая любые формы внешнего влияния и имитационных моделей для России. Сегодня Россия рассматривается как более уверенная в себе страна, разочарованная сотрудничеством с Западом в 90-е годы, которая дорожит выходом на европейский рынок, но при этом не рассматривает Европу в качестве безусловного образца для подражания. [7]

  1. Отсутствие анализа и прогноза результатов внедрения Болонского процесса

     Как показал ретроспективный анализ, реформы в отечественном образовании  за 15–20 лет ни разу не предварялись значительными исследованиями, их задачи и перспективы не обсуждались с широкой общественностью, решались сугубо административными методами. Эти же моменты характеризуют и нынешнюю ситуацию с проведением Болонской реформы в России. В настоящее время, как нам видится, в России идут два слабо взаимодействующих процесса — деятельность по внедрению в вузы форматов Болонского процесса (разворачивается очень интенсивно) и интеллектуальное осмысление соответствующих социальных реалий (проводится чрезвычайно слабо).

  1. Отсутствие единого контроля внедрения Болонского процесса

     Обнаруживается, что отсутствует явно обозначенная концепция реформирования российского  образования в рамках Болонского процесса, нет определенного российского  комитета или «штаба», который был бы центром по реализации Болонской реформы и нес бы ответственность за ее реализацию, нет центра, куда могли бы стекаться предложения, результаты исследований, критика хода реформы. Это отмечает и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «Сегодня единого органа, который бы контролировал интеграцию европейской системы в российскую, просто не существует, как не существует и единой позиции по этому вопросу» (Власова, Окунева 2006). [16]

  1. Географическое расположение центров образования

     Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это - сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

  1. Выбор студентами предметов для изучения

     Но  новая система будет мертва без предоставления студентам большой свободы выбора предметов. Геннадий Бордовский Ректор Российского государственного педагогического университета имени Герцена считает, что в этом заключается самая большая сложность для российских вузов: «Мы давно уже работаем по новой технологии и можем сказать, что очень трудно предложить студенту на выбор равноценные программы. Студенты, как правило, выхватывают наиболее интересную программу. И получается так, что одни программы оказываются востребованы, а другие — нет. Возникает конфликт. Но без свободного выбора студента все это не будет иметь никакого результата. Те, кто решились переходить новую образовательную технологию, должны понимать, какую ответственность они принимают на себя. В частности, это полное изменение роли библиотеки. Библиотека перестает быть складом учебников. Библиотека становится главным информационным центром, который включен в эту программу». [13]

  1. Отсрочка от призыва в армию

     Однако  введение в России двухуровневой  системы столкнулось с серьезными проблемами. Так, проблемой, затрагивающей жизненно важные для студентов моменты, является то, что на 2 курсе магистратуры истекает 5-летняя отсрочка от призыва в армию, связанная с традиционным пятилетним обучением.

     Как известно, одной из основных составляющих Болонского процесса является проблема механизмов и инструментов обеспечения качества образования. Очевидно, что решение проблем, препятствующих оптимальному финансированию сферы образования, является первостепенной задачей в деле обеспечения качества российского образования. [6]  
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЮЧЕНИЕ 

     На  данный момент участие России в Болонском процессе фактически реализуется как две основные идеи: внедрение двухуровневой системы высшего образования и обеспечение качества образования через установление госстандартов и введение ЕГЭ. Систематический анализ по Болонскому процессу обнаруживает, что нигде не затрагивается проблематика содержания образования, а речь идет только об организационных формах и их внедрении. Но не форма определяет результаты образования, а в первую очередь содержание учебных курсов и качество методик преподавания. Кроме этого ни разу ни в документах и ни в обоснованиях Болонского процесса не прозвучала идея, что принципиально и само содержание того, что собираются реформировать. Болонские же реформаторы собираются справиться со всеми предметными науками, пропустив их через единое «прокрустово ложе» болонских обязательных форматов. [16]

     Студенты  России также неоднозначно относятся  к болонского процессу. 16 ноября 2006 года прошла Всероссийская студенческая конференция по проблем участия в болонском процессе. На ней были обнародованы результаты социологического исследования, в ходе которого было опрошено 453 студента из 11 вузов. Российские средства массовой информации обнародовали лишь некоторые результаты и выводы социологов: 57 % опрошенных хотели бы учиться 5 лет, как предусматривает старая система образования, 36% - 6 лет и получить степень магистра и только 3%  хотели бы завершить свое образование, получив степень бакалавра. По данным исследования при выборе предметов студенты предпочитают те, которые легче сдать. 72% опрошенных хотели бы проучиться год или семестр в вузе другой страны или другом вузе Российской Федерации, однако лишь 5% студентов способны оплатить свое обучение. [10]  
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Андрей  Фурсенко — за Болонский процесс // Радио Культура. 2007. Май. http://www.cultradio.ru/doc.html?id=74750.
  2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 111с.
  3. Болонский процесс: в вопросах и ответах / Ред. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов,А.В. Петров, А.В. цыб. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  4. Легеза Д., Еремин А. Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий:Миронов В.В. Россия в глобальном мире: отечественное образование и Болонский процесс // Здравый смысл. 2007. № 2 (43).
  5. Степанова Е.И. Болонский процесс в России...139 www.jourssa.ru/2007/4/5aStepanova.pdf
  6. Фёдор Гоголин Интеграция России в Болонский процесс. http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c66_05.htm
  7. http://mma.ru/article/id39606
  8. http://old.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030407_mitr.html
  9. http://pandoraopen.ru/2011-07-26/reforma-obrazovaniya-v-rossii-realnost-i-perspektivy/
  10. http://propaganda-journal.net/1151.html
  11. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=39448&p_page=7
  12. http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=1843
  13. http://www.svobodanews.ru/content/article/385258.html
  14. http://www.vladivostok.com/man/10/07/bolonskij_procjess_rjezultaty_rossii_na_2010_god.asp
  15. TatCenter.ru http://www.tatcenter.ru/article/26328/
  16. www.jourssa.ru/2007/4/5aStepanova.pdf

Информация о работе Болонский процесс в Российской Федерации