Аудиологический скрининг – необходимое условие личностно – ориентированной реабилитации детей с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:11, реферат

Описание работы

1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.

2. Опыт применения аудиологического скрининга в Свердловской области

РФ.

3. Опыт внедрения слухового скрининга новорожденных в Дании.

Работа содержит 1 файл

реферат по скринингу слуха.doc

— 506.50 Кб (Скачать)

Аудиологический скрининг – необходимое  условие личностно  – ориентированной  реабилитации детей  с нарушениями  слуха

    

     План:

     1. О скрининге нарушения слуха  в Казахстане.

     2. Опыт применения аудиологического  скрининга в Свердловской области

         РФ.

     3. Опыт внедрения слухового скрининга  новорожденных в Дании. 

     1. О скрининге нарушения слуха в Казахстане.

     В Казахстане пока существует только модель скринингового обследования новорожденных и детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Методические рекомендации к скрининговой модели разработаны в рамках совместного творческого договора, заключенного между ННПЦ КП и ОО «Центр САТР».

     Основными  задачами массового скринингового  обследования новорожденных и  детей в возрасте от 0 до 3 лет являются:

     - выявление детей с факторами  риска по тугоухости и глухоте;

     - выявление детей с риском нарушений  слуховой функции и направление их в сурдологические кабинеты, центры для углубленного обследования и оказания лечебной помощи;

     - выявление детей с риском нарушений слуховой функции и направление их в психолого-медико-педагогические консультации (далее ПМПК) для углубленного обследования и решения вопросов коррекционно-развивающего обучения;

     - оказание консультативной помощи  родителям по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением слуха;

     - учет обследуемых детей для  создания банка данных о детях  с нарушением слуха и их  потребностей во вспомогательных  технических средствах коррекции  и компенсации нарушенной слуховой  функции.

     Скрининг  слуха заключается в проведении  обследований слуховой функции,  осуществляемых в 2 этапа.

     Первый этап – скрининг слуха проводится в родовспомогательных учреждениях (перинатальные центры, родильные дома, родильные отделения) на 2-3-й день жизни ребенка, а также перед выпиской из родовспомогательного учреждения.

     Составляющими  скрининга являются: анамнез, прогностический  скрининг, объективный аудиологический  скрининг.

     Прогностический скрининг заключается в работе с таблицей «Прогноз отклонений слуховой функции у новорожденных и детей раннего возраста» (таблица 1). 

Таблица 1. Скрининговая прогностическая  таблица факторов риска по тугоухости и глухоте детей  раннего возраста. 

Факторы риска Оценка фактора  в баллах
1 Ранние, поздние и длительно текущие гестозы. 5
2 Токсикозы и  угроза прерывания беременности. 3
3 Резус-конфликт матери и плода. 5
4 Новообразования матки, применение цитостатиков. 5
5 Перенесенные  вирусные и инфекционные заболевания  матери в период беременности (краснуха, корь, грипп, ангина, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, хламидиоз, трихомониаз, СПИД и др.). 10
6 Ототоксические  препараты (антибиотики аминогликозидного  ряда-стрептомицин, блеомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, неомицин и др.), лекарственные препараты (фуросемид, аспирин, хинин), применяемые матерью во время беременности и ребенком. 10
7 Анемия, сахарный диабет, тиреотоксикоз. 4
8 Стремительные, запоздалые, преждевременные, затяжные роды. 4
9 Ягодичное и  тазовое предлежание плода. 5
10 Центральное расположение плаценты, частичная отслойка плаценты, кровотечение. 9
11 Наложение акушерских щипцов. 3
12 Кесарево сечение. 2
13 Выдавливание  плода. 3
14 Асфиксия новорожденного. 3
15 Внутричерепная  родовая травма. 7
16 Гипербилирубинемия (более 20 мМоль/л). 6
17 Гемолитическая  болезнь новорожденного. 7
18 Масса тела при  рождении менее 1500 г. 9
19 Недоношенность, низкий балл по шкале Апгар. 6
20 Гестационный  возраст более 40 недель (переношенность). 5
21 Патология челюстно-лицевого скелета. 5
22 Реанимация  и интенсивная терапия ребенка  после рождения. 7
23 Возраст матери более 40 лет (поздние роды). 6
24 Наследственные  заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора (с-м Ваарденбурга, с-м Ушера, ото-палато-двигательный с-м и др.). 10
25 Наличие тугоухости у родителей и ближайших родственников. 10

 

     Работа  с таблицей строится следующим  образом: в самом начале неонатолог  определяет наличие тех или  иных факторов риска по тугоухости  и глухоте у новорожденного. При наличии одного или двух из перечисленных факторов, делается отметка в графе группа риска «угрожающий по тугоухости» и производится их подсчет. В том случае, когда сумма коэффициентов не превышает 7 баллов – это группа благоприятного прогноза. После выписки из роддома такие дети берутся на учет в поликлинике по месту жительства участковым врачом и нуждаются в проведении поведенческого скрининга (смотри второй этап). Если сумма баллов более 7 – это группа внимания. В этом случае проводится объективный аудиологический скрининг методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии.

     Объективный аудиологический скрининг осуществляется методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии при помощи специальной аппаратуры – устройства регистрации отоакустической эмиссии (далее ОАЭ). В Казахстане официально зарегистрировано устройство регистрации отоакустической эмиссии OTOREAD производства Дании.

     Перед  обследованием наружный слуховой  проход ребенка должен быть  очищен от серы или послеродовой смазки. Ребенок должен лежать так, чтобы было обеспечено удобное положение головы, и оставаться в спокойном положении неподвижно (рисунок 1).

     В  зависимости от наружного слухового  прохода ребенка подбирается  тестовый вкладыш, который надевается  на наконечник тестера до упора.

     Во  время проведения теста прибор  должен находиться в руке у  врача. Включить прибор можно,  нажав на нужную клавишу на  лицевой стороне панели. Затем  плотно и комфортно вставляется пробник в наружный слуховой проход. Выбор тестируемого уха, производится при нажатии на левую L клавишу (будет протестировано левое ухо) или на правую R (будет протестировано правое ухо). Прибор начинает работу автоматически. 

 

Рисунок 1. Проведение объективного аудиологического скрининга. 

После запуска  теста на экране прибора появляется картинка с двумя горизонтальными  полосками NOISE и VOLUME. Если эти полоски занимают всю ширину экрана (рисунок 2), пробник вставлен плохо, нет герметизации. Если в помещении шумно, на экране прибора появится надпись NOISE. При правильном расположении пробника полоски должны располагаться в левой части экрана или доходить д примерно до половины экрана (рисунки 3, 4).       

 

                   Рисунок 2.                             Рисунок 3.                             Рисунок 4. 

     Прибор  калибруется в соответствии с  уровнем шума автоматически, и,  если уровень шума не превышает  допустимого, тест запускается.  Во время выполнения теста  на экране прибора будут выводиться  результаты обследования в виде вертикальных линий.

     При  нормальном завершении теста  на экране прибора будет надпись  PASS или ПРОШЕЛ (рисунок 5). В этом случае состояние слуховой функции ребенка сохранно. Если же появилась надпись REFER или НЕ ПРОШЕЛ (рисунок 6), ОАЭ не зарегистрирована, ребенок должен быть отнесен к группе риска.

     Распечатка  результатов обследования производится  на термопринтере прибора. При  этом прибор должен лежать  на специальной подставке. 

  

 

Рисунок 5-6. 

     Прогностический и объективный аудиологический скрининги проводятся неонатологом или обученной медсестрой при помощи специальной аппаратуры –устройства регистрации ОАЭ. Результаты проведенного скрининга слуха отражаются в выписке из роддома.

     Учитывая  короткий срок пребывания новорожденного в роддоме, возможен факт его неполного обследования или же недооценка факторов риска. Следовательно, проведение прогностического и объективного аудиологического скринингов уместно на втором этапе обследования.

     Второй этап – скрининг слуха проводится в детских поликлиниках и др. организациях первичной медицинской помощи (далее ПМСП), а также во время патронажа детей на дому (не позже 1 мес. жизни ребенка) ежеквартально до 1 года и 2 раза в год до 3 лет независимо от результатов предыдущего скрининга.

     Составляющими  скрининга слуха на втором  этапе являются: прогностический  скрининг, поведенческий скрининг и объективный аудиологический скрининг.

     Прогностический скрининг заключается в работе с таблицей «Прогноз отклонений слуховой функции у новорожденных и детей раннего возраста (таблица 1).

     Поведенческий  скрининг заключается в заполнении  анкеты-опросника для мамы (таблица  2) и проведении скрининг-теста  на слуховые реакции (таблицы  3, 4). 

Таблица 2. Анкета-опросник для  мамы. 

Наблюдаемая реакция Возраст Да Нет
1 Вздрагивает ли ребенок на громкие звуки? 2-3 недели    
2 Замирает ли ребенок при звуке голоса? 2-3 недели    
3 Поворачивается  ли ребенок на звук голоса позади него? 1 месяц    
4 Беспокоится ли спящий ребенок на громкие звуки и голоса? 3 месяца    
5 Поворачивает  ли голову в сторону звучащей игрушки  или голоса? 4 месяца    
6 Оживляется  ли ребенок на голос матери, не видя ее? 1-3 месяца    
7 Реагирует ли ребенок  криком или широким открыванием  глаз на резкие звуки? 1,5-6 месяцев    
8 Есть ли гуление  у ребенка? Эти звуки монотонные или эмоционально окрашенные? 2-4 месяца    
9 Переходит ли гуление  в лепет? 4-6 месяцев    
10 Появляется  ли эмоциональный лепет на появление родителей? 5-6 месяцев    
11 Появляются  ли у ребенка новые слоги? 8-10 месяцев    
12 Поворачивается  ли ребенок на свое имя? Старше 6-7 месяцев    
13 Понимает (выполняет) ли ребенок простые просьбы («где мама?» и т.д.). 8-10 месяцев    
14 Появляются  ли у ребенка новые слова? Какие? 1 год    
15 Появляются  ли у ребенка двухсловные фразы? 1,5-2 года    
16 Указывает ли ребенок  на знакомые предметы, когда вы их называете? Повторяет ли он слова и фразы? 1,5-2 года    
17 Использует  ли ребенок мимику и жесты при  общении? 2 года    
18 Обращает ли внимание на различные шумы? 2 года    
19 Строит ли простые  предложения? 2-3 года    
20 Старается ли ребенок  смотреть на лицо говорящего с ним  человека при общении? Старше 2 лет    

Информация о работе Аудиологический скрининг – необходимое условие личностно – ориентированной реабилитации детей с нарушениями слуха