Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1.Принципы автоматизации составления учебных планов вузов ……….
1.1 Цели обучения ………………………………………………………….
1.2. Анализ системы формирования учебных планов вузов ……………..
1.3. Анализ факторов, влияющих на качество подготовки
специалиста ……………………………………………………………..
1.4. Модульный принцип построения учебного плана ………………….
1.5. Современные методы разработки учебных планов …………………
1.6. Математическая постановка задачи синтеза учебных планов
вузов …………………………………………………………………….
Список литературы по главе 1 ……………………………………………..
2. Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском государственном университете ……………………….
Список литературы по главе 2 ………………

Работа содержит 1 файл

work.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

    25 - аудиторный фонд, закрепленный за кафедрами;

    26  - аудиторный фонд вуза;

    27  - расписание учебных занятий;

    28 - фонд резервных аудиторий. 

         Укрупненная блок-схема разработанного алгоритма функционирования подсистемы планирования учебного процесса в вузе приведена на рис.2.5.          Основой планирования учебного процесса являются учебные планы и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям.

         В данной работе предложена форма учебного плана блочного типа, содержащая 15 отдельных блоков. Это сделано для удобства автомати-зированного формирования отдельных документов по организации и планированию учебного процесса: приложения к учебному плану, сеток часов кафедр, сводного графика учебного процесса и т. п. Учебный план формируется так, чтобы его структура и содержание обеспечивали заданную трудоемкость подготовки специалистов и полностью соответствовали требованиям и содержанию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специаль-ности. Эта процедура облегчается при применении единой методологической основы планирования учебной работы в учебном плане /4,5/. Разработан алгоритм (рис. 6) и программное обеспечение формирования учебного плана, которое реализовано в среде Delphi 5 с использованием технологии «Клиент/сервер» /6, 7/. Алгоритм формирования и заполнения учебного плана универсален и позволяет получить учебный план с произвольной и номинальной годовой учебной нагрузкой на преподавателя (номинальная нагрузка, например УРс опт = 800 часов, устанавливается ученым советом вуза).

          Основными факторами, определяющими трудоемкость учебной нагрузки, являются состав и структура учебного плана по специальности, а также величина и структура набора студентов; регулирование величины средней учебной нагрузки требует учета факторов, которые влияют на суммарный годовой объем учебной работы в каждом учебном плане. Учет влияния этих факторов осуществляют введением нормативных коэффициентов, нормирующих объем самостоятельной работы студентов по видам занятий и объем работы преподавателя на контроль знаний студентов, на контроль и руководство работой студентов над индивидуальными заданиями /4/. Кроме того, в процессе формирования учебного плана автоматически отслеживается процедура отведения соответствующего числа часов самостоятельной работы студентов на выполнение соответствующих индивидуальных заданий (курсовых проектов, курсовых работ, расчетных заданий, рефератов и т. д.), не допуская перегрузки студентов индивидуальными заданиями /8/. Второй операцией (второй ее можно назвать условно, так как она выполняется параллельно операции формирования учебного плана) является расчет учебной работы и формирование учебной нагрузки кафедры (см. рис. 4).

         С целью совершенствования планирования педагогического труда преподавателей и расчета учебной нагрузки предлагается использовать унифицированные нормы времени учебной работы [9], базирующиеся на дифференциальной зависимости объема часов контроля знаний студентов от общего объема числа часов по дисциплине, что позволяет методически правильно планировать контроль знаний студентов по изучаемым дисцип-линам и демократично распределить учебную работу между кафедрами. Для стимулирования высокопрофессиональных преподавателей вести в большем объеме наиболее напряженные и ответственные виды учебной работы, а также с целью учета индивидуальных особенностей каждого преподавателя, опти-мального использования его педагогического и научного опыта и знаний, а также соблюдения академии-ческой свободы преподавателя в выборе вида и форм учебной деятельности предлагается применять методику расчета учебной нагрузки преподавателя, учитывающую реальную трудоемкость различных видов учебной работы /10/. 

    

    Рис. 5. Блок-схема алгоритма функционирования подсистемы планирования учебного процесса в вузе

      

    Рис.6. Блок-схема автоматизированного формирования учебного плана 
 

           Следующая операция планирования учебного процесса- формирование сеток часов кафедр, они составляются в автоматизированном режиме с ис- 
пользованием документа «Приложение к учебному плану», содержащим всю необходимую для этой  процедуры информацию.  

           Завершающим этапом планирования учебного процесса в вузе является составление расписания учебных занятий, оно формируется на основе сеток часов по курсам и специальностям, с использованием данных об аудиторном фонде кафедр и вуза, штатном составе профессорско-преподавательского состава, условных обозначениях специальностей и перечня требований к расписанию. Так как эффективность и качество учебного процесса во многом определяются качеством расписания учебных занятий, то расписание учебных занятий формируется с учетом предъявляемых требований и с использованием компьютерных технологий.

           Формирование расписания осуществляют в два этапа: на первом этапе в автоматизированном режиме формируется обезличенное расписание учебных занятий с использованием генетического алгоритма /11/; на втором этапе, с целью оптимизации организации труда преподавателей и исполь-зования уникального индивидуального педагогического и методического опыта преподавателей, в обезличенном расписании расставляют наимено-вания дисциплин и виды занятий с учетом пожеланий преподавателей. Для формирования расписания разработаны алгоритмы и программное обеспе-чение, позволяющие составлять расписание учебных занятий в вузе на семестр по стандартной неделе или разделением на четные и нечетные недели с  заданным критерием оптимальности качества расписания учебных занятий. 

            Процесс оптимального планирования учебного процесса включает обязательные процедуры анализа, систематизации, унификации, оптимиза- 
ции информационных потоков, форм учебно-методических документов и процессов по их обработке с завершающей процедурой - автоматизацией основных операций. Такой подход в планировании позволил снизить номенклатуру документов,  циркулирующих в учебном процессе, устранить 
дублирование информации, повысить информационную емкость документов, освободить от рутинной технической работы персонал кафедр, декана- 
тов и учебной части, занятых в планировании учебного процесса, уменьшить число условных операций в технологии планирования, повысить качество планирования учебного процесса при одновременном снижении трудо-емкости процесса планирования.

          Все процедуры подсистемы планирования учебного процесса в вузе реализованы в среде программирования Delphi 5 и поддерживают работу с 
распределенными базами данных с помощью сетевых технологий.

    В процессе функционирования подсистемы планирования учебного процесса в автоматизированном режиме формируются следующие выходные документы:

    -   учебный план по специальности;

    -   приложение к учебному плану  с полным расчетом годовой  учебной работы по дисциплинам учебного плана, суммарной величиной учебной 
работы по специальности и величины учебной работы, приходящейся на одного студента;

    -  сводный график учебного процесса  по факультетам и в целом  по вузу;

    -  сетка часов кафедры по семестрам  с указанием видов и объема  учебной работы по закрепленным  дисциплинам;

    -  документы для составления расписания учебных занятий: сетки часов по специальностям, 
- сводные данные о потребности в аудиториях различного назначения;

    -  заготовка приложения к диплому  о высшем образовании;

    -  расписание учебных занятий и  экзаменов.

         Все это позволяет снизить затраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования, повысить управляемость учебного 
процесса и соответственно повысить качество планирования учебного процесса в вузе.

            Для оценки эффективности проводимого комплекса мероприятий по улучшению планирования учебного процесса в вузе определяется мультипликативный критерий оптимального планирования учебного процесса /12/.

                                  Коп = Ктр · Кэс· Кур 
 

    где Ктр - критерий степени выполнения заданных образовательно-професси-ональной программой требований;

    Кэс - критерий загруженности студентов учебным временем;

    Кур - критерий оптимального качества семестрового расписания учебных занятий.

    Если  величина критерия оптимального планирования учебного процесса равна

                                         Коп = 1 - ΔКоп

    где ΔΚΟΠ - доверительный интервал критерия оптимального планирования, 
то считают, что в вузе осуществлено планирование учебного процесса с оптимальным качеством.
 
 

          
 
 
 
 
 
 

                         Список литературы по главе 2 

    1. Ерунов В. П. Некоторые вопросы  формирования автоматизированной  системы управления учебным процессом  // Технология образовательного процесса: тез. докл. Межвузовской научи,  метод, конф., г. Оренбург, 1997. - С. 111.

    2.  Ерунов В. П. Системный подход  к управлению учебным процессом  в вузе / Современные технологии  в энергетике, электронике и информатике.  Материалы региональной научно-практической  конференции. Выпуск 1 // Оренбург, Оренбургский государственный университет, 1998. - С. 236 - 238.

    3.  Ерунов В. П., Морковин И. И.  К вопросу автоматизации и  оптимизации планирования учебного  процесса в вузе // Социокультурная  динамика региона. Наука. Культура. Образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. - Оренбург. ИНК ОГУ, 2000. - С. 39 - 42.

    4.  Ерунов В. П., Морковин И. И.  Методология планирования учебной  работы по специальности и  ее расчета / Современные технологии в энергетике, электронике и информатике. Материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 2 // Оренбург: ОГУ, 1999. - С. 110 - 113.

    5. Ерунов В. П., Морковин И. И.  К вопросу оптимизации затрат  учебного времени преподавателя  при подготовке специалистов // Вестник Оренбург-ского государственного университета. - ОГУ, 2001. — № 1. — С. 67-72.

    6. Морковин И. И., Ерунов В. П., Кандрашин И. А. Автоматизированное формирование учебного плана по специальности // Государственный координационный центр информационных технологий, отраслевой фонд алгоритмов и программ. Программное средство зарегистрировано в Информационно-библиотечном фонде Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 50200100011, Москва, 2001.

    7. Морковин И. И., Ерунов В. П., Кандрашин И. А. Автоматизированная  система планирования учебного процесса в вузе // Российское агентство по патентам и товарным знакам. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001610164, Москва, 2001.

    8. Ерунов В. П., Морковин И. И.  Автоматизированное формирование  учебного плана по специальности // Проблемы и практика инженерного образования «Высшее техническое образование: качество и интернационализация». Труды ГУ Международной научно-практической конференции - Томск: Изд. ТПУ, 2000. - С. 52.

    9. Огорелков Б. И., Ерунов В. П. Планирование и нормирование научно-педагогического труда преподавателей вуза: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 47 с.

    10. Ерунов В. П. Распределение  учебной нагрузки между преподавателями  кафедры / Современные технологии  в энергетике, электронике и информатике. Материалы региональной научно-практической конференции. Выпуск 2 // Оренбург. Оренбургский государственный университет, 1999.-С. 117- 119.

    11. Морковин И. И. К вопросу  использования генетического алгоритма  при составлении расписания учебных занятий вуза // Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов: Сборник материалов. В Зх ч.: Ч. 2. - г. Оренбург, ИПК ОГУ, 2001. - С. 48 - 50.

    12. Ерунов В. П. Системно-критериальный  анализ учебного процесса в  вузе / Вестник Оренбургского государственного университета. - ОГУ, 2001. - № 2. - С. 60 - 69. 

Информация о работе Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе