Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: осуществить анализ становления и современного состояния системы подготовки нового образованного поколения в Китае.

Объект исследования: является система образования в Китае.

Предметом исследования: особенности развития системы образования в Китае.

Гипотеза исследования: если мы проанализируем систему образования в Китае, то выясним какие сходства и различия между системами образования в Китае и России.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     Китайское правительство последовательно  стремится повышать социальный статус и жизненные условия преподавателей. "Закон о преподавателях" ясно устанавливает, что "средняя зарплата преподавателей должна быть не ниже или выше уровня средней зарплаты государственных служащих и постепенно расти" и что "медицинское обслуживание преподавателей идентично тому, которым пользуются служащие в данном месте". Для улучшения жилищных и жизненных условий преподавателей китайское правительство в 1994-1998 годах ассигновало свыше 9 млрд. американских долларов и построило для преподавателей 903 млн. квадратных метров жилья.

     Благодаря неустанным усилиям создание корпуса  преподавателей в Китае увенчалось хорошими результатами. По количеству, масштабу, качеству и эффективности заметен его значительный рост. В 1999 году соответствие стандартам подготовки преподавателей в начальной школе составляло 95,9%, в неполной средней школы – 85,5%, в полной средней школе – 65,89%. Постоянно повышается эффективность работы учебных заведений, в 1999 году соотношение преподавателей и учеников в начальной школе равнялось 23,12:1, в неполной средней школе 18,23:1, в полной средней школе 15,2:1, в высшем образовании 13,4:1.

     Одним из конкретных проявлений независимой  и самостоятельной мирной внешней  политики Китайской Народной Республики является осуществление всесторонних международных обменов и сотрудничества в области образования.

     Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования имеют под собой законодательно обеспеченную базу. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" предусматривает: "Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования". "Закон о высшем образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования".

     Содержание  международных обменов и сотрудничества Китая в области образования  затрагивает многосторонние и двусторонние рамки деятельности правительства, органов образования, неправительственных организаций. Правительство КНР принимает деятельное участие в работе ЮНЕСКО и развернуло многопрофильное взаимодействие с ЮНЕСКО, Детским фондом ООН, с Департаментом ООН по планированию развития детей, Фондом народонаселения ООН, Всемирным банком и т.д. Правительство КНР подписало документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 160 странами и районами мира.

     Международные обмены и сотрудничество Китая в области образования захватили в свое русло многостороннюю деятельность, включая контакты преподавателей, обмен студентами на учебу, совместные исследования, совместное обучение. Китай направляет в некоторые страны своих преподавателей и аналогично приглашает к себе преподавателей из некоторых стран. В основном все высшие учебные заведения Китая наладили разного рода взаимодействие с зарубежными органами высшего образования, в том числе совместное проведение исследовательских работ.

     Международные обмены и сотрудничество Китая в  области образования находится  в ведении министерства образования  КНР. Повседневной работой в этой сфере занимаются Управление международного сотрудничества и обменов министерства образования. Соответственно административные органы образования на местах в Китае имеют свои организации, занимающиеся повседневной работой по международным обменам и сотрудничеству в сфере образования. Китайское правительство учредило Всекитайский комитет ЮНЕСКО и аккредитовало в этом органе ООН свою миссию, на местах в Китае имеются филиалы этого комитета. Всекитайской неправительственной организацией, занимающейся международными обменами и сотрудничеством в области образования, является Китайская ассоциация международных обменов в области образования, на местах в Китае функционируют ее филиалы. Ведутся оживленные, активные и богатые по содержанию общественные контакты в этой области. В китайских высших учебных заведениях, как правило, функционируют органы, ответственные за международные обмены и сотрудничество в области образования. Обычно они называются "Отделом международных обменов и сотрудничества" или же "Центром международных обменов и сотрудничества".

     Однако  потребность в педагогических кадрах остается еще очень высока, тогда как количество педагогических вузов в масштабах страны довольно небольшое. Тем не менее, если в 1949 году педагогических вузов насчитывалось всего 12, то уже к 2004 году их число увеличилось до 103. Темпы роста очевидны, но для такой большой по площади страны, как Китай, этого явно недостаточно. Особенно остро эта проблема ощущается в отдаленных провинциях и селах.

  Направления и  уровни подготовки  специалистов системы  педагогического  образования

     В Китае подготовка учителей для начальной  и средней школы осуществляется в системе педагогических учебных заведений, которая включает средние педучилища, педвузы и институты повышения квалификации.

     Высшие  педагогические учебные заведения  включают высшие педагогические училища, педагогические университеты и институты, педагогические институты иностранных языков и физкультурный пединститут (кроме того, имеются педагогические факультеты и курсы при некоторых университетах). Сюда приглашают абитуриентов, закончивших полную среднюю школу и прошедших конкурс единых государственных вступительных экзаменов.

     Срок  обучения в высшем педучилище - 2-3 года, его задача – подготовить учителей для неполной средней школы по 13 основным специальностям: идейно-нравственное воспитание, китайский язык и литература, язык и литература национальных меньшинств, история, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, физическая культура, музыкальное и изобразительное воспитание.

     Срок  обучения в педагогических университетах  и институтах – 4 года, здесь готовят  учителей для полной средней школы. Выпускникам присваивают ученую степень бакалавра; некоторые университеты и институты имеют право присваивать ученую степень магистра или доктора. Основные специальности в них: школьное воспитание, дошкольное воспитание, воспитание детей с отклонениями в развитии, управление образованием, психологическое воспитание, идейно-нравственное и политическое воспитание, китайский язык и литература, язык и литература национальных меньшинств, история, английский язык и литература, математика, география, физическая культура, музыкальное и изобразительное воспитание. В некоторых появляются отделения библиотековедения и радиотехники. Все учащиеся должны пройти педпрактику.

     Переподготовка  учителей в Китае осуществляется на базе институтов усовершенствования (ИУУ) и институтов повышения квалификации (ИПК). Кроме того, в педвузах и средних училищах, в педагогических исследовательских учреждениях по результатам самостоятельной подготовки можно сдать квалификационный экзамен. ИУУ берет на себя главным образом переподготовку учителей для начальной школы. ИПК – для средней ступени образования. В ИУУ учителя могут образование очно, заочно и в виде краткосрочной стажировки. Срок – до 3-х лет. В ИПК имеется возможность обучения по телевидению, в общих университетах и университетах для взрослых существуют специальные курсы. Для преподавателей высших учебных заведений органы переподготовки – это главным образом в 6 головных педагогических университетах, относящихся к министерству образования, несколько головных университетов непедагогического профиля, несколько центров переподготовки высших учебных заведений, а также институты высшей категории, где преподаватели работают.

     В Китае действует преподавательский  ценз. В соответствии с "Положением о цензе преподавателя" этот ценз подразделяется на 7 категорий: ценз преподавателя в детском саду, ценз преподавателя начальной школы, ценз преподавателя неполной средней школы, ценз преподавателя средней школы, ценз преподавателя среднего профессионального училища, ценз преподавателя-руководителя практики в среднем профессиональном училище и ценз преподавателя высшего учебного заведения. Государство установило соответственный уровень подготовки для преподавателей различных категорий: преподаватели в детских садах должны окончить педагогическое училище для работы с детьми дошкольного возраста и выше, преподаватели начальной школы – среднее педагогическое училище и выше, преподаватели неполной средней школы – высшее специальное педагогическое училище или другие профильные университеты, преподаватели средней школы высшей категории – высший педагогический институт по данному профилю и выше, высшие учебные заведения – аспирант или выпускник университета по данной дисциплине.

     В Китае практикуется система должностей преподавателей. Преподаватели высших учебных заведений занимают должности профессора, доцента, лектора, ассистента. Должности преподавателей средних профессиональных училищ – преподаватель высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей теории культуры и техники в учебных заведениях для квалифицированных рабочих – лектор высшей категории, лектор, помощник лектора, преподаватель. Должности преподавателей производственной практики в учебных заведениях для квалифицированных рабочих – инструктор-преподаватель высшей категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель первой категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель второй категории по практическим занятиям, инструктор-преподаватель третьей категории по практическим занятиям. Должности преподавателей обычной средней школы – преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории, преподаватель третьей категории. Должности преподавателей профессиональной средней школы – аналогичны средней школы, но вместе с тем там есть инструктор-преподаватель практических занятий, причем методика в основном та же, что и в учебных заведениях по подготовке квалифицированных рабочих. Должности преподавателей начальной школы – преподаватель высшей категории, преподаватель первой категории, преподаватель второй категории и преподаватель третьей категории. Должности воспитателей в детских садах аналогичны должностям преподавателей начальной школы.

     Долгое  время частные образовательные  учреждения не считали нужным включать педагогическое образование, и только в последние десятилетия начинают создаваться негосударственные педагогические вузы.

     Для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы существуют определенные льготы: отличники могут быть зачислены без вступительных экзаменов. В ситуации, когда высшее образование в стране переходит в основном на коммерческую основу, большинство студентов педагогических вузов учатся бесплатно.

  Основные направления  реформ в области  педагогического  образования

     В Китае проблемы педагогического  образования с каждым годом все  больше привлекают внимание государства.

     В постановлении «О реформе народного  образования» (1985) указывается, что  «развитие педагогического образования  и переподготовка учителей – это  стратегическая мера для развития народного образования».

     В «Программе реформы и развития народного  образования» (1993) большое внимание уделяется педагогическим учебным  заведениям. Центральное место в  работе правительства и местных  органов власти отводится своевременному и достаточному финансированию системы подготовки педагогических кадров. В Китае высокий статус учителя и важность педагогического образования постоянно признается всем обществом.

     Меры  государства:

  1. Постоянное увеличение добавочных средств для улучшения материально-технической базы педагогических вузов.
  2. Реформирование системы педагогического образования с целью подготовки большого количества учителей начальных и средних школ для работы в сельских школах. Внимание к этой проблеме обусловлено спецификой развития страны. На местах, районах и уездах открываются средние педучилища для подготовки учителей начальных школ. Финансовое обеспечение этих училищ берет на себя местное правительство.
  3. Установление определенных льгот для выпускников средней школы, поступающих в педагогические вузы: отличники могут быть зачислены без вступительных экзаменов.
  4. Поддержка на государственном уровне высокого статуса учительской профессии, забота о материальном благополучии педагогических кадров, они бесплатно или за малую плату могут получить жилье в специальных учительских городках. Моральное поощрение квалифицированных специалистов путем присвоения им званий «Отличник народного образования», «Учитель-методист», «Передовой работник».
  5. Усиленное внимание к профессиональному росту и повышения квалификации работающих учителей.
  6. Постоянное совершенствование научно-технического оснащения ИПК и ИУУ путем использования последних достижений науки и техники и совершенствование коммуникационных средств.

Информация о работе Анализ становления и современное состояние системы подготовки нового образованного поколения в Китае