Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи. Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Содержание

Введение
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
1.1Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
1.2Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного принципа организации
2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

Грамотное чередование в  течение дня различных видов  деятельности и отдыха, пребывания в помещении и на свежем воздухе, а также соблюдение режима питания  способствуют полноценному развитию детей, укреплению их здоровья, восстановлению затраченной энергии.

Успешная работа воспитателя  по всестороннему развитию ребенка  во многом зависит от согласованности  и продуманности календарного плана  и использования разнообразной  внеучебной деятельности в каждом режимном отрезке в течение учебного года.

Планирование работы дает возможность педагогу рационально  использовать время, правильно организовывать свой труд и педагогический процесс, равномерно распределять нагрузку по месяцам, устанавливать очередность  и сменяемость различных видов  деятельности. Все это позволяет  обеспечить комфортное эмоциональное  состояние детей как одно из условий  их полноценного развития. При организации  пребывания ребенка в детском  саду недопустимо использовать занятия  в качестве преобладающей формы  обучения и воспитания. В течение  дня необходимо обеспечить сбалансированное сочетание и чередование различных  видов деятельности дошкольников: игры, наблюдения, беседы, опытно-экспериментальная  деятельность, ознакомление с произведениями различных видов искусства, самостоятельная  игровая и двигательная активность, нерегламентированная деятельность.

Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и  интеграция разнообразных  организационных  форм, в которых в той или  иной степени будут интегрироваться  и различные виды детской деятельности.

Все занятия построены  на основе интеграции (взаимопроникновения  и взаимодействия) 10 образовательных  областей, что обеспечивает целостность  образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»

«Нам на улице не страшно»

Модифицированная программа  по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.

Автор: Петрова Галина Викторовна, старший воспитатель МДОУ N29,  г.Старый Оскол Белгородской области.

Актуальность данного  модульного курса обусловлена в  первую очередь резким ростом автомобилизации, риску которого подвергаются в большей степени дошкольники, а конкретнее отсутствие у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.

Данный модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного  движения основывается на нескольких принципах, о которых чуть позже, и не зря, главный принцип этого  модульного курса – обучение в  процессе игры. В существующих программах обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения занятия напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид  деятельности дошкольного возраста теряет свою значимость и важность. Эти данные свидетельствуют о  необходимости разработки и внедрения  системы занятий, которая сделает  обучение дошкольников правилам дорожного  движения интересным и позволит реализовать  принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми в данной области.

Основные принципы модульного курса :

  • обучение в процессе игры
  • модульный принцип построения образовательного процесса
  • последовательность усвояемых знаний

Цель данного модуля- формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице.

Модульный курс составлен  с учетом возрастных и психологических  особенностей детей.

Каждый модуль дает определенную сумму знаний, необходимых именно в конкретной возрастной группе.

Модульный курс по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного  движения состоит и 4 модулей, разрозненных по возрастным группам.

Первый модуль «Приключение автомобильчика » для детей трех- четырех лет состоит и пяти тем. Он решает группу задач: умение различать  виды транспорта, ознакомление с понятием улица, дорога, тротуар, светофор.

Тема 1. «Я и мои друзья». Представление о транспорте, его назначении. Виды транспорта: легковой, грузовой. 
Тема 2. Автомобильчик заблудился. Понятия:  «дорога», « тротуар», «улица» 
Тема 3. Автомобильчик сломался. Представления о легковом автомобиле, его деталях. 
Тема 4. Встреча автомобильчика со светофором. Представление о светофоре, его назначении. Сигналы светофора. 
Тема 5.  Итоговое развлечение. Кукольный спектакль «Приключение автомобильчика». Представление о дороге, транспорте, светофоре. Элементарные навыки поведения на  дороге.

Далее модуль « Светофорчик  » для средней группы, детей  четырех- пяти лет, задачи которого: ознакомление  с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в автобусе, закрепление знаний о   видах  транспорта. Данный модуль включает в себя десять тем.

Тема 1. «Волшебная рукавичка» 
Сигналы светофора. На какой сигнал светофора переходить улицу? 
Тема 2. «Веселое путешествие со Светофорчиком». 
Сигналы светофора. Пешеходный переход. Где нужно играть? Почему попали  в беду герои? 
Тема 3. « В мире дорожных знаков». 
Что такое дорожные знаки? Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Наземный переход», «Подземный переход», « Правила перехода улиц». 
Тема 4. « Для чего нужно знать дорожные знаки». 
Назначение дорожных знаков. Правила поведения на улицах города. 
Закрепление дорожных  знаков. Решение  проблемной  ситуации. 
Тема 6. « Давние и новые друзья автомобильчика»  
Виды транспорта. Кто и когда изобрел автомобиль. Правила поведения в общественном транспорте. 
Тема 7. «Давайте жить дружно» 
Разные виды транспорта. Понятия: «улица», «тротуар», «проезжая часть»

Тема 8. «Нелегко быть пассажиром». 
Правила поведения для пассажиров. Понятия «улица», «дорога», «транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход».  
Тема 9. «Город, в котором мы с тобой живем». 
Понятия «улица», «дорога», «транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход». Назначение тротуаров. Ориентировка в пространстве города. 
Тема 10 Итоговое развлечение. «Это я, это я, это все мои друзья» 
Сигналы светофора. Пешеходный переход. Проезжая часть. Тротуар.  
Правила дорожного движения. Ориентировка  в пространстве.  Где можно, где нельзя играть.

Для старшей группы разработан модуль  состоящий из трех разделов , первый раздел «Транспорт» , включивший в себя семь тем, второй раздел «Светофор» состоящий из 5 тем, третий раздел «дорожные знаки» состоящий из восьми тем. Задачами данного модуля являются: расширение знаний о безопасном поведении  в транспорте,  при езде на велосипеде, о дорожных знаках.

Тема 1. Какой он - автомобиль? Виды  транспорта. Сходства и различия. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. 
Тема 2. Машины  едут на помощь. Транспорт специального назначения6 «Скорая помощь», «Милиция», «Пожарная». Телефонные номера служб. 
Тема 3 Оформление альбома о транспорте. История возникновения транспорта. Виды  пассажирского транспорта: автобус, трамвай, маршрутное такси, троллейбус. Грузовой транспорт, специальный транспорт. 
Тема 4 Где появился первый велосипед? История создания велосипеда. Правила безопасности велосипедиста. 
Тема 5 Быть примерным пассажиром разрешается. Правила поведения пассажира при посадке,  поездке и выхода из транспорта. Дорожный знак «Место стоянки автобуса». 
Тема 6 Как починить машину?Работа автомастерской, слесаря.  Назначение транспорта. 
Тема 7. Это каждый должен знать обязательно на «5».Виды транспорта. Правила безопасности велосипедиста. Правила поведения в легковом  и пассажирском транспорте.

Раздел «Светофор» 
Тема 1. «Где я родился?»История рождения светофора. Какие они первые светофоры? Где их устанавливали? Перекресток.  
Тема 2. Целевая прогулка к проезжей части «Два братца».Проезжая часть. Тротуар. Светофор для пешехода. Светофор для транспорта. 
Тема 3.Сочинение сказки «Приключение д. светофорчика»Устройство светофора. Назначение. Почему выбраны зеленый, красный, желтый цвета для сигналов светофора. 
Тема 4.. В мастерской Светофорчика. Дорожные знаки. Светофор. Пешеходный переход. 
Тема 5. Игра-соревнование «Светофорные науки»Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «наземный переход». Виды светофоров. Виды транспорта.

Раздел «Дорожные  знаки» 
Тема 1. Когда и как появились дорожные знаки. История возникновения дорожных знаков. 
Тема 2. Пешеходный переход ( экскурсия).Правила пешехода. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный переход», «понятие «знак двустороннее движение».  
Тема 3. Как разговаривает улица. Предупреждающие знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Дорожные работы».  
Тема 4. Что было, если исчезли дорожные знаки? Запрещающие знаки»Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен» 
Тема 5.. Библиотечка. Дорожные знаки в детской литературе. Виды транспорта. Правила перехода улицы. 
Тема 6. Игровая деятельность «Перекресток». Виды перекрестков. Дорожные знаки «Светофор», «Пешеходный переход». Правила пересечения регулируемого перекрестка. 
Тема 7. Работа в мастерской Самоделкина.Создание необычного дорожного знака. 
Тема 8. Итоговое развлечение. Путешествие в страну дорожных знаков. Дорожные знаки. Светофор. Транспорт. Правила дорожного движения.

Для подготовительной группы был разработан модуль « Школа  зеленого огонька» состоящий из тринадцати тем. Он решает такие задачи как: закрепление знаний детей  о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице.

Тема 1. Участники дорожного  движения. Элементы дороги. Правила перехода проезжей части. 
Тема 2 . Экскурсия на перекресток. «Дорожные знаки» 
Тема  3 По какой дороге я буду ходить в школу» (по заданиям инспектора)Решение проблемных ситуаций. 
 Тема 4 Практическое занятие «Маленький шофер»Закрепление  правил поведения  в транспорте в игре,  умение действовать в  предложенных ситуациях. 
Тема 5 Как рождаются опасные ситуации. Правила  безопасного поведения на улице. Решение проблемных ситуаций. Культура поведения на улицах города. 
Тема 6.Компьютерная игра  «Умники и умницы».Закрепление знаний детей об участниках дорожного движения, правилах поведения во дворе, перекрестках.   
Тема 7. В беде выручают и людям помогают. Основные виды транспорта специального назначения. 
Тема 8 Что? Где? Откуда? Работа с энциклопедией «Транспорт». История развития транспорта. Различия и сходства старинного и современного транспорта. Правила дорожного движения. 
Тема 9 Мы, едем, едем...Элементы дороги. Виды транспортных  средств. Средства регулирования дорожного движения, светофор, регулировщик Дорожные знаки. Правила перехода проезжей части. 
Тема 10. Дорожные знаки помни всегда, в них безопасность твоя. Дорожные знаки, их назначение. 
Тема 11. Знаки мы дорожные, и совсем несложные. Запрещающие, разрешающие, знаки особого приоритета, знаки сервиса. 
Тема 12. Выставка детских рисунков. Виды перекрестков, дорог, дорожные знаки, город. 
Тема 13 Итоговое мероприятие.  Конкурс «Знатоки правил дорожного движения»с участием инспектора ГИББД, где выдается удостоверение«Примерный пешеход».Правила дорожного движения. Дорожные знаки.  Виды транспорта.

В основе реализации данного  модульного курса использовался  принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным и реализовать принцип обучения в игре.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения на модульной  основе способствует формированию оптимальных  взаимоотношений между собой  и педагогом, что ведет к становлению  личностно- ориентированной модели обучения, которая в свою очередь  соответствует требованием  построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

Заключение

В процессе изучения инновационных  технологий можно убедиться, что учебный процесс всем свои содержанием, организацией, характером деятельности педагога направлен не только на вооружение детей знаниями, но и на их разностороннее воспитание.

Многие годы дошкольное образование  было ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности.

Основным приоритетом  сегодня выступает личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие, творческих способностей и забота о его эмоциональном  благополучии.

Работу можно условно  разделить на три направления:

  1. Уверенность в себе;
  2. Чувства, желания, взгляды;
  3. Социальные навыки.

Первый раздел предполагает решение следующих задач: помочь ребёнку осознать свои характерные  особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек  уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь  общаться с разными людьми каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его  возможности ещё ограничены, но они  совершенствуются и развиваются  – завтра он обязательно сделает  то, что не смог сегодня.

Нам необходимо постоянно  поддерживать каждого ребёнка в  разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребёнку поверить в свои силы.

Уверенность в себе  является важным качеством личности человека. Оно позволяет иметь и отстаивать собственно мнение, доверять себе и  своим чувствам. Очень важно, чтобы  чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. 

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и  единомышленниками.

Более того, преемственность  в воспитании и обучении детей  в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка.

Воспитание базируется на положительных примерах в поведение  взрослых. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо не только учитывать  это самим, но и уделять внимание работе с родителями.

Поэтому перед педагогами стоит особая задача – заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь  детского сада. Сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно  постоянно держать в курсе  событий, создавать возможности  для ознакомления с результатами. В группах присутствуют разные формы  определения активности родителей.

Информация о работе Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования