Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа
Рассматривая проблему сохранения здоровья и формирования умений здорового образа жизни, мы будет оперировать такими понятиями, как: здоровье, образ жизни, здоровье коллективное, здоровье популяции.
Здоровье – это комплексное и вместе с тем целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в той или иной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
В
настоящее время здоровый образ жизни
рассматривается как основа профилактики
заболеваний. Подтверждается это, в частности,
тем, что в США снижение показателей детской
смертности на 80% и смертности всего населения
на увеличение ожидаемой средней продолжительности
жизни на 85 % связывают не с успехами медицины,
а с улучшением условий жизни
и труда и рационализацией образа жизни
населения. Вместе с тем в нашей стране
78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый
образ жизни. В определении понятия здорового
образу жизни необходимо учитывать два
отправных фактора — генетическую природу
данного человека и ее соответствие конкретным
условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
В
приведенном определении
Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:
1.Активным
носителем здорового образа
4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.
Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:
-– индивидуально-типологическими наследственными факторами;
– объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;
– конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность.
– личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.д.). Попытки выделить доминирующий фактор и положить его в основу достижения здоровья предпринимаются давно. Так, Гиппократ в явлении «здорового образа жизни специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезней»). Демокрит же в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой и всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.
Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:
Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:
– физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;
– физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик opганизма в течение жизни:
– физической подготовленностью как интегративным компонентом физического совершенства человека;
– психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением - мышечным движением;
– психическим состоянием
- сложным и многообразным относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельности в сложившейся ситуации;
– психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества. Сознающего свою роль и ответственность в нем;
– социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта груда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни и общества.
Здесь же необходимо
Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности. На основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть нал собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной. Здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого. Человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.