Биологическая и психологическая подструктура личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:00, лекция

Описание работы

Наиболее общим является понятие «человек» - биопсихосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Содержание

Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение.
Биологическая подструктура личности.
Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).

Работа содержит 1 файл

Т 3,4_Биологическая и психологическая подструктуры личности (1).doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Тема 2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ,

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 2. 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности

 

  1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение.
  2. Биологическая подструктура личности.
  3. Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).

 

1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение.

Для социально-психологического анализа личности следует четко  разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» - биопсихосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

«Индивид» - это биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).

«Личность» - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания u поведения, общественно-uсторuческого опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

«Индивидуальность» - особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств, выражающаяся в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

 

2. Биологическая подструктура личности

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся половые и возрастные свойства психики, особенности работы головного мозга и нервной системы, а также темперамент. таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Наблюдается зависимость  специфики психики и психических процессов от пола человека. Так, психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуально-пространственными способностями. Правда, факт большей мужской агрессивности, по данным новейших исследований, вызывает все больше сомнений.

Геодакян в своей гендерной теории межполушарной асимметрии анализирует некоторые различия в строении мозга мужчин и женшин. Например, недавно выяснили, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин.

Это может означать, что  межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому  у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую женскую «интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистичекими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правом у полушарию своего мозга.

Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения  к поколению, Т.е. оно ориентировано  на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные особи.

Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у  среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются показатели, значительно превышающие средний уровень и намного ниже него.

Следовательно, можно  предполагать: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Женщины легко приспосабливаются  на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.

Зависимость развития психики от такого биологического фактора организма, как возраст, изучает возрастная психология.

 

3. Психологическая подструктура личности: сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление), мнемические процессы (память), интеллектуальные процессы (мышление, речь, воображение).

Сенсорно-перцептивные процессы

К психологической подструктуре личности относятся особенности познавательных процессов личности (ощущения, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). Следует отметить, что все познавательные процессы неразрывно связаны, взаимообусловлены и отражаются на деятельности, поведении личности.

Познание воздействий  окружающего мира происходит посредством сенсорно-перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление), мнемических (процессы памяти), интеллектуальных (мышление и воображение, речь). Все эти процессы относятся к познавательным психическим процессам.

Ощущение - это психический познавательный процесс отражения объективного окружающего мира, первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей:

  • рецептор - часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
  • нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;
  • корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.

Животные способны воспринимать следующие типы стимулов: атмосферное  давление (в частности, звук); химическое вещество, его концентрация (в частности, вкус); влажность, механическое напряжение; повреждение тканей; осмотическое давление; положение тела; температура; электромагнитное излучение (в частности, свет)

 

Классификация ощущений

Критерий

Вид ощущения

По расположению рецепторов

Экстероцептивные 

Интероцептивные

Проприоцептивные

По ведущему анализатору

Сенсорные ощущения (аудиальные, визуальные, кинестетические)

По взаимодействию рецепторов с раздражителями

Контактные 

Дистантные


 

  • экстерорецептивные (внешние ощущения) - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела;
  • интерорецептивные (внутренние ощущения) -. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма (ощущения равновесия ощущения ускорения, или статические - это ощущения, которые отражают положение и перемещение тела в пространстве, связанные с работой вестибулярного аппарата. Рецепторы анализатора равновесия и ускорения расположены во внутреннем ухе; органические связаны с биологическими потребностями человека (голод, жажда, тошнота, изжога, секс и т.д), а также болевые ощущения, выполняющие защитную функцию, сигнализируя человеку о неблагополучии в его организме);
  • проприоцептивные (мышечно-двигательные или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.

Дистантные ощущения: зрение, слух, обоняние

Контактные ощущения: вкус, тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения (отражают колебания упругой среды, называют "контактным слухом", специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено), кинестетические ощущения.

Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь  определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) —вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать  относительную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или  дифференциальный порог, - едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения - это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т.е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог  различения яркости света равен 1/100; силы звука —1/10; вкусовых воздействий —1/5.

Нижние и верхние  абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы  человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо  освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении  с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного  пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Все ощущения имеют общие законы:

  • закон сенсибилизации-десенсибилизации - состоит в повышении или понижении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить или понизить свою чувствительность;
  • закон адаптации (приспособления) - состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
  • закон контрастности - состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном - светлее.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

То, что находится в  центре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут меняться местами.

 

К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, константность, целостность.

Предметность  восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Информация о работе Биологическая и психологическая подструктура личности