Аппликация как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика аппликации как вида изобразительной деятельности детей дошкольного возраста……………..3
2. Материалы и оборудование для занятия аппликации…………………...6
3. Программа обучения аппликации детей старшей группы………………8
4.Практическая часть: Методы и приемы обучения…………………….…11
Вывод……………………………………………………………………….....21
Список использованных источников… ……………………………………22

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    4. Практическая часть: Методы и приемы обучения 

    Как и прежде, нужно уделять большое  внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего.

    На  занятиях важное место отводится  восприятию и анализу предметов, необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. Можно предлагать детям план для анализа предмета или спрашивать, о чем нужно рассказать, рассматривая предмет. В случае затруднений воспитатель может спросить, что упущено в процессе анализа предмета. В этой возрастной группе нужно больше внимания обращать на сравнение признаков и качеств предметов, учить детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжать совершенствовать формообразующие движения. Рассматривая с детьми произведения декоративно-прикладного искусства, необходимо учить замечать красоту цветосочетаний, гармонию форм, выразительность композиции.

    К использованию образцов в старшей  группе воспитатель прибегает в  отдельных случаях, когда нужно  показать детям конечный результат  новой, сложной работы. Например, воспитатель показывает образцы с изображением ваз, обращая внимание на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, она отражается как в зеркале). Можно использовать вариативные образцы.

    Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на опыт самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Например, вводится вырезывание одинаковых предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Воспитатель показывает, как нужно сложить бумагу, как вырезать какую-либо знакомую форму, и после этого получается сразу несколько одинаковых фигур.

    Труднее всего дети усваивают вырезывание  симметричных форм, так как им сложно представить конечный результат. В  таком случае использование показа приемов работы бесспорно. Целесообразно, обучая детей этому приему, прибегать к тренировочному действию, а в некоторых случаях использовать «прорисовку» пальцем линии контура на листе бумаги, сложенном пополам. Постепенно овладевая понятием «половина предмета», дети переходят к сознательному использованию этого приема. Во время обследования предмета симметричной формы важно акцентировать внимание детей на обведении половины его контура, закрывая другую половину листом бумаги.

    К показу приемов работы воспитатель  обращается не только с введением нового приема работы ножницами, но и с введением нового способа изображения. Например, в старшей группе вводится способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги, который используется для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Осуществляя показ приемов работы, воспитатель подчеркивает, что аппликация выполняется без ножниц, одними лишь пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, а правая — большим и указательным- пальцами обрывает бумагу по задуманной линии. Этот способ вызывает у детей большой интерес, и они с удовольствием учатся выполнять им аппликации.

    Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель  должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет  той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. В этой группе нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, а для этого не ограничивать ее цвета при подготовке материалов.

    Воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный  опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель  применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Например, для выполнения декоративной аппликации воспитатель советует детям сначала подобрать наиболее подходящие цвета бумаги, подумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить, чтобы было красиво.

    Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует  их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается  косвенно подвести ребенка к правильному  решению. Например, ребенок срезал у полоски углы — получились неодинаковые, косые срезы у крыши. Это огорчает его, Воспитатель предлагает подумать, как нужно Получить сразу два одинаковых угла.

      Только в случае необходимости  подсказать прием работы: сложить  полоску пополам, не делая линию сгиба, и срезать угол — получится с двух сторон одинаково.

    Анализ  аппликаций необходимо проводить при  активном участии детей. Как и  прежде, нужно обращать внимание детей  на выразительность работ, изобразительные  особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой. Нужно учить детей критически оценивать свою аппликацию, сравнивать ее с другими. Например, детям предлагается самим решить, красивая ли у каждого получилась работа, удачно ли подобрана по цвету бумага, аккуратно ли вырезаны элементы, интересно ли расположены и т. д.

     Подумав, дети должны самостоятельно положить свою аппликацию на стол с красным  флажком (если она отвечает тем требованиям, о которых говорил воспитатель) или на стол с синим флажком (если, по мнению самого ребенка, есть ошибки и мало красоты). Разбирая затем одну и другую группу работ, дети коллективно выясняют, правильной ли была самооценка.

     К подведению итогов занятия также  нужно привлекать самих детей, обучая их умению видеть общие удачи, находки и ошибки. 

     Конспект  занятий

     Тема: Спиральные розочки.

     Задачи:

  • Учить детей технике изготовления спиральных розочек;
  • Учить детей рисовать спираль и резать по спирали;
  • Развивать навыки закругленного резания;
  • Развивать знания о необходимости природного равновесия и роли человека в природе;
  • Развивать умение работать вместе, коллективно;
  • Воспитывать любовь к природе;
  • Воспитывать вежливое отношение друг к другу.

     Материал  и оборудование:

       Иллюстрации с изображением цветов, загадки о цветах, картон, квадраты из красной бумаги размером 3-5 см, квадраты из зеленой бумаги размером 2-3 см, ножницы, клей, кисточки, салфетки, простые карандаши.

     Предварительная работа:

     Беседы  о цветах, о лекарственных растениях, рисование, лепка различных цветов, отработка навыков резания.

     Ход занятия:

     - Ребята, за окном уже весна,  все вокруг расцветает, радуется  солнышку, весне. Вокруг много  цветов. Какие цветы вы можете  назвать? А какие из них вы  видите на иллюстрациях?(Ответы  детей) 

     - Какие из цветов садовые, а  какие полевые? Помните, мы с вами говорили о лекарственных травах. Какие из цветов являются еще и лекарственными травами?(Ответы детей)

     - У нас с вами есть дорожка  здоровья давайте по ней пройдем  и разомнем наши ножки (профилактика  плоскостопия).

     Дети  идут по «дорожке здоровья», состоящей из разных по качеству поверхности «лепестков».

     Вот цветочки, посмотри, потеряли лепестки.

     Мы  по ним пойдём, наши ножки разомнём.

     Этот  гладкий лепесток,

     Есть  колючий хвощ-цветок.

     Колокольчик – синий цвет

     С язычком, а звону нет.

     Есть  шершавый лепесток,

     Ландыш  – беленький звонок.

     - Я знаю, что вы любите загадки,  и специально для вас нашла  новые, интересные. Послушайте, и  попытайтесь отгадать:

     Посадили  зернышко — вырастили солнышко.

     (подсолнух)

     Эх, звоночки, синий цвет,

       С язычком, а звона нет.

     (цветок  колокольчик)

     Золотое решето

     Черных  домиков полно.

       (подсолнух)

     Помню, в нынешнем году

     Расцвели  они в саду,

     Разоделись, как актрисы,

     В платья белые …

       (нарциссы)

     Благоухает  и манит,

       Цветами нежными дарит, 

     Протянешь руку за плетень —

     И в ней окажется … 

     (сирень)

     Колосится в поле рожь.

     Там, во ржи, цветок найдешь.

     Ярко-синий  и пушистый,

       Только жаль, что не душистый.

     (василек)

       На зеленой хрупкой ножке

     Вырос шарик у дорожки.

     Ветерочек прошуршал

     И развеял этот шар.

     (одуванчик)

     Каждый, думаю, узнает,

       Если в поле побывает,

     Этот  синенький цветок,

       Всем известный …

       (василек)

     То  фиолетовый, то голубой,

       Он на опушке встречался с  тобой.

       Названье ему очень звонкое  дали,

     Но  только звенеть он сумеет едва ли.

     (цветок  колокольчик)

     Шевелились  у цветка

     Все четыре лепестка.

     Я сорвать его хотел,

     А он вспорхнул и улетел

     (бабочка)  
- Всегда приятно любоваться цветами! Но рвать их нельзя.  Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

     - Как вы думаете, что было  бы, если бы все рвали цветы?  (Ответы детей)

     - Правильно, на месте цветочков  появляются семена, которые дают  жизнь новым растениям. Но так  хочется иметь в нашей группе  красивые цветы, чтобы можно  было ими любоваться… Что же  нам делать?(Дети предлагают сделать  цветы из бумаги, нарисовать, слепить)

     - И правда, ребята, ведь можно сделать  цветы из бумаги, и я вам  сейчас расскажу как. Мы сделаем  много цветочков, листочков и  в результате у нас получится  замечательное панно, которое  будет украшать нашу группу  и радовать нас и наших гостей.

     - Чтобы нам веселее работалось и наши ручки не уставали, давайте их разомнем (самомассаж пальцев рук «Полевые цветы»)

     На  лугу растут ромашка,

     Лютик едкий, клевер-кашка.

     Что ещё? Гвоздика, смолка,

     Колокольчик, хвощ – как ёлка.

     Подорожник, василёк,

     Граммофончик - вьюнок. 

     (Растирание  круговыми движениями по типу  «надеваем колечко» каждого пальца  одной руки пальцами другой  руки.)

     - Итак, чтобы сделать цветок, нужно  взять квадраты из красной   бумаги. Отрезаем уголки. Не надо превращать квадрат в круг, просто немного скругляем углы.  Рисуем спираль и вырезаем её ножницами.

     Начинаем  закручивать спираль с наружного конца. Скручиваем многослойный конус. Когда свернёте спираль до центрального кружка, отпустите её. Придайте цветку нужную форму: если спираль свернулась слишком туго — немного распусти, если слабо — скрути ещё раз.

     Смазываем  клеем центральный кружок. Прижимаем  серединку цветка к кружку и держим, пока схватится клей, чтобы она приклеилась торцом. Розочка готова! (Объяснение последовательности действий сопровождается показом)

     - Чтобы сделать листочек, нужно  взять квадраты зелёной бумаги. Складываем их  по диагонали. Загибаем уголки к середине. Переворачиваем.  Приклеиваем к основе, смазывая клеем только широкий конец. 
Дети приступают к работе. К концу занятия получается замечательное коллективное панно.

Информация о работе Аппликация как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста