Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи. Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Содержание

Введение
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
1.1Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
1.2Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного принципа организации
2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

Им.П.И. Чайковского»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования»

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного отделения ВПК  специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения

             Мартюшева К.А.

 

 

Научный руководитель: Белоногова Е.В

 

 

2012

 

Оглавление

Глава I  Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении

    1. Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
    2. Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса

Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

2.1 Характеристика модульного принципа  организации

2.2 Характеристика модуля «Основы  безопасности жизнедеятельности»

2.3 Характеристика модуля «Хлеб»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время система  дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.

В комплексных программах учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, но постепенно выявились и недостатки такой системы работы: обучение приобрело черты сходства со школьным .Этому способствовало построение занятий по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система работы в дошкольном образовательном учреждении  привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.

Такое положение не соответствовало  возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые поиски путей интеграции  всех видов деятельности в единый педагогический процесс .

Был разработан модульный принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.И Поддьяковым.

«Доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все стороны детской психики (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно- потребностную и должно определять стратегию и тактику воспитательно- образовательной работы с детьми» -   Н.Н Поддьякова

Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета ,который  объединяет все занятия в единое целое. Это может быть долговременная игра  или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную  окраску.

Проблема  исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.

Объект  исследования: организация образовательного процесса в системе дошкольного образования

Предмет исследования: особенности применения модульного принципа  в системе образовательного процесса

Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Статистическая  гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:

  • позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок
  • выполнять образовательную программу не виде «прямого обучения», а в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности
  • строить общение на личностно - ориентированной основе и связанными с ней педагогики сотрудничества и развития

Цель  исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования.

Задачи:

  1. Выделить проблемы организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении.
  2. Изучить требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
  3. Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений.
  4. Исследовать и проанализировать примеры модулейв дошкольном образовании

Методы  исследования:  Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание модулей как  инновационной формы обучения  в дошкольном образовании.

 

 

 

 

 

 

Глава I . Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении

    1. Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении

Современные подходы к  организации образовательного процесса в детском саду имеют глубокие корни в истории дошкольной педагогики. На всем протяжении существования общественного дошкольного образования этот вопрос решался разными способами, отзвук которых мы ощущаем и сейчас.

В сущности, можно говорить о трех подходах к этому вопросу.

Первый заключается в  понимании дошкольного образования  как пропедевтики школьного обучения в прямом смысле. Специфичность образовательного процесса в дошкольном образовательном  учреждении не выступает как таковая. Ключевым оказывается вопрос о преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Несмотря на то, что этот школьный подход подвергался существенной критике на всех этапах существования дошкольного общественного образования, он чрезвычайно живуч, представлен в современных отечественных и зарубежных дошкольных программах. Распространенность этого подхода в настоящее время объясняется массовым запросом – подготовкой детей к обучению в «хорошей» школе.

Второй подход к организации  образовательного процесса в детском  саду связан с объединением и выстраиванием  занятий дошкольника под единым радикалом, который в современной  психологии называют задачей возрастного  развития. Надо сказать, что выстраивание образовательного процесса под единую задачу возраста, понятную как развитие той или иной отдельной психической  функции, способности, хотя и делает программу целостной, но не несет  в себе опасность значительного  ограничения жизненного материала, обрубания его под определенную способность, неучета разных видов  деятельности дошкольника, каждый из которых  открывает свои развивающие горизонты.

Этот подход приводит к  утере осмысленности образовательного процесса, сведению занятий к однообразным изощренным исскуственным упражнениям  выбранной способности. Содержание упражнений задается как стандартное, единое для всех детей.

Третий подход связан с  так называемой «Новой школой» - с развернувшимся движением против формализованного академического школьного обучения, построенного на словесных методах (Ж.-О Декроли в Бельгии, Дж.Дьюи а США).

Суть этого направления  – придание целостности и осмысленности  образовательному процессу через сближение  его с реальной жизненной практикой  детей. Оно захватило и дошкольное образование, как бы противопоставляясь выхолощенной системе Ф. Фребеля, а в дальнейшем – искусственной, сужающей детские горизонты системе М. Монтессори.

При переходе в массовую практику и эта система приобрела  формализованный и выхолощенный характер.

Все эти имевшиеся в  истории подходы к организации  образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с течением времени потеряли свою систематичность. Но частично они отзываются в современных  дошкольных образовательных программах.

 

    1. Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса

 

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий  много лет, предъявляет высокие  требования к организации дошкольного  воспитания и обучения, интенсифицирует  поиски новых, более эффективных  психолого-педагогических подходов к  этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь  систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия  потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень  не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые  методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные  на личность ребёнка, на развитие его  способностей.

На современном этапе  развития России происходят изменения  в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного  образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию  познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных  технологий.

Инновационные технологии –  это система методов, способов, приёмов  обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных  социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в  процессе педагогической деятельности.

На современном этапе  модернизации отечественного образования  жизненно необходимо внедрение новых  педагогических технологий, при использовании  которых возможно оптимальное решение образовательных задач. Между тем все еще не разработаны теоретические основы проектирования инновационных технологий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении  в условиях поликультурного и поли этнического пространства. Тем не менее, наиболее вариативные пути совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ содержатся, в модульном подходе к обучению и воспитанию дошкольников.

Анализ Федеральных Государственных требований

1. Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.

2. Содержание дошкольного образования  включает в себя 4 направления  развития детей – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое,  художественно-эстетическое. Указанные  4 направления соответствуют действующим  концептуальным и нормативно-правовым  документам, регулирующим деятельность  современной системы дошкольного  образования. Более конкретную  наполняемость направлений демонстрирует  состав образовательных областей. Их 10: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы»,  «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Общим основанием для классификации  содержания дошкольного образования  в обоих документах является деятельностный подход, то есть в первую очередь  учитывались так называемые детские  виды деятельности. Однако есть и различия.

3. Исключением из деятельностного  подхода являются области «Здоровье», так как в рамках данной  области проводится в основном  профилактическая и оздоровительная  работа, и «Безопасность». Выделение  последней области в качестве  самостоятельной обусловлено социальным  заказом общества, государства и  семьи.

В основе остальных образовательных  областей находятся следующие виды детской деятельности:

- двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»),

- игровая («Социализация»),

- трудовая («Труд»),

- восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»),

Информация о работе Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования