Авторитет родителей в процессе семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные виды родительского авторитета и их характеристика……..5
2. Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей………..13
3. Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка……….16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Педагогические основы.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких  ожиданиях родителей, оправдать  которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в дошкольном возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток  хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Контроль. Конфликты возникают при отношении родителей к маленькому ребенку как к подростку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид ребенка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А ребенок, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к ребенку, воздействуют быстрее. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001.

Существует 4 способа поддержки  конфликтных ситуаций:

- уход от проблемы (чисто деловое  общение)

- мир любой ценой (для взрослого  отношения с ребенком дороже  всего). Закрывая глаза на отрицательные  поступки, взрослый не помогает  ребенку, а наоборот - поощряет  отрицательные формы поведения  ребенка.

- победа любой ценой (взрослый  стремиться выиграть, пытаясь подавить  ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

- продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную  победу и в одном и в другом  лагере. К этому обязательно нужно  идти вместе, т. е. это должно  стать результатом совместного  решения.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наверное, будет просто неудобно в  самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой  на общественное полномочие, требующее  правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, сам смысл авторитета в  том и заключается, что он не требует  никаких доказательств, что он принимается  как несомненное достоинство  старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским  глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка  должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берётся родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет  на ложных основаниях. Они стремятся  к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом  деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Азаров Ю.Г. Семейная педагогика. - М., 1989.

2. Василькова Ю.В. Методика и  опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика  и домашнее воспитание: Учебник  для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

4. Мамнева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. - Просвещение, 1982. - 64 с.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. - 416 с.

6. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., 1988.

7. Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А. Мустафаева. - М., 2002. - 416 с.

8. Мудрик, А.В. Введение в социальную  педагогику / А.В. Мудрик. - Пенза, 1994. - 171 с.

9. Семенов, В.Д. Социальная педагогика: история и современность / В.Д.  Семенов. - Екатеринбург, 1993. - 128 с.

10. Куликова, Т.А. Семейная педагогика  и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М., 1989.


Информация о работе Авторитет родителей в процессе семейного воспитания