Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

ЗАДАЧЕЙ курсовой работы является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Краснодарского края по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум". Изучение средств коррекции социального поведения подростков на примере отдела по делам молодежи администрации муниципального образования Абинский район.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ 13
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 14 ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ 15
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ГИПООПЕКА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА) 16
ВОЗДЕЙСТВИЕ АСОЦИАЛЬНОЙ НЕФОРМАЛЬНОЙ СРЕДЫ 16
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 17
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 18
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МИКРОУРОВНЯ 19
НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МЕЗОУРОВНЯ 20 НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МАКРОУРОВНЯ
21 Индивидуальная профилактическая работа 21
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ "ПОСТСКРИПТУМ" 24
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА-ДЕЛИНКВЕНТА 25
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПОДДЕРЖКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ 27
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОЩАДОК ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА 28
ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОЖЕНОЙ СРЕДЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007 (2).docx

— 57.24 Кб (Скачать)

и борьбы с социально опасным явлением. Все правонарушения, преступные и  неприступные, в той или иной мере асоциальны, так как причиняют  вред обществу. По закону преступная асоциальность  квалифицируется как "общественная опасность". Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении [Федеральный закон  РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06. 1999г. № 120]. Целью профилактики является поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков. Несовершеннолетние являются наиболее криминальной категорией населения. Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних  

должно  стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится  личность ребенка, его будущее. В  плане организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи следует учитывать время суток, время года и непосредственно места совершения правонарушений, совершенных несовершеннолетними и лицами молодого возраста, происходят до 23 часов. Возможны сезонные "пики" агрессии и совершения правонарушений в весенние и летние месяцы, 

 обусловленные  расширением возможности для  неконтролируемых контактов (удлиняется  день, открываются парки, скверы, пляжи, загородные места отдыха). Правонарушения совершаются несовершеннолетними,  как правило, на улице, в  компании сверстников. Для несовершеннолетних  характерно большое стремление  к групповым формам совместного  досуга. Это свойственно и подросткам  девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению "лжегероев" зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспитанности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семья, компания сверстников). Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами. И рассматриваться как важная социальная задача государственного значения. В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует  

выделять  меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: - Выполнению семьями  их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей. - Полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в  физическом и социальном отношении  детей. - Полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению  

развития  способностей и позитивных интересов  детей, организации их занятости  полезной деятельности во внеучебное время. Защита детей от невнимания семьи, жестокости, насилия и негативных проявлений асоциальной среды должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом. Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями.

 Одной  из важнейших задач государственного  управления является четкое разделение  функций и сфер профилактического  влияния различных ведомств². Правонарушения несовершеннолетних  – следствие социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация – это нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующиеся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своих потребностей в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, где он не смог реализовать свои внутренние ресурсы. Другой способ – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, вследствие таких обходных путей – открытые формы агрессии, выраженные в правонарушениях. 

 Таким  образом, социальная дезадаптация, вызванная совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация порождается нарушением взаимодействия несовершеннолетнего и социальной среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне – дезадаптированному несовершеннолетнему и практически без внимания остается дезадаптирующая  

среда. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитивном отношении  к дезадаптированному подростку. Применять по отношению к нему репрессии – все равно, что запретить человеку, у которого заложен нос, дышать ртом, не предлагая никакого лечения. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. 

 Таким  образом, работа с социально  дезадаптированнным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению. Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности): Дисфункциональность семей; Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)  Школьная дезадаптация подростка; Асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников; Социально-демографические проблемы В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания. ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СЕМЬИ Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние  

раздражители  и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Как отмечает Эйдемиллер, нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. 

 В  настоящее время все большее  количество семей нуждается в  помощи специалистов-психологов, психотерапевтов.  Но, к сожалению, низкий уровень  психолого-педагогической грамотности  родителей. Нежелание менять себя  или взаимоотношения в семье  – приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. 

 Таким  образом, только вмешательство  извне, основанное на понимание  природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы – не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной  

социальной  дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, 

 несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие – нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения.

 Нередко  такие семьи становятся клиентами  психологов, психотерапевтов, социальных  служб. Чаще всего, обострение  таких противоречий происходит  в подростковом возрасте, когда  у ребенка появляется возможность  найти другие формы самореализации, когда происходит рост его  самосознания, когда сверстники  становятся авторитетом, а мнение  взрослых перестает быть единственно  правильным, родители теряют авторитет.  При определенных условиях родители  могли бы успешно справиться  с возникшими проблемами.

Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой  он есть, приводит к внутрисемейному  конфликту. Сказанное в отношении  семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать  индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной  из причин другого явления – школьной дезадаптации. 

 ШКОЛЬНАЯ  ДЕЗАДАПТАЦИЯ Школа переживает  трудные времена. Переполненность  классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень,  приводят к увеличению числа  конфликтов между учениками и  учителями. Школа практически  отказалась от воспитательной  функции и чаще всего использует  репрессивные меры воздействия,  преследуя цель поддержания дисциплины  любыми доступными средствами, которых  осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой  

зависимости от отношения учителя к нему. Это  приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение  подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между  родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины: Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).

 Социально-педагогическая  запущенность (ограниченность в  интеллектуальном развитии ребенка); ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ (ГИПООПЕКА ИЛИ ГИПЕРОПЕКА) ВОЗДЕЙСТВИЕ  АСОЦИАЛЬНОЙ НЕФОРМАЛЬНОЙ СРЕДЫ Этому фактору приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи.

Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак  асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье  отношений. В последние годы значительно  увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять  существование иных ценностей, кроме  тех, которыми они руководствовались  в своей жизни. В результате они  отвергают не только действительно  низкое, вульгарное, но и позитивную  

составляющую  в жизни своих детей: свободу  самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка  на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К причинам этой категории мы относим низкий материальный  

уровень, многодетность, неполные семьи, при  условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной  асоциальности. Конечно, перечисленные  факторы увеличивают вероятность  развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда  в таких семьях создается идеальная  атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или  матери-одиночки уходят впустую. 

 Иногда  не хватает опыта, иногда знаний  и опыта. И в этих случаях  необходима своевременная помощь, пока обострение не привело  к развитию других проявлений  семейной дисфункции. Наиболее ярко  это прослеживается на примере  матерей-одиночек. При этом только  в половине случаев дисфункции  налицо проблема алкоголизма  или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад  семьи, трудности, связанные с  социальной незащищенностью матерей-одиночек  стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, Дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей. Таким образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея  

Информация о работе Беспризорность и безнадзорность как социально-педагогическая проблема