Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
Задачи:
1) выявить критерии и основы техники бега;
2) рассмотреть методы воспитания выносливости у дошкольников;
3) разработать и апробировать методику развития выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.

Содержание

Ведение…………………………………………………........................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 5
1.1. Основы техники бега……………………………………………………….. 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников…………………….. 12
1.3. Обучения бегу детей старшего дошкольного возраста…………………. 19
1.4. Выносливость и методы ее развития………………………………………. 25
Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников………………………………………………………………….. 30
2.1. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре………… 30
2.2. Подвижные игры с бегом как средство развития выносливости у дошкольников…………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………........................................... 39
Список литературы…………………………..……........................................... 41
Приложения………………………………………................................................ 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2011-.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Занятия бегом приносят удовольствие, радость, желание побеждать.

«Нужно», «Можно» и «Нельзя» в беге

Ребята  формулируют правила поведения во время бега. Во время бега нужно:

–   бежать в удобной одежде и обуви;

–   радоваться тому, что ты можешь выполнять  это движение;

–   стремиться выполнять задание как  можно лучше;

–   помогать своим одноклассникам в  трудных ситуациях;

–   радоваться успеху своих товарищей.

Во время  бега можно:

–   замедлять и убыстрять движения:

–   отдыхать, если тебе очень трудно бежать;

–   выполнять больше заданий, если есть желание.

Во время  бега нельзя:

–   быть помехой в выполнении упражнения другими детьми;

–   совершать резких движений, толкаться;

–   разговаривать;

–   смеяться над теми, кому выполнять  упражнение довольно трудно. 

III. Двигательный блок.

Упражнения  в беге.

Не все  упражнения можно сделать на одном  занятии. Их можно варьировать в  зависимости от интереса и желания дошкольников.

Комплекс  упражнений для развития навыков  бега

упражнение. Мышка

Обращали  ли вы когда-нибудь внимание, как бегает мышка? Она бежит почти неслышно: прошуршит и исчезнет. И мы попробуем имитировать бег мышки.

Дети бегут друг за другом, соблюдая дистанцию. Бегут на носочках, стараясь сделать это максимально бесшумно.

упражнение. На мамонта

Представьте себе, что мы с вами живем не в  современном мире, а в древнем. В древние времена самой большой  добычей охотников был мамонт. Мы отправляемся на поимку мамонта. Вот он, за деревьями!

Ребята  бегут по кругу друг за другом максимально  широким шагом.

упражнение. Аэроплан

А теперь мы снова вернулись в 21 век. Над  нами кружит аэроплан, нам очень  хочется подражать этой красивой серебристой машине.

Ребята  становятся по четыре и делают «виражи» по залу. Упражнение выполняется детьми по очереди. Каждый четверке ребята громко аплодируют после «полета».

Дети  бегут, делая маховые движения руками в воздухе.

упражнение. Змейка

Солнечный летний день. В лесу прохладно, а на полянке тепло. Маленькая змейка ползет на полянку, чтобы согреться, понежиться на солнышке. Она улыбается небу, теплому дню. Дети бегут друг за другом зигзагом, изображая змейку.

При выполнении упражнения они:

-   бегут, опустив руки по швам;

-   взяв друг друга за талию;

-   положив друг другу руки на  плечи;

-   протянув руки назад и объединив  их в замкнутую цепочку.

упражнение. Бег клоуна

Чего  только не делает клоун на манеже! Гримасничает, смешит взрослых и детей придумывает смешные истории и... бегает.

Бежим так, как смешной клоун.

Дети  бегут друг за другом и выполняют  следующие движения:

–   взяв себя обеими руками за уши;

–   прижав руки, сжатые в кулаках, к  голове;

–   выпускают пальцы и ставят себе «рожки»,

–   берут себя обеими руками за щеки;

–   зажимают рот ладонями;

–   хватают себя за нос попеременно  левой и правой рукой;-   кладут руки в замке на затылок, обнимая  локтями голову;

–   растягивая рот и вытягивая губы трубочкой.

упражнение. Светофор

Мы едем на машине. Нам нужно соблюдать приказы дорожных знаков.

По залу разложены круги, имитирующие сигналы  светофора — красный, желтый и  зеленый. Дети должны оббегать их по команде  учителя. Круги должны быть разных размеров. 

IV. Блок творчества.

-   Какое упражнение было интересным?

-   Какое упражнение больше всего  запомнилось?

-   Какое упражнение хотелось бы  повторить дома? 

Подведение  результатов занятия. 
 
 

Приложение 4

Подвижные игры с бегом для  детей старшего дошкольного  возраста

Методические  рекомендации

Помещение для игр

    При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними.

     В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять.

     Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

Игры  на воздухе

     Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие — на осенний или зимний. В хорошую, теплую погоду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны (такие, как лапта или чижик, игры на местности и т. п.). В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождливую погоду игры можно проводить только под навесом.

    Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на коньках, на лыжах, на санках. Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз. Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек. Мороз до —10EС без ветра – наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе. При морозе свыше —12°С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Групповые игры

Пятнашки

Пятнашки  — одна из самых популярных игр. Играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится «пятнашкой». В эту игру можно внести ряд  дополнительных правил и усложнений, тогда она станет еще интересней. Вот некоторые из них:

1.  Если  пятнашка гонится за кем-либо  из играющих, а ему пересекает  дорогу другой играющий, то он  обязан погнаться за тем, кто  пересек дорогу.

2. Пятнашка  может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть — и он уже в безопасности.

3.  Играющий  может спастись от пятнашки, если  станет возле дерева и обнимет  его руками.

4. Пятнашка  не может запятнать того игрока, который в минуту опасности  возьмется за руки с другим   играющим.

5. Пятнашка  не может пятнать игроков, стоящих  на одной ноге и держащих  другую ногу, отведенную назад, двумя руками.

6. Все  играющие, кроме пятнашки, имеют  за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытяги­вает у него ленту и затыкает ее себе за пояс. Оставшийся без ленты становится пятнашкой, поднимает руку и говорит: «Я — пятнашка!»

7. Двое  играющих держат в руках скакалку (за концы) и бегут вдвоем. Запятнанный  сменяет пятнашку.

8.  Пятнашка  получает мяч и бросает его  в убегающего. Тот, в кого он попадет, становится пятнашкой, но если водящий промахнется, любой игрок может поднять мяч с земли и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, пятнашка должен его отобрать (перехватить) или запятнать игрока в момент, когда он держит мяч.

9. Площадку  делят на два, три и даже  четыре участка. На каждом участке  свой пятнашка (они должны иметь отличительные знаки). Остальные играющие могут бегать по всей площадке. На каждом участке чертят по одному кружку, это — дом для отдыха игроков, уставших от бега. Игрок, которого коснулся пятнашка, становится водящим только на том участке, где он был настигнут.

10. Если  играющих немного, можно предложить  такой вариант игры. Из числа  играющих один выбирается пастухом, два — волками и 4—5 — овцами. Волки стараются осалить овец, а пастух — волков. Осаленные выходят из игры. Пастух выигрывает, если осалит двух волков, волки — если осалят всех овец.

Охотник  и  сторож

     Из числа играющих выбираются охотник и сторож. Сторож становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м. Остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. Охотник гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану сторожа. Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если сторож или охотник запятнают выручающего, он сам отправляется в круг. Вырученные звери убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Второй   лишний

Играющие  образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся  вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любого из игроков, и  тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим. Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами, в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказавшийся третьим убегает (в этом варианте игра называется «Третий лишний»). В игре можно установить и другое правило. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, — убегающим.

Челнок

    Перед началом игры все участники должны встать в круг. В одном месте круг разомкнут. Отсюда начинается игра. Из числа играющих выделяются двое: один — догонялка, другой — челнок. Остальные участники игры поднимают руки, образуя воротца. К началу игры в первых воротцах стоит догонялка, а во вторых — челнок. По свистку руководителя игра начинается. Челнок бежит змейкой по кругу, не пропуская ни одни воротца, а догонялка со жгутом в руках неотступно преследует его. Если догонялка успеет догнать челнок прежде, чем он дойдет до конца круга, то сам становится челноком, а прежний челнок, осаленный им, идет в конец круга и образует новые воротца. Если же челнок не будет настигнут раньше, чем проскочит последние воротца, то он получает жгут и становится догонялкой, а челноком становится очередной игрок из круга.

Лабиринт

Из числа  играющих выбираются двое: убегающий  и догоняющий. Остальные становятся в колонну по пять человек, и размыкаются на длину вытянутых рук. Затем все поворачиваются направо и опять размыкаются, разведя руки в стороны. Между играющими, таким образом, образуются как бы параллельные коридоры, направление которых меняется и зависит от того, в какую сторону они повернуты. В одном из коридоров находится убегающий, его преследует догоняющий. Передвигаться они могут только вдоль коридоров, подлезать под руки нельзя. Руководитель уславливается с участниками игры, что всякий раз, когда он подает сигнал, все поворачиваются направо и вновь вытягивают в стороны руки. Благодаря этому убегающий и догоняющий могут неожиданно оказаться в разных коридорах. Если догоняющему удастся осалить убегающего, они меняются ролями. После этого выделяется новая пара и игра продолжается.

Информация о работе Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста