Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
Задачи:
1) выявить критерии и основы техники бега;
2) рассмотреть методы воспитания выносливости у дошкольников;
3) разработать и апробировать методику развития выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.

Содержание

Ведение…………………………………………………........................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 5
1.1. Основы техники бега……………………………………………………….. 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников…………………….. 12
1.3. Обучения бегу детей старшего дошкольного возраста…………………. 19
1.4. Выносливость и методы ее развития………………………………………. 25
Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников………………………………………………………………….. 30
2.1. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре………… 30
2.2. Подвижные игры с бегом как средство развития выносливости у дошкольников…………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………........................................... 39
Список литературы…………………………..……........................................... 41
Приложения………………………………………................................................ 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2011-.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

     Средством развития выносливости у детей старшего школьного возраста является не только бег, выполняемый как отдельное упражнение, но и подвижные игры с бегом, игры-эстафеты. При этом в игре, помимо развития выносливости, происходит развитие других физических качеств, а также совершенствуются навыки в других основных видах движений.

    Таким образом, на основе теоретических данных, возможно, применить на практике  и разработать методику по занятиям физической деятельности  с использованием бега как средства развития выносливости у детей старших дошкольников, а также подтвердить гипотезу о том, что специально созданные педагогические условия на основе бега будут способствовать развитию выносливости у старших дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
  2. Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 72 с.
  3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1981.
  4. Вавилова Е. Н. Учите бегать,   прыгать,   лазать,   метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
  5. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. - Киев.: Здоров'я, 1979. - 232 с. (Библ. для родителей и детей).
  6. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 108 с.
  7. Геллер Е. М. Знакомьтесь: Спортландия. - М.: Знание, 1989. - (Серия «Физкультура и спорт», № 4). - С. 3-97.
  8. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
  9. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

Дереклеева  Н. И. Двигательные игры, тренинги и  уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2004. – 152 с.

  1. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
  2. Еленский Г. Л. Бег // Детская энциклопедия. Т. 7. Человек. - М.: Просвещение, 1966. - С. 404-406.
  3. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М : ВАКО, 2004. – 296 с.
  5. Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
  6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М., 2000.

Кабанов А. Н., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного  возраста. – М.: Просвещение, 1969.

  1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
  2. Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. лед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  3. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951.
  4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  5. Новикова Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.
  6. Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб, 1993.
  7. Павлов И. П. Полн. собр. соч, т. 3, кн. 1. Изд-во АН СССР, 1952.
  8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
  9. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.
  10. Подвижные игры для детей / Автор-составитель Цымбалова Л. Н. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 192 с.
  11. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М., 2000.

Степаненкова  Э. Я. Теория и методика физического  воспитания и развития ребенка. - М., 2001.

  1. Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., Физкультура и спорт, 1976. – 423 с.
  2. Тубельская Г. Детские праздники в семье. – Москва, ТЦ "Сфера", 1999.
  3. Ушинский К.  Д. Сочинения, т.  8.  М., Изд-во АПН  РСФСР, 1950.
  4. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
  5. Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 192 с.
  6. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

Приложение 1

Методика  хронометража 

      Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

      При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины.

      Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. 
 

полезное  время 

Общая плотность = ———————————— х 100. 

продолжительность занятий 

   Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах, - от 60 до 85 %.

      Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. 

время, затраченное на движения 

Моторная  плотность = ———————————————  х 100. 

общее время занятий 

     Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способа организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод обучения, в связи, с чем моторная плотность может быть ниже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Содержание  беговых упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения  для детей 5-6 лет 

1. Бег  на носках.

2. Бег  широким и мелким шагом.

3. Бег  высоко поднимая колени.

4. Бег  с выполнением заданий.

5. Бег  в сочетании с другими движениями.

6. Бег  в быстром темпе на 10 м (повторить  3—4 раза).

7. Бег на скорость на расстояние 20—30 м.

8. Челночный  бег (3 раза по 10 м).

9. Чередование  ходьбы и бега на 2—3 отрезках  пути, по 60—100 м в каждом.

10. Бег  в среднем темпе по пересеченной  местности на расстояние до 150—200 м.

11. Медленный  бег в течение 1,5—2 мин. 

Упражнения  для детей 6-7 лет 

1. Бегать  отводя назад согнутые ноги  в коленях,

2. Бегать  поднимая вперед прямые ноги.

3. Бег  прыжками.

4. Бег  в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой; прыжками).

5. Бег   широким  шагом  через   препятствия  высотой   10— 15 см.

6. Бег  из разных стартовых положений.

7. Бег  на скорость — дистанция 30 м.

8. Челночный  бег (5 раз по 10 м).

9. Чередование  ходьбы и бега на 3—4 отрезках  пути, по 100—150 м каждый.

10. Бег  в среднем темпе по пересеченной  местности на расстояние 200—300 м.

11. Медленный  бег в течение 2—3 мин. 
 

Приложение 3

Сценарий  занятия «Бег вчера  и сегодня» 

Цели  занятия:

В совместном обсуждении с дошкольниками определить значение бега в жизни человека.

     Формирование у детей осознания необходимости бега для сохранения собственного здоровья. Развитие кругозора учащихся, интереса к истории культуры движения и занятий спортом. 

Ход занятия 

I. Мотивационный блок.

Вопрос  детям:

– Что  было бы на Земле, если бы люди не умели  бегать? Какой была бы жизнь?

Ребята  описывают жизнь на Земле.

На видном месте прикреплен плакат, на котором  написано одно слово: Неникамен!

Вопрос  детям:

– Известна ли вам история, связанная с этим греческим словом? Рассказ об истории  необычного марафона.

Эта история  произошла в Греции в то время, когда на Грецию напало огромное персидское войско. Оно внезапно появилось возле деревни Марафон недалеко от Афин. Жители Афин, гордые и независимые, взялись за оружие, чтобы отстоять свою свободу. Войско персидского царя превосходило греческое в десятки раз, но греки решили бороться. Прикрываясь щитами, они отважно боролись с врагом. Персидское войско бросилось бежать. На поле боя осталось более шести тысяч раненых солдат персидской армии полководца Дария и только около двухсот греческих воинов полководца Мильтиада.

     С радостной вестью о победе греков в Афины был послан гонец — самый быстроногий воин в армии. Его звали Фидипид. Под палящим солнцем, раненый в бою, он бежал 42 километра, пересекая холмы и возвышенности, мелкие речушки и перелески, отделяющие Селение Марафон от Афин.

     Разбив ноги в кровь, задыхаясь, Фидипид вбежал в город Афины. «Неникамен!» — сумел сказать воин и упал замертво. Это были его последние слова: он умер, сообщив своей стране, что она победила в жестокой войне.

     С 1896 года, времени возрождения Олимпийских игр, марафонская дистанция в 42 километра является одной из самых популярных у спортсменов-бегунов. 

     В 1896 году на Олимпиаде в Афинах первым победителем первых игр на марафонской дистанции стал греческий письмоносец Луис Спирос, который повторил в мирное время в спортивном состязании подвиг своего соотечественника. «Неникамен!» — сказал он после своей победы. 

II. Информационный блок.

Бег укрепляет  здоровье, делает человека сильным, выносливым, ловким, красивым.

Бег помогает человеку закалить свой характер, учит бороться с «не хочу» и «не  могу», помогает преодолевать лень.

Информация о работе Бег как основной компонент здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста