А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о сущности воспитания как систематическом, целенаправленном воздействии на человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Среди советских педагогов послевоенного периода видное место принадлежит Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретиче-ского наследия советской педагогики и собственного практического опыта по-зволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей.

Работа содержит 1 файл

К.р. по педагогике.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

    1. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о сущности воспитания как систематическом, целенаправленном воздействии на человека воспитателей и коллектива.

Среди советских педагогов послевоенного  периода видное место принадлежит  Василию Александровичу Сухомлинскому (1918—1970). Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное  внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Активный  последователь и продолжатель идей А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад.

Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное  место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно  популярной во всем мире стала книга  В. А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

Теоретические взгляды А. С. Макаренко на коммунистическое воспитание пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».

Выработку нравственных оценок, суждений, привычек А. С. Макаренко рассматривал как процесс, осуществляемый в общей деятельности педагогического содержания, реализуемой коллективами воспитателей и воспитанников, В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств.

Предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса.

Сущность  воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные  для данного процесса и проявляющиеся  в определенных закономерностях и тенденциях.

Таким образом, в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта.

2. Единство профессионального, нравственного и трудового воспитания с учётом особенностей воспитываемых.

    Нравственное  воспитание представляет собой важное направление в общем и профессиональном воспитании сотрудников правоохранительных органов. Вероятно, не случайно слова латинского происхождения «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) имеют общий корень, придающий понятию «юстиция» исходное значение — справедливость. К. Маркс подчеркивал, что «...сохранение жизни нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность»1. Вся правоохранительная деятельность пронизана моралью:

    а)  мораль и право находятся в  неразрывной связи, оказывают влияние  друг на друга.  Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы — это важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемые им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу, если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;

    б)  решение правоохранительных задач  — это прежде всего защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой правонарушений, раскрывая и расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;

    в)  защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в  своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязанностей;

    г)  правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;

    д)  мораль — не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие подготовленности морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям.

    Понятны высокие требования правоохранительной деятельности к нравственности тех, кому она доверена. Цель нравственного воспитания — формирование нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников, поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и профессиональной морали. Она достигается решением задач:

    •   вооружения сотрудников знанием  и пониманием сущности, содержания норм и значимости морали в жизни  людей, в успехах государственного строительства, в профессиональной деятельности;

    •   формирования личных привычек нравственного  поведения на службе и в быту;

    •   укрепления чувств верности профессиональной Присяге, кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности, добросовестности при выполнении служебных обязанностей;

    •   создания в коллективе здорового  морально-психологического климата, укрепления морально безупречных взаимоотношений  между начальниками и подчиненными и всеми сотрудниками;

    •   воспитания у сотрудников коллективизма  как одного из важнейших и традиционных для российского менталитета качеств, товарищеских отношений, морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремления к укреплению чести своего коллектива, авторитета и почетности профессии сотрудника правоохранительных органов, непримиримости к нарушениям моральных норм в коллективе;

    •   развития привычек высоконравственных отношений к гражданам при выполнении своих обязанностей, уважения к их запросам и особенностям без различий расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола и возраста;

    •   воспитания сотрудников в духе здорового  образа жизни, отказа от вредных привычек, повышения уровня своего физического развития;

    •   формирования высокой требовательности сотрудников к себе, своему поведению, совестливости, порядочности, честности, здорового честолюбия, стремления к постоянному самосовершенствованию, профессиональной карьере в правоохранительной деятельности;

    • предупреждения профессиональной деформации сотрудников, фактов несправедливого отношения к гражданам, бездушия, грубости, хамства, нравственных злоупотреблений служебным положением.

    Формы и методы нравственного воспитания многочисленны. В него вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в других видах воспитания. Среди специальных мер оправдывают себя: Доска почета; пропаганда достижений и опыта лучших сотрудников и коллективов с показом нравственных предпосылок их; индивидуальные беседы; обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов; товарищеские и офицерские суды чести; создание общественных советов культуры, университетов культуры; творческие встречи с деятелями культуры и искусства; развитие самодеятельности, организация концертов и посещение театральных спектаклей; вовлечение в занятия спортом; организация профессиональных соревнований; работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий с ними — посещения концертов, выездов на природу, семейных вечеров и пр.

    В последние годы расширяется участие  священнослужителей в духовно-нравственном воспитании личного состава. Представители церкви встречаются с ним, проводят беседы, организуют православные чтения (включающие вопросы нравственности), совершают обряды освящения служебных помещений, привлекаются к участию в собраниях личного состава, благословляют отправляющихся на выполнение служебно-боевых задач, проводят панихиды и молебны по погибшим при исполнении служебного долга, способствуют открытию в органах внутренних дел часовен, молитвенных комнат2.

    В нравственном воспитании важно повышение действенности его проведения, борьба с формализмом, недопущение расхождений между словом и делом и сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службы время. Ничего не будет достигнуто и даже будет нанесен вред, если есть расхождение между тем, к чему призывают руководители и работники воспитательных служб, и тем, с чем личный состав сталкивается в постановке жизни и деятельности своего правоохранительного органа. Требованиям морали должна отвечать вся организация работы органа, и прежде всего стиль, методы работы, отношение к сотрудникам, поведение в быту руководителей и воспитателей всех уровней управления правоохранительным органом. Нигде значение личности воспитателя не имеет такого огромного значения, как в нравственном воспитании. В.А. Сухомлинский писал:

    Слово... приобретает воспитательную силу лишь тогда... когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством3.

    Только  безукоризненный личный пример нравственности может создавать расходящиеся «волны» подлинно нравственных влияний на окружающих. Люди верят словам, следуют советам и поучениям только того человека, который следует им сам. Если сотруднику приходится терпеть равнодушие, неуважение к себе, нарушение своих прав, грубость со стороны руководителей и сослуживцев, то в большинстве случаев он проявит ту же аморальность по отношению к гражданам. Поэтому важнейшее значение имеет нравственное воспитание на основе построения всей службы и деятельности личного состава в строгом соответствии с нормами морали; повседневная примерность ответственных должностных лиц, демократический стиль управления, основанный на уважении достоинства и прав сотрудников.

    Расхождение между словом и делом в нравственном воспитании проявляется и в «двойном стандарте» психологии и жизни коллектива правоохранительного органа. На официальных мероприятиях говорится все правильно, аморальное поведение и вредные привычки (например, пьянство) осуждаются, в том числе и рядовыми сотрудниками, а в своем кругу негласно говорится и делается другое. О морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственное воспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих организационных форм и методики4. В наиболее совершенном виде это особый раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры, предназначение которых — формирование профессиональной морально-психологической подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своих задач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней и нормами. Психолого-педагогическая структура такой подготовленности включает:

Информация о работе А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о сущности воспитания как систематическом, целенаправленном воздействии на человека