Болонский процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Оценка специфики реализации Болонского процесса в России, источники его финансирования и возникающие проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Реформирование образования в связи с участием в Болонском процессе
2. Финансирование Болонского процесса
3. Результаты участия в Болонском процессе
4. Проблемы участия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ 

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  им. В.И.Вернадского 
 

Факультет управления 
 
 

Реферат на тему:

«Болонский  процесс в Российской Федерации» 

                  Выполнила: студентка 6 курса заочной формы обучения специальность Менеджмент ВЭД

                  Доценко Я.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

2011 год

г. Симферополь 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
  1. Реформирование образования в связи с участием в Болонском процессе
4
  1. Финансирование Болонского процесса
7
  1. Результаты участия в Болонском процессе
10
  1. Проблемы участия
12
ЗАКЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сорбонна, Париж. Здесь 25 мая 1998 года было положено начало процессу создания общеевропейского образовательного пространства. Wikipedia. Creative Commons.

     Россия  официально присоединилась к Болонскому процессу на Берлинской конференции 19 сентября 2003 года.

     Болонский процесс — это не только вопрос конвертируемости российских дипломов, не только подготовка специалистов с  высшим образованием двух уровней —  бакалавров и магистров, — это глубокое изменение самого характера учебного процессов в вузах. [13]

     Рассмотрим  насколько данный процесс реализовывается  в России, источники его финансирования и возникающие проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Реформирование образования в связи с участием в Болонском процессе 

     Реформа Согласно Федеральному Закону РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 год), расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS – европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более тридцати. В том же году была разработана и направлена во все вузы России методика расчета зачетных единиц для российских вузов. Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. В настоящее время Минобразование России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

     Кроме того, Федеральный Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в других вузах России и мира. По системе грантов несколько сотен российских студентов в течение учебного года проходят обучение в зарубежных вузах. [15]

     В Госдуму передан проект нового закона об образовании. И 1 января 2013 года, если будет одобрен депутатами и ничего экстренного не случится, вступит  в силу. Кстати, любой гражданин  может внести предложения и коррективы в новый законопроект. На сайте Министерства образования выложен его текст.

     Итак, что подвергнется изменению в  скором времени? Нынешние «профессиональные  лицеи», «профессиональные училища», «колледжи» и «академии» исчезнут, но не навсегда. А будут преобразованы: колледжи расформируют в высшие учебные заведения и техникумы. Академии просто переименуют в университеты и институты. В техникумы будут зачислять без вступительных экзаменов. Уже сейчас для льготников (со справкой об инвалидности) снижен балльный порог при поступлении, потом по закону введут бесплатные подготовительные курсы, даже если это будут курсы английского языка в Москве.

     Двухуровневая система образования, на которую  по задумке в 2013 году перейдет Россия, - это только магистратура и бакалавриат. Этим шагом страна подтверждает окончательное вступление в Болонскую систему, о которой так много говорят в последнее время по обе стороны российской границы. [14]

     В 1997, 2002, 2005 годах между Правительством РФ и Международным Банком реконструкции  и развития (МБРР) были подписаны соглашение о займах на модернизацию образования. Стратегия развития образования включала: ослабление государственного влияния и ориентация образования на требования рынка труда. Вот некоторые из первоочередных рекомендаций МБРР: «закрыть педагогические институты»; «закрыть профессиональные училища»; ввести «подушевое финансирование школ»; «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП»; «устранить «несправедливость и неэффективность экзаменационной системы».

     К 2010 году был реализован целый ряд  мер по реформе российского образования:

    • Закрыто 40 педагогических институтов;
    • Система профтехучилищ фактически разрушена;
    • Несправедливая» экзаменационная система заменена на ЕГЭ.

     Как же это будет выглядеть на практике?

     1.  Высшее образование в основе  станет платным. Произошло это  за счёт включения в Болонский  процесс, обучение разделилось  на преимущественно платный бакалавриат  (3-4 года) и исключительно платную  магистратуру. Также за счёт общего сокращения без(с)платных бюджетных мест и иных государственных гарантий, за счёт роста общей стоимости обучения в крупных городах в лучших вузах страны (стоимость жизни, связь с домом и др.). [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Финансирование Болонского процесса 

     Проблема финансирования выходит за рамки Болонского процесса. Без достаточного финансирования реформу высшей школы не осуществить. Придать ей конкурентоспособность на глобальном рынке образовательных услуг не удастся.

     Европейский Союз решает данную проблему в рамках Лиссабонской повестки. России надо находить собственные подходы к ее решению.

     Ключевым  для приведения высшей школы в  России в соответствие с европейскими стандартами является повышение  оплаты труда профессорско-преподавательских  кадров. Без этого с коррупцией не справиться. А без преодоления коррупции вряд ли удастся получить международное признание стандартов качества обучения. Повышение оплаты труда позволит также сохранить для работы на университетских кафедрах талантливую молодежь и вернуть ее в вузы. Очевидно, вместе с тем, что государственное финансирование должно предоставляться не всем подряд, а только на основе  критериев или по результатам конкурсов. Перспективный путь – формирование престижных университетских центров, которые могли бы пользоваться европейской и мировой славой.

     Весьма  перспективны программы поддержки  студенчества, реализуемые отдельными промышленно-финансовыми группами. Они выдают кредит на образование  под льготный процент по соглашению с конкретными вузами, который погашается в первые годы после их окончания. Причем фирмы, принимающие на работу молодежь по такой схеме, охотно сами погашают ранее выданный кредит. [11]

     В России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. [2]

     Вопросы образования стали предметом обсуждения нового значимого органа - Госсовета. Однако количество высших органов, количество отметившихся на этом поле государственных мужей, хаотически выдвинутые предложения (десятилетние или двенадцатилетнее образование, единый госэкзамен, факультативное православие) нисколько не приблизили к системному решению вопроса по существу. А бесчисленное количество произведенных бумаг, скорее, было призвано закамуфлировать два очень простых обстоятельства.

     1. Отсутствие реальных и адекватных капиталовложений в систему образования не в состоянии компенсировать никакая реформа.

     2. Непримиримый антагонизм сторонников  концепции государственной ответственности  за образование и сторонников  так называемой либеральной концепции  не позволяют остановиться на какой-либо внятной общенациональной концепции.

     В этих условиях контакт российских представителей, не представляющих, что делать дальше с национальным образованием, с представителями ЕС, презентующими некий "болонский процесс", естественно, приводит к интеллектуальной капитуляции российских чиновников. [4]

     На  самом деле, у России просто нет  другого выхода, как включиться в  Болонский процесс. Ведь это - инициатива, подкрепленная финансовой мощью ЕС, в отсутствие других инициатив и нормального бюджетного финансирования. Но кроме того: все прекрасно понимают, что подоплекой европейской реформы является... установление международного стандарта для дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на все более интернационализируемся рынке труда. [8]

     В России в 2006 году был принят "Закон  об автономных учреждениях", который  фактически отменяет государственное  финансирование высших учебных заведений (полностью финансируются лишь 20 вузов по всей территории Российской Федерации). Теперь автономные учреждения сами ищут источники финансирования, а значит, финансирование учебных заведений идет в основном за счет платы за обучение. Так в России реализуется болонский принцип автономии университетов. [10]

     Высшее образование медленно, но успешно реформируется. В первую очередь Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвергла проверке филиалы государственных вузов и частные учебные заведения. Чтобы университеты более ответственно относились к качеству образовательных услуг, которые предоставляют их филиалы, Министерство образования с января 2006 года вводит новые правила лицензирования, по которым лицензия будет выдаваться не каждому филиалу отдельно, а на весь вуз. Министерство образования РФ обещает увеличивать финансирование ежегодно. Но в перспективе рассматриваются возможности вывода высшего образования из бюджетного финансирования. [12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Результаты участия в Болонском процессе 

     Девять  лет спустя после присоединения России к Болонскому процессу результаты присоединения остаются неоднозначными.

      1. По-прежнему у Болонского процесса остаются противники в академической, профессорской и даже студенческой среде. В этом плане процесса концентрирует в себе все противоречия и амбивалентность российско-европейских отношений. Процесс, который был запущен по политическому решению руководства страны без предварительных дебатов в обществе, демонстрирует все трудности России примирить два представления о себе: с одной стороны, как о наследнице традиций советского прошлого, берегущей национальную специфику, а с другой, полноправного члена европейского сообщества. В этой сфере, как и во многих остальных, Европа воспринимается одновременно и как шанс, которым нужно воспользоваться, и как соперница, которая оттягивает на себя интеллектуальные ресурсы страны. [3]

Информация о работе Болонский процесс в Российской Федерации