Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.

Объект исследования: является система образования в Китае.

Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     1993 г – Закон «Об учителе», в котором определены основные права и обязанности учителей, условия их назначения на службу, правила аттестации подготовки и переподготовки, оговорены условия назначения заработной платы, нагрузки и.т.д.

     В дополнение к закону вышли такие  разъяснительные документы, как «Положение об аттестации учителей», «Положение о педагогическом образовании», «Постановление о профессиональном свидетельстве учителя», и др.

     Закон «О высшем образовании» 1999 года подчеркнул необходимость дальнейшего развития высшего педагогического образования и определил стратегию преобразований:

     - Педагогические университеты должны  включать в себя не только  педагогические дисциплины по  изучению других наук, но так  же предметы по другим специальностям.

     - Повышение требований к педагогическому  составу. Практика морального поощрения учителей в виде наград и увеличение заработной платы.

     - Углубление преподавания в педагогических  вузах, разработка новых учебных  методик.

     - Обеспечение доступа студентов и преподавателей не только к учебникам, но и к большому количеству научных, исторических материалов.

     - Интеграция педагогического образования  и науки. 

     Начинает  действие программа «3+1», по которой  студенты изучают 3 осиновые обязательные дисциплины (помимо общего курса) и  могут выбрать 1 курс по собственному желанию.

     Так же педагогические вузы активно участвуют  в программе «211», согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

     В настоящее время в китайских  педагогических университетах продолжаю  происходить теоретические исследовании и практические реформы. К теоретическому исследованию, например, относится обновление образовательной концепции, целевое изменение представления о будущем учителей, изменение традиционных методик, переход образовательного аспекта от преподавания знаний к идейному выращиванию, студенческое творческое развитие и т.д. К практической реформе относятся попытки в некоторых педагогических университетах ввести новую модель организации обучения. Обучение делится на несколько периодов. Первый период продолжается 2 семестра и преподаются общие базисные дисциплины, второй период продолжается 4 семестра и преподаются дисциплины профильной подготовки, третий период продолжаться 2 семестра и преподаются общепрофессиональные дисциплины и педпрактика. По окончанию таких вузов выпускники получают степень бакалавра.

     Таким образом, правительство КНР целиком  и полностью осознает необходимость  качественного изменения в высшем педагогическом образовании, его расширение и финансирование. Однако, многие исторические, экономические и социальные аспекты  не дают возможности мгновенно осуществить все преобразования и вывести высшее педагогическое образование на нужный уровень.

4. Финансирование образования

     "Закон  об образовании Китайской Народной  Республики" устанавливает: "В  Китае осуществляется система  финансирования образования, в основе которой - правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства, изыскиваемые по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство и местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера. Местные финансы ответственны за финансирование высшего образования, среднего образования и ниже, находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование – это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования, различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования.

     Правительство КНР рассматривает дело просвещения  как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного хозяйства и общества. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" ясно устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн. юаней, в том числе финансовые расходы государства – 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта. 
Расходы на образование в Китае состоят из двух частей: расходы на образование и расходы на капитальное строительство. Бюджет на образование включает в себя бюджетные расходы на дело образования и бюджетные инвестиции на капитальное строительство. На финансовых и плановых органах правительств различных ступеней лежит обязанность по разработке проекта бюджетных расходов на образование, который рассматривается и утверждается собраниями народных представителей тех же ступеней. После составления бюджетных расходов на образования до внесения поправок собранием народных представителей их не вправе изменять ни одно ведомство или отдельная личность. В процессе выполнения бюджета на образование финансовые органы правительства отвечают за контроль над расходами на дело образования, а плановые органы правительства – за контроль над расходами на капитальное строительство.

     Параллельно созданию и совершенствованию системы  социалистической рыночной экономики  в Китае на этапе необязательного  образования действует механизм разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней -–13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении. 

 

Заключение

     Открытость системы образования Китая перед внешним миром позволила изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформы и развития отечественной системы образования. Китайские студенты, обучающиеся в лучших университетах зарубежных стран, «являются ценнейшим достоянием китайской нации».

       Несмотря на заботу и внимание  государства остается много нерешенных  проблем. Потребность в увеличении  денежных ассигнований опережает  возможности государства их удовлетворять.  Неравномерное развитие системы  в зависимости от экономического положения того или иного района Китая, приводит к тому, что в зонах с отсталым хозяйством учебные заведения страдают от нехватки дипломированных специалистов и многие учителя начальной школы не имеют даже среднего педагогического образования.

     Не  снижается потребность в специалистах, особенно в сельских школах. Не хватает  специалистов по таким дисциплинам, как музыка, физическая культура, изобразительное  искусство, биология, английский язык, география, политическое воспитание. Причина заключается в: 1)несбалансированности учебных программ в системе педагогического образования: во многих университетах и училищах приоритетными предметами являются математика, физика, химия.

     2)Невысокий  уровень социальной защиты работников системы образования (низкая оплата труда учителя в среднем по стране; жилищно-бытовые проблемы);

     3)«Утечка  мозгов» в коммерческие организации,  за рубеж, где уровень доходов,  а также условия жизни работающих  по контракту китайских специалистов  значительно превосходят основные социальные блага, которыми они пользуются у себя на родине;

     4) Отток преподавателей ведет к  ухудшению качества обучения  и старению кадров.

     Кроме вышеперечисленного существует еще  одна большая проблема – это коррупция  в системе высшего образования, которая стала неотъемлемой частью высшего образования во многих странах.

     С 90-х гг. прошлого века в китайских  университетах с коррупцией можно  столкнуться везде: в области  преподавания и исследований, в сфере  услуг, оказываемых обществу, или  международных связей и обменов.

     Воздействие коррупции, тесно связанной с  институциональными аспектами китайской  системы высшего образования, на ход его развития и полную национальную модернизацию оказалось разрушительным, прежде всего потому, что наука  и образование были официально провозглашены стратегически важными приоритетами для национального строительства Китая. Исследования неоднократно подтверждали, что многие китайские ученые — представители зарубежных диаспор, вроде бы желающие вернуться работать в Китай, только при одной мысли о коррупции отказываются от этого шага. Коррупция выступает и как серьезное препятствие на пути интернационализации китайского высшего образования.

     Таким образом, можно видеть, что научно-исследовательская  деятельность пока остается на достаточно низком уровне, Китаю приходится больше использовать европейский опыт в образовании, чем заниматься собственной научной деятельностью. К тому же остается проблема перенасыщения техническими вузами и специальностями. На сегодняшний день для китайских граждан предпочтительней получать высшее образование за рубежом, а это указывает на то, что китайские вузы нуждаются в еще большей модернизации и перед правительством стоит задача вывести вузы на мировой уровень.

     В настоящее время и в Китае, и в России проводится реформа образования. Однако  сам образовательный процесс в этих двух странах происходит по-разному. В Китае общее образование продолжается 12 лет, а в России – 11 лет. В Китае вступительные экзамены в вуз разные, а в России проводится ЕГЭ (единый государственный экзамен), хотя некоторые вузы страны не участвуют в ЕГЭ.

     В современном Китае студенты учатся платно, а в России большинство  студентов поступают на бюджетные  места. Несмотря на эти различия образование  в Китае, и в России бурно развивается.

 

Список  используемой литературы

  1. Высшее образование в Китае // http://www.febras.ru/partners/science1.html.
  2. Ей Юй Хуа. О стратегии развития китайского образования // Педагогика. – 2001. - №4. – С. 75-77.
  3. Лю Сяоянь. - Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3. – С.58-66.
  4. Развитие системы образования в Китайской Народной Республике. – М.: НИИВСИ, 1989. – 60 с.
  5. Рассуждение о развитии системы современного высшего педагогического образования в Китае // http://www.hcxx.sdedu.net
  6. Ру Я. Вступление Китая в ВТО и высшее образование // Alma mater. – 2002. – №1. – С. 33-37.

Информация о работе Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае