Авторитет родителей в процессе семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные виды родительского авторитета и их характеристика……..5
2. Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей………..13
3. Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка……….16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Педагогические основы.docx

— 44.66 Кб (Скачать)

В чём же должен состоять настоящий  родительский авторитет в семье?

Главным основанием родительского  авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они  должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать  перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом, действительной ценностью, а не только внешностью.

При этом нужно всегда помнить, что  в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены  в своей области, как ни с чем  не сравнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это - не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива. Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода,- значит, вы воспитали его правильно.

Но вы - не только гражданин. Вы - еще  и отец. И родительское ваше дело вы должны выполнять как можно  лучше, и в этом заключаются корни  вашего авторитета. И прежде всего  вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет  и чего не хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с  кем играми во что играет, что  читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится  к школе и к учителям, какие  у него затруднения, как он ведёт  себя в классе. Это всё вы должны знать всегда, с самых малых  лет вашего ребёнка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях  и конфликтах, вы должны их предугадывать  и предупреждать. Мамнева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. Из опыта работы. - Просвещение, 1982. - 34 с.

Всё это нужно знать, но это вовсе  не значит, что вы можете преследовать вашего сына постоянными и надоедливыми расспросами, дешёвым и назойливым шпионством. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих  делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в  вашем знании. Иногда вы должны пригласить к себе товарищей сына, даже угостить их чем-нибудь, иногда вы сами должны побывать в той семье, где есть эти товарищи, вы должны при первой возможности познакомиться с этой семьей.

Для всего этого не требуется  много времени, для этого нужно  только внимание к детям и к  их жизни.

И если у вас будет такое знание и такое внимание, это не пройдёт  незамеченным для ваших детей. Дети любят такое знание и уважают  родителей за это.

Авторитет знания необходимо приведёт и к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана  в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить  наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать  особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской  игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и  поговорить с учителем. Если в вашей  семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В  некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу насторожённость, внимание и доверие к его силам.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребёнок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность.

Именно линия ответственности  является следующей важной линией родительского  авторитета. Ни в каком случае ребенок  не должен думать, что ваше руководство  семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что  вы отвечаете не только за себя, но и  за него перед обществом. Не нужно  бояться открыто и твёрдо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно ещё многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 110 с.

Авторитет необходим в семье. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

 

 

 

 

 

 

  1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ

 

Воспитательное воздействие авторитет  родителей на детей оказывается  наиболее эффективным при наличии  определенных условий.

Авторитет и личный пример родителей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Положительное влияние примера  и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит  и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже  становится привычкой вести себя тактично.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между  членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация  всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать  факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться  в правильном суждении и ненавязчиво  направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере  создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают  там, где общая жизнь семьи  недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки  старого быта, сохранившиеся в  некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в семье  влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание особенностей детей позволяет  родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться  в причинах детских поступков.

Осведомленность родителей о физиологических  и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать  движения, культурно-гигиенические  навыки, речь, деятельность общения  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЛИЯНИЕ АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского  контроля за поведением, занятиями, играми, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

- родители регулярно указывают  детям, что им делать;

- ребенок может высказать свое  мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

- ребенок может принимать отдельные  решения сам, но должен получить  одобрение родителей, родители  и ребенок имеют почти равные  права, принимая решение;

- решение часто принимает сам  ребенок;

- ребенок сам решает подчиняться  ему родительским решениям или  нет Сапогова Е.Е. Психологические  особенности переходного периода  в развитии детей 6-7 лет. М., 1986. 146 с..

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  особенности отношений подростка  с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в  поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком  раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких  отношениях проходит без особых переживаний  и конфликтов.

Авторитарные родители требуют  от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять  причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы  жизни, причем могут это делать и  не вполне корректно. Дети в таких  семьях обычно замыкаются, и их общение  с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к  стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая  требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим  отношению к ребенку. Здесь неизбежна  полная потеря контакта. Еще более  тяжелый случай - равнодушные и  жестокие родители. Дети из таких семей  редко относятся к людям с  доверием, испытывают трудности в  общении, часто сами жестоки, хотя имеют  сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского  отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Информация о работе Авторитет родителей в процессе семейного воспитания