Биологическая и психологическая подструктура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:00, лекция

Описание работы

Наиболее общим является понятие «человек» - биопсихосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Содержание

Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение.
Биологическая подструктура личности.
Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).

Работа содержит 1 файл

Т 3,4_Биологическая и психологическая подструктуры личности (1).doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Восприятие окружающего  мира как относительно устойчивого и постоянного называется константностью.

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в  процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

 В зависимости  от целей: преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

В зависимости  от степени организации: организованное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

В зависимости  от формы отражения:

  • восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;
  • восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;
  • восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

 

 

Нарушения восприятия:

  • гиперстезия - повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям;
  • гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;
  • агнозия - нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности;
  • галлюцинации - восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.

 

 

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

 

По  видам ведущего анализатора:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

По  степени обобщенности:

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По  степени волевых усилий:

Непроизвольные  представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

Произвольные  представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По происхождению: представления восприятия, представления мышления, представления воображения.

 

Мнемические процессы

 

Память – это психический познавательный процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Процессы  памяти:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Запоминание – это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное  запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Произвольное  запоминание - ведущая форма запоминания, связанная с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному  тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание.

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроизведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды  памяти. Существуют различные классификации памяти. Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формирование организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная  память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации  запоминания— эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная (мгновенная) память, оперативная, промежуточная;

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

  • наглядно-образная - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;
  • словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;
  • двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;
  • эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка;
  • зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов;
  • моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны;
  • семантическая память — память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью;
  • процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что»;
  • топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

 

Памяти присущи следующие  характеристики: объем (максимальное число несвязанных между собой объектов, которые можно удержать, повторить или осознать за один раз), быстрота (способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию с разной скоростью), точность (способность к воспроизведению материала без искажения) и длительность (минимальным временем между двумя последовательными обращениями к памяти).

 

Законы  памяти

 

Закон памяти

Практические приёмы реализации

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления 

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки 

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия 

Информация, участвующая  в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста 

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения 

При изучении похожих  понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

Закон оптимальной длины  ряда 

Длина запоминаемого  ряда для лучшего запоминания  не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края 

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения 

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости 

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.


 

Классификация видов памяти (надо завершить)

Критерий

Вид

Содержание

  • образная память
  • словесно-логическая память
  • сенсорная память
  • эмоциональная память

Время

  • кратковременная память
  • долговременная память
  • оперативная
  • промежуточная

Организация запоминания

  • эпизодическая память
  • семантическая память
  • процедурная память

Все нарушения памяти (амнезии) делятся на:

  • гипомнезии— ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т.д.).
  • гипермнезии— аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивых воспоминаний.
  • парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия— потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте.

 

 

Литература

 

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

  1. Личность и ее структура : справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.
  2. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ.- 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.
  3. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.
  4. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
  5. Общая психология : словарь / под ред. А.В. Петровского - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.-712 с.
  7. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

 




Информация о работе Биологическая и психологическая подструктура личности