Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

ЗАДАЧЕЙ курсовой работы является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Краснодарского края по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум". Изучение средств коррекции социального поведения подростков на примере отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Абинский район.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ 13
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 14 ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ 15
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ГИПООПЕКА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА) 16
ВОЗДЕЙСТВИЕ АСОЦИАЛЬНОЙ НЕФОРМАЛЬНОЙ СРЕДЫ 16
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 17
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 18
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МИКРОУРОВНЯ 19
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЗОУРОВНЯ 20 НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МАКРОУРОВНЯ
21 Индивидуальная профилактическая работа 21
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ "ПОСТСКРИПТУМ" 24
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА-ДЕЛИНКВЕНТА 25
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПОДДЕРЖКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ 27
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОЩАДОК ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 28
ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОЖЕНОЙ СРЕДЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007 (2).docx

— 57.24 Кб (Скачать)

ввиду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Планируя свою работу с контингентом несовершеннолетних, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную  

дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации. Преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации, причины, которой напрямую связаны с негативными факторами различного уровня: Микроуровень. Асоциальная конфликтная семья, отклонения ранней детской социализации с накоплением негативного опыта. Мезоуровень. Отчуждение от социально благополучных сверстников, школьного, иногда производственного  

коллективов, общественных организаций; предпочтение криминальной среды общения. Мотивами поведения этих подростков становятся две группы особенностей: агрессия или страх. Агрессия выражается в  нападении на окружающих (как физическом, так и моральном), потребности  во власти, доминировании над другими. Это подвижные, активные люди – лидеры по натуре, склонные к реакциям аффекта, вследствие невоспитанности и слабой воли. Их отношение к окружающим высокомерное. Страх выражается как эмоция в ситуациях мнимой или действительной угрозы жизни индивида. Подростки, руководимые страхом, выступают в роли ведомых асоциальными лидерами, слуг, тупых исполнителей. Их легко уговорить, подчинить. Имея низкую самооценку, постоянно нуждаются в лидере и находят его в числе агрессивных сверстников. Макроуровень. Социально-экономическая ситуация в стране: безработица, обнищание, политическая нестабильность, межнациональные конфликты. 

 Ситуация  отсутствия государственной идеологии,  пропаганды философии индивидуализма  и бездуховность. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МИКРОУРОВНЯ Корни социальной дезадаптации лежат в социальных условиях развития личности и, прежде всего, в условиях семейного воспитания. Социальная дезадаптация, отчуждение от воспитанников берут свое начало в последствиях депривации, испытанной в детстве. Отсутствие эмоционально-теплых отношений, где родители ненадлежащим образом заботились о детях, не  

любили  их, психологически не принимали их или даже жестоко обращались с  ними. А чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее  он формируется как личность. Следствием этого является сенсорный голод (чувств, ощущений), недоразвитостью  высших чувств, связанных с нравственностью  – долг, совесть, отставание в развитии интеллекта и нарушения психики. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей  – самых близких и значимых для ребенка людей, дают ему чувство  незащищенности, основание считать, что мир к нему враждебен, что  чужой человек способен причинить  ему еще больше неприятностей  и огорчений. Так закладываются  основы отчуждения человека, его личностной позиции неприятия окружающей среды, непонимание ее, ожидание угрозы с  ее стороны. Отсюда состояние уверенности, недоверие, неприязнь, подозрительность, страх перед людьми, враждебность им, ощущение своего одиночества. Пытаясь как-то приспособиться к трудным ситуациям, избежать жестокости родителей, дети вынуждены искать иные, прочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие наиболее распространены среди них. Со временем эти черты становятся основой приспособленчества, низости, беспринципности и других пороков. В случае явного отвержения ребенка в семье, его озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, грубым, агрессивным, не считается с чувствами  

других  людей. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЗОУРОВНЯ Между неуспеваемостью и преступностью можно установить четкое соотношение. Отсутствие признания успеха в школе вынуждает подростка ставить на первый план внешкольные цели, которые в этой ситуации кажутся легче достижимыми. Поскольку неуспеваемость часто сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы непосредственно влечет за собой и отказ от принятых обществом норм, интеллектуальную несостоятельность, и ему психологически  

легче быть хулиганом, чем дураком, что закладывает основу делинквентного поведения. Будучи никому не нужными и вытолкнутыми на улицу, эти подростки объединяются в группы, где они могут самореализовываться, получать поддержку и признание, общаться на равных, не опасаясь, критики и оценки. Нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у подростков парализуются основные механизмы социализации, ведущие к неправильному формированию представления о себе, своем " 

Я-образе". У подростков происходит асоциальная идентификация, сочетание себя с негативными эталонами, эталонами, образцами поведения. В силу влияния окружения, у них происходит идентификация с их негативной микросредой, вырабатываются негативные устремления, нормы, установки. Идет процесс асоциального формирования личности, закладываются предпосылки принадлежности асоциальной группе, в которой подростки и совершают в дальнейшем преступления. У подростков возникает чувство социальной неполноценности, неспособности, изолированности и оторванности от других людей. Свою неспособность они испытывают в учебе, труде, межличностном общении, поэтому уходят в асоциальную среду от реального преодоления своих трудностей. Это влечет в свою очередь появление у них повышенной тревожности, социального угнетения и подавленности и, в свою очередь, к формированию завышенной или заниженной самооценки. 

 Уходу  от социально-полезных групп и  поиску оптимального для них  круга общения. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ  МАКРОУРОВНЯ В современном обществе  изменились социокультурные условия  становления личности. Социальное  расслоение общества, снижение жизненного  уровня большинства семей, деморализующие  ценности, навязываемые СМИ: в  настоящее время кино, телевидение,  реклама, а порой и общественно-политические  отношения предлагают молодым  людям ценности, которые, если  они пытаются их реализовать,  почти неизбежно  

приведут  к конфликтам со школой, семьей, а  так же с законом. Герою современных  фильмов или романов "супер  сильному", "крутому", готовому на любую авантюру, ничего не стоит  обмануть, ограбить, уколоться –  для него все безнаказанно, все "сходит с рук". Подросток принимает  за норму такое безнравственное, и даже патологичное поведение личности, стремящейся к роскоши, власти, приключениям, быстрому успеху любой ценой. 

 Культ  потребительства, получение прибыли любой ценой, материальный достаток как высшая ценность – разрушают такие понятия как человечность, взаимопомощь, гуманное отношение к другому человеку. Индивидуальная профилактическая работа Согласно ст.1 Федерального Закона № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-едагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Введение института индивидуальной профилактической работы – явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры, как компонент общегосударственной технологии и профилактики, однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей и подростков. Впервые в российской практике взаимодействия с детьми группы риска предусмотрена и определена мера  

ответственности за нераспространение конфиденциальной информации о подростке. Законом  декларируется невмешательство  в жизнь семьи, уточнены условия  вмешательства государства в  воспитание несовершеннолетнего. Введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две  задачи: Организация адресной социальной работы с несовершеннолетними, которые  действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию  со стороны органов власти и правоохранительных органов, в случае  

совершения  ими неправомерных деяний; Защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного, неквалифицированного вмешательства  в жизнь под разными предлогами. Данное понятие индивидуальной профилактической работы, с точки зрения законодателя, способствует формированию нормы, определяющей необходимость адресного проявления внимания по отношению к тем, кто действительно нуждается в поддержке и защите со стороны органов организаций, призванных государством обеспечивать  

защиту  детей и их интересов. Именно по отношению  к трудной ситуации каждого несовершеннолетнего  в соответствии с [ФЗ№120] учреждения и органы должны предпринимать необходимые  действия, восстанавливающие права  и ситуацию его благополучия. В  статье 17, гл.2 ФЗ№120 определены основные направления деятельности органов  и учреждений по делам молодежи в  системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции. Основные направления деятельности органов  по делам молодежи и их учреждений   в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Государственное учреждение краснодарского края "Краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи". Он разрабатывает и реализует профилактические программы "Детский дом "Радуга", "К новой жизни – вместе! ", " 

Школа подготовки к освобождению", "Комплекс социально-психологических мероприятий  для несовершеннолетних правонарушителей³", - Девиантное поведение подростков – профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних \ Методическое пособие. – Н. 1999г "Постскриптум"), направленные на оказание социально-психилогической помощи определенным группам несовершеннолетних: Безнадзорным подросткам, занимающимся бродяжничеством или попрошайничеством, 

 совершившим правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания. Подросткам, совершившим правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность. Освобожденным от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а так же в случаях, когда признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 

 Осужденным  условно. Несовершеннолетним, получившим  отсрочку отбывания наказания.  Подросткам асоциального, девиантного поведения. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ "ПОСТСКРИПТУМ" Основной целью разработанной в 2000 году в Краснодарском крае программы "Постскриптум" является обеспечение социально-психологической поддержки и предупреждение девиации  

подростков  и молодых людей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, в процессе их ресоциализации. Основными задачами программы являются: создание единой системы индивидуального сопровождения и краевой базы данных подростков и молодежи, выведенных из БВК, ЦВСНП, участников профилактических смен "Летний дом "Радуга" и "К новой жизни вместе". А так же организация и оказание по месту жительства сной помощи (медицинской, психологической, педагогической, социальной, правовой) участникам программы в решении проблем адаптации. Выявление и предупреждение социальной девиации участников программы "Постскриптум". Оказание посреднической помощи подросткам в получении образования, трудоустройстве. Участники программы "Постскриптум" отличаются нарушениями в сфере отношений личности с окружающим миром, девиантным поведением, нарушениями эмоционально-волевой регуляции, в социальных установках и  

ценностях, на которых базируются отношения с микросоциумом (ближайшим окружением) и макросоциумом (обществом). Такие личностные особенности делают подростков трудными, неудобными для окружающих, влекут за собой трудности в социальной адаптации. Участниками программы "Постскриптум" становятся: юноши, выведенные из Белореченской воспитательной колонии (БВК); подростки, вернувшиеся из центра временного содержания несовершеннолетних  

правонарушителей (ЦВСНП) ГУВД Краснодарского края; участники  летних профилактических смен "К  новой жизни вместе" (условно  осужденные подростки) и "Летний дом "Радуга"" (девочки социальной группы риска с проблемами школьной дезадаптации). Участники характеризуются оторванностью от социальной реальности, отчужденностью. Они испытывают затруднение в оценке межличностных отношений, отличаются высокой степенью разногласия  

с социальной средой, общепринятыми нормами поведения. Они противопоставляют себя другим людям, испытывая ту или иную степень  своей обособленности. Особого внимания и профессиональной ответственности  требуют несовершеннолетние делинквенты: юноши, имеющие условную судимость, освободившиеся и выведенные из БВК, центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП г. Краснодара). Определяющими направлениями индивидуальной работы с несовершеннолетними является позитивное воздействие на сферу его социальных отношений, на социальные установки и ценности, которые необходимо корректировать, развивать в процессе сопровождения данной категории подростков, решая основные задачи их ресоциализации. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА-ДЕЛИНКВЕНТА Несовершеннолетних правонарушителей отличает чувственно-дефицитное поведение. 

 Такое  поведение проявляется в ослаблении  эмоциональной привязанности, стремлении  избегать близких личных отношений  с окружающими. Вследствие этого  затрудняется эмтатическая идентификация с другими людьми, что определяет неспособность юношей-делинквентов к сочувствию и состраданию и тем самым облегчает совершение антигуманных действий. У них отсутствует ожидание теплых эмоциональных отношений со стороны окружающих, в связи с испытанной депривацией и особенностями ранней социализации. 

 Подростки  - делинквенты строят свои отношения с окружающими, основываясь на представлении о людях как о жестоких, злых, неискренних и безответственных. Так же имеют тенденцию воспринимать всех как потенциально-криминальных, склонных к совершению преступлений. Характерная черта – отсутствие самоуважения, так как самоуважение сочетается с уважением к другому человеку и является благоприятным фактором развития личности. Отсутствие уважения к себе сочетается с антипатией к другим людям и ожиданием презрения от них (что  

является  противоречивым фактором развития). У  юношей – правонарушителей самонеприятие сочетается с фактором неприятия других людей, отношением к ним не как к самостоятельной ценности, а как к вещи, средству для удовлетворения своих потребностей и интересов. По уровню личностного развития, сформированности самопознания и рефлексии, в постижении своего внутреннего мира подростки-делинквенты значительно отстают от своих благополучных сверстников, что ставит первостепенной задачей развитие личности. Вопросы "Кто я? " и "Кем я хочу быть? " для них не актуальны. Достаточно осознавая свои поступки, они еще не осознают своих психических состояний, объясняя их только внешними воздействиями окружающих. Индивидуальное сопровождение участников программы начинается с момента предоставления в краевой центр социальной адаптации и досуга молодежи психолого-педагогических характеристик и выписок из протокола социально-психологического обследования, содержащих рекомендации по результатам  

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема