Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:53, реферат

Описание работы

Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1.Принципы автоматизации составления учебных планов вузов ……….
1.1 Цели обучения ………………………………………………………….
1.2. Анализ системы формирования учебных планов вузов ……………..
1.3. Анализ факторов, влияющих на качество подготовки
специалиста ……………………………………………………………..
1.4. Модульный принцип построения учебного плана ………………….
1.5. Современные методы разработки учебных планов …………………
1.6. Математическая постановка задачи синтеза учебных планов
вузов …………………………………………………………………….
Список литературы по главе 1 ……………………………………………..
2. Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в Оренбургском государственном университете ……………………….
Список литературы по главе 2 ………………

Работа содержит 1 файл

work.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение  ……………………………………………………………………… 

    1.Принципы  автоматизации составления  учебных   планов вузов ……….

      1.1 Цели обучения ………………………………………………………….

      1.2. Анализ системы формирования  учебных планов вузов ……………..

    1.3. Анализ  факторов, влияющих на качество  подготовки 

          специалиста ……………………………………………………………..  

    1.4. Модульный  принцип построения учебного  плана ………………….

    1.5. Современные  методы разработки учебных планов  …………………

    1.6. Математическая  постановка задачи синтеза учебных планов

          вузов …………………………………………………………………….

    Список  литературы по главе 1 …………………………………………….. 

    2. Автоматизация и оптимизация планирования учебного процесса в   Оренбургском государственном университете ……………………….

    Список литературы по главе 2 ……………………………………………. 
     
     
     

     

       
     

                                               ВВЕДЕНИЕ 

    Основной  задачей системы высшего образования  является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного  профиля. При этом выпускаемые специалисты  могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям [33].

    Развивающиеся наука и техника предъявляют  новые требования к содержанию высшего  образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска[5]. Качество подготовки специалиста во многом определяется программой его обучения, и, в частности, главным документом этой программы - учебным планом вуза. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов с тем, чтобы они всегда находились в наивысшем соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту, поэтому учебный план должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям по отношения к специалисту [58].

    В настоящее время процесс составления  учебных планов, основанный на опыте  и интуиции работников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях все возрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частого обновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса в условиях перехода России к рыночным отношениям. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройку системы профессионального образования с учетом жизненных реалий.

                   1.ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ  СОСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ   ПЛАНОВ ВУЗОВ

      1.1. Цели обучения.

    Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы  требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов.

    Цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного процесса. Она является ориентиром и критерием для определения степени достижения конечных результатов процесса обучения. Будучи конкретной, точно сформулированной, она позволяет осуществить управление учебной деятельностью студента, своевременно решать вопросы успешности обучения, его эффективности и качества результатов.

    Основной  целью системы высшего образования  является профессиональная подготовка специалистов высшей квалификации в соответствии с социальным заказом. Поэтому именно профессиональная деятельность специалистов задает и определяет цели изучения всех учебных дисциплин, а значит и содержание, и структуру, и формы соответствующей учебной деятельности студентов, готовящихся к этой профессиональной работе. Вот почему особое значение приобретают сейчас исследования, направленные на изучение профессиональной деятельности и разработку «портрета» специалиста того или иного профиля. Практическим результатом таких исследований явилось создание и введение в действие квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. В характеристиках дается описание основных видов деятельности специалиста, его функциональных обязанностей, требований к его подготовке. Составление квалификационных характеристик является важным этапом в решении проблемы формулировки целей подготовки специалиста и определения содержания его профессиональной деятельности [25]. Описание модели специалиста может быть выполнено с различной полнотой, с различной степенью обобщения и с использованием различных терминов. Для совершенствования учебного процесса необходимы  точно построенные модели, если не формализованные, то хотя бы в виде достаточно полного списка основных свойств, качеств и способностей специалиста[14].

    Парадокс  обучения заключается в том, что  применять знания, полученные в институте, студенту придется через 4-6 лет. Но в  настоящее время при стремительном  развитии науки и техники знания также стремительно устаревают. Поэтому одной из целей обучения является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться далее самостоятельно в нужном ему направлении. Но прочные фундаментальные знания невозможно дать без анализа структуры учебного материала.

    При этом, содержание подготовки специалиста  должно строиться как комплексная  целевая программа, ориентированная  на конечные результаты, а не как  простая сумма независимых друг от друга дисциплин. Содержание каждой отдельной дисциплины должно рассматриваться как органическая часть целостного содержания всесторонней подготовки специалиста определенного профиля. Из этого вытекает необходимость строить содержание подготовки специалиста в целом как комплексную программу [82]. Эта программа должна реализовывать синтез учебного плана подготовки специалиста. Осуществление такого подхода позволяет обеспечить целостность содержания обучения и интеграцию его составляющих на всех уровнях формирования, во всех формах его представления. Содержание, построенное на логике обучения, становится методологическим и методическим средством достижения промежуточных и конечных целей подготовки специалиста.

    Все содержание обучения представлено множеством дисциплин, изучаемых по данной специальности.

                                (1.1)

    где m - количество изучаемых дисциплин  по специальности;

           - содержание i-й дисциплины;

          SO - содержание обучения.

    Как известно, дисциплинарное построение учебного плана таит в себе некоторую опасность. Формирование у студентов независимых друг от друга предметных знаний затрудняет возможность пользоваться ими в дальнейшей познавательной и профессиональной деятельности, которая требует от специалистов умения комплексного, интегрального применения знаний, полученных при изучении дисциплин в процессе обучения в вузе. В то же время, дисциплинарная структура содержания подготовки специалистов обладает и большими достоинствами. Она лучше, чем какая либо другая, позволяет формировать у студентов систему научных и профессиональных знаний и умений, полное представление о различных сторонах действительности. Поэтому необходимо в рамках дисциплинарной структуры изыскивать пути и методы обеспечения комплексности, системности в изучении сложных структур и явлений, методы научно-обоснованной интеграции содержания всех дисциплин учебного плана в органически целостную систему содержания подготовки специалиста в вузе [25].

      1.2. Анализ системы  формирования учебных  планов вузов.

 

    Высшая  школа как объект управления представляет собой двухуровневую иерархическую систему: Министерство образования и науки - вуз (см. рис.1.1). Верхний уровень иерархии решает задачи соответствия выпускаемых высшей

школой  специалистов структуре и объему общественных потребностей. Оно определяет содержание образования,  разрабатывает модели личностей           

    

                                                                 Рис.1.1

специалистов  разных профилей, типовые учебные планы и программы по специальностям и т.д.[18].

    Нижний  уровень - вуз - обеспечивает соответствие выпускаемых специалистов системе  основных требований, заложенных в  директивных документах: моделях  личности специалистов, типовых учебных  планах и программах.

    В типовых учебных планах, утверждаемых высшими государственными органами народного образования, обозначаются:

  • обязательные виды учебной деятельности (теоретическая и практическая подготовка, учебное проектирование и научно-исследовательская работа студентов и т.д.) и распределение времени между ними;
  • обязательные гуманитарные и социально-экономические общетехнические и специальные дисциплины с указанием времени, отводимого на их обучение;
  • виды практик и их примерный удельный вес;
  • время, отводимое на дисциплины специального цикла;
  • общее время, отводимое на обязательные занятия по выбору и на факультативные занятия;
  • время для самостоятельной работы;
  • контрольные мероприятия;
  • виды квалификационных выпускных работ;
  • процент времени, находящегося в ведении Совета учебного заведения.

    На  основе типовых составляются рабочие планы учебных заведений. В них, с учетом специфики заведения, детализируются все виды учебного процесса, в частности определяются:

  • распределение дисциплин и практик по годам обучения и семестрам с указанием отводимого времени;
  • набор предлагаемых занятий по выбору учащихся с указанием отводимого времени;
  • факультативные занятия;
  • график учебного процесса по годам обучения, в котором указываются все виды учебной деятельности, а также время каникул.

    Рабочие учебные планы составляются ежегодно и вузам предоставляется возможность корректировать в определенных пределах объемы изучаемых дисциплин,  содержание и структуру образования. Таким образом, вузам предоставляется достаточная свобода для улучшения качества подготовки специалистов не только путем уточнения дисциплин, изучаемых в вузе, но и путем их оптимального расположения во времени.

      1.3. Анализ факторов, влияющих на качество  подготовки специалиста.

    Под качеством специалистов, выпускаемых  вузами, будем понимать некоторую  систему свойств специалистов, которая определяет собой их пригодность для удовлетворения общественных потребностей [2].

                                (1.2)

    где - некоторое свойство, умение специалиста.

    Вуз обеспечивает соответствие выпускаемых  специалистов системе основных требований, заложенных в директивных документах: моделях личности специалиста, учебных  планах и программах. Причем качество выпускаемых специалистов определяется качеством их подготовки. Проблемы качества подготовки специалистов, а также методы его оценки описаны в работах [14,25,33,38,62,71]. По результатам этих работ можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на качество выпускаемых специалистов являются содержание и структура учебного материала, методы обучения и материально-техническая база процесса обучения.

    На  процесс осмысленного запоминания  влияют такие факторы, как структура  материала, образование ассоциативных  связей между понятиями, частота  использования понятий [52]. Но не только логичность изложения влияет на запоминание материала. Известно [62], что процесс усвоения и забывания информации можно представить в простейшем случае кривой, изображенной на рис. 1.1.

    Восходящая  ветвь кривой соответствует процессу восприятия, нисходящая - забывания. Время, соответствующее наибольшему объему информации, находящейся в памяти (Т) - это время окончания изложения материала. Сразу после этого начинается процесс забывания. Весь процесс описывается уравнением [62]:

                       (1.3)

    где l1 и l2 - параметры, зависящие от количества и качества ассоциативных связей и статистических характеристик забывания.

Информация о работе Автоматизированные системы управления учебным процессом в вузе