Аудиологический скрининг – необходимое условие личностно – ориентированной реабилитации детей с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:11, реферат

Описание работы

1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.

2. Опыт применения аудиологического скрининга в Свердловской области

РФ.

3. Опыт внедрения слухового скрининга новорожденных в Дании.

Работа содержит 1 файл

реферат по скринингу слуха.doc

— 506.50 Кб (Скачать)
 

     При  получении 2-х и более отрицательных  ответов на анкету-опросник проводится  скрининг-тест на слуховые реакции. При отрицательных ответах ан вопросы № 1-16, 18-19 и положительных ответах на вопросы № 17 и 20 может быть заподозрено снижение слуха или нарушение слухового восприятия. В этих случаях рекомендовано комплексное обследование слуха детей с использованием объективных методов исследования слуховой функции.

      Скрининг-тест на слуховые реакции  («гороховый» метод) основан на  регистрации безусловно-рефлекторной  ориентировочной реакции ребенка  на звуковой сигнал. Для теста  необходимы:

     - 3 пластмассовые коробочки, заполненные на 1/3 манкой, гречневыми ядрицами и нелущеным горохом (источник звука № 1, № 2, № 3) (таблица 3); 

Таблица 3. Источники звука. 

Источник звука Сила звука (дБ) Расстояние  от уха (см)
1 Баночка с манкой 30-40 10-15
2 Баночка с гречкой 50-60 10-15
3 Баночка с горохом 70-80 10-15
 

     - одна пустая пластмассовая коробочка;

     - яркая игрушка для привлечения  внимания ребенка.

     Каждые 3 месяца содержимое коробочек  меняется. Ребенок сидит на стуле  или коленях матери (лежит на коленях), обследующий (врач) располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе. По сигналу обследующего ассистент трясет коробочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 10-15 см так, чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой. Обследование начинается с манки. Задержка реакции на звук может достигать 3-5 секунд. Если ребенок четко реагирует на звучание коробки с манкой и может определить его направление (при нормальном слухе это возможно с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять. Оценка

результатов обследования приведена в таблице № 4. В ней  приведены расстояния в метрах, на которых дети с нормальным слухом слышат звуки разных частот. 

Таблица 4. нормальная реакция  на звуковой раздражитель в зависимости от возраста ребенка 

Возрастная  группа

(в месяцах)

30-40 дБ (манка) 50-60 дБ (гречка) 70-80 дБ

(горох)

1 0-1     10-15 см
2 1-3   25-50 см 50 см-1 м
3 3-6 10-15 см 50 см-1 м 2-3 м
4 6-9 20-25 см 1-2 м 3-4 м
5 9-12 50 см-1 м 1,5-3 м 4,5-5 м
6 12-24 1-2 м 3-4,5 м 5-6 м
7 с 30 2-3 м 4-5 м 5-6 м
 

     Объективный аудиологический скрининг осуществляется методом регистрации вызванной ОАЭ при помощи устройства регистрации ОАЭ.

     Результаты  всех обследований отражаются  в карточке ребенка. При выявлении нарушений слуховой функции ребенок направляется в республиканский (обласной, городской) детский сурдологический центр (кабинет), где проводится углубленное аудиологическое обследование с использованием объективных методов исследования слуховой функции (акустическая импедансометрия, исследование слуха путем регистрации задержанной вызванной ОАЭ, аудиологическое исследование, основанное на регистрации слуховых вызванных потенциалов коры головного мозга, игровой тональной и речевой аудиометрии). Ребенка также необходимо направить в ПМПК. При подтверждении снижения слуха ребенок берется на диспансерный учет, и ему начинают проводить адекватную медицинскую и слуховую реабилитацию. 

   2. Опыт применения аудиологического скрининга в Свердловской области РФ.

    В России система аудиологического скрининга была разработана Российским научно-практическим Центром аудиологии и слухопротезирования Минздрава России.

     В  Свердловской области программа  аудиологического скрининга работает  с 1996 года и представляет собой трехступенчатую систему: родовспомогательное учреждение – детская поликлиника – сурдологический центр.

     Одним  из традиционных путей снижения  инвалидности по слуху является  система раннего выявления слуховых  нарушений. Она включает: универсальный аудиологический скрининг, медико-генетические консультирования по показаниям, а также периодическое исследование слуха в детских коллективах. В последнем случае крайне важны своевременная диагностика и адекватное лечение среднего отита у детей младших возрастных групп, т.к. отсутствие симптомов острого воспаления ведет к запоздалому диагнозу, развитию осложнений, либо смешанной тугоухости. Оториноларингологические кабинеты большинства детских поликлиник не располагают диагностическим оборудованием, позволяющим контролировать течение экссудативных отитов в процессе лечения осложненных ОРВИ.

          При проведении исследования ОАЭ кроме полученного результата «тест прошел» / «тест не прошел» учитываются следующие параметры:

     - место проживания;

     - возраст;

     - принадлежность к группе риска  по нарушению слуха;

     - результаты поведенческого скрининга;

     - данные отоскопии;

     - результаты проведенных (ранее или параллельно) дополнительных исследований: тимпанометрии и КСВП.

     При  определении принадлежности к группе риска предусмотрен учет таких маркеров, как:

     - отягощенная наследственность;

     - недоношенность;

     - внутриутробные инфекции;

     - осложненное течение беременности  и / или родов;

     - наличие других врожденных пороков развития или дефектов;

     - наличие клинических проявлений  острого среднего отита, экссудативного  среднего отита, сальпингоотита.

     Поскольку  система скрининга в условиях  амбулаторного приема ЛОР –  сурдолога в обычной поликлинике предусматривает использование аппарата для быстрого автоматического тестирования детей, это занимает дополнительно всего несколько минут. Структура группы обследованных детей представляет, практически, срез обращаемости с жалобами на нарушение слуха. За период с сентября 2007 года по февраль 2008 года на базе консультативно – поликлинических отделений ДГБ № 1 и № 13 г.Екатеринбурга обследовано 216 детей, обратившихся за консультацией сурдолога по направлению педиатра (реже ЛОР – врача).

     Еще  одно направление скрининга – превентивное. В Свердловском областном детском сурдологическом центре совместно с областным центром планирования семьи и репродукции начата работа с будущими матерями, имеющими нарушения слуха. С 2005 года семьи группы риска (рождения детей с нарушенным слухом) выделены в отдельную группу наблюдения. В соответствии с разработанным алгоритмом, при первичном медико-генетическом консультировании молодой семьи, планирующей рождение ребенка, при условии, что оба или один из родителей имеют нарушение слуха, они направляются в сурдологический центр. Здесь с будущими родителями беседуют сурдолог, психолог, сурдопедагог, социальный работник, юрист. Тщательно собирается анамнез, оформляется карта наблюдения, особое внимание уделяется будущим матерям, имеющим нарушение слуха. При необходимости проводятся повторные дополнительные занятия, психологические тренинги.

     Создана  специальная обучающая программа  для родителей. Супружеские пары  группы риска, проживающие в  удаленных районах области, ориентированы на первый визит с новорожденным в сурдологический центр в возрасте 1 месяца по программе аудиологического скрининга.

     Система  ранней диагностики нарушений  слуха в конечном итоге определяет  раннее протезирование и качество  жизни ребенка.  

     3. Опыт внедрения слухового скрининга новорожденных в Дании.

     Больница  Гвидорф, в которой ежегодно  рождается более 6000 детей, крупнейшее  место первичного слухового скрининга  новорожденных в Копенгагене.  Здесь также имеется солидный  штат биомедицинских лаборантов и консультирующий их педиатр. Чтобы эффективно проходить скрининг на фенилкетонурию и слуховой скрининг, обслуживая в среднем 32 ребенка в день, 10 биомедицинских лаборантов прошли 5-дневные обучающие курсы. Сегодня они занимаются скринингом раз в неделю, по двое одновременно в соответствии с требованиями Совета здравоохранения по поддержанию компетентности. Главный секрет успешной работы – проводить скрининг нужно без стресса и без задержки. Скрининг начинается каждое утро в 8 часов и продолжается до 2 часов дня. Если дети провели более 48 часов в боксе интенсивной терапии или родились недоношенными, и, следовательно, относятся к группе повышенного риска, они проходят оба теста: как на ОАЭ, так и КВСП. Наилучшие результаты можно получить, если скрининг проводится с третьего по десятый день после рождения ребенка. В течение первых 48 часов существует большая вероятность того, что послеродовые массы в слуховом проходе отрицательно влияют на измерение. Поэтому слуховой проход тщательно проверяется перед началом теста.

     Процедура,  которую биомедицинские лаборанты  выполняют с 2005 года, оказалась  более чем успешной: за 7 месяцев  они проверили примерно 3500 детей,  дав направление 53 детям (менее  2%). В тех случаях, когда считают, что проблема связана с закупоркой уха, родителей просят вернуться через несколько дней, чтобы повторить тест. Если родители слишком обеспокоены, то их вместе с детьми направляют для повторного скрининга в аудиологическое отделение больницы Биспебьерг. Успех программы в том, что скрининг – дело добровольное, родители приходят на него по собственному желанию. Большой вклад вносят акушерки, которые первыми вступают в контакт с родителями. Родителям заранее назначается дата и время осмотра. На бланке при выписке из родильного отделения пишется идентификационный номер ребенка вместе с наблюдениями по поводу скрининга и отправляется по факсу в Биспебьерг. Средний возраст детей, направленных на повторный скрининг, составил 10 дней, при этом повторный скрининг был проведен в течение последующих 5 дней.

     Работа  с техникой очень проста. Для  биомедицинских лаборантов, которые  привыкли работать на сложном  оборудовании и самостоятельно  исправлять неполадки, обучение  технике скрининга оказалось  элементарным. Научиться пользоваться  AccuScreen оказалось очень легко. Там всего несколько меню, легких для навигации и понимания. Инструкция по эксплуатации содержит 50-60 страниц, специалисты обращаются к ней крайне редко. Зонд тестируется каждое утро, а наконечники заменяются для каждого ребенка. В наличии имеется 3 аппарата AccuScreen. 2 используют одновременно, один находится в резерве. Для тестов используются 4 аккумулятора. Их меняют каждый день и разряжают в пятницу, в конце рабочего дня.

     Еще  одно преимущество AccuScreen заключается в высокой скорости тестов. Регистрация ОАЭ – самый быстрый тест и наименее чувствительный к шуму. С того момента как ребенок готов к тесту, регистрация ОАЭ может занять от 10 секунд до 5 минут. Регистрация КСВП проходит дольше, особенно если ребенок беспокойный, хотя само по себе измерение занимает всего 30 секунд.

     В  конце дня, в соответствии с  протоколом скрининга, все тестовые  данные переводятся в базу  данных в Биспебьерге. Кроме  того, существует система внутренней  регистрации пациентов – электронный  журнал каждого ребенка. Для записи ответов используются международные обозначения (pass, refer, absent). Можно обследовать 100 детей, а затем загрузить данные в компьютер. 

     Датский рецепт успеха основывается на следующих факторах:

Информация о работе Аудиологический скрининг – необходимое условие личностно – ориентированной реабилитации детей с нарушениями слуха