Анализ факторов здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая проблему сохранения здоровья и формирования умений здорового образа жизни, мы будет оперировать такими понятиями, как: здоровье, образ жизни, здоровье коллективное, здоровье популяции.

Здоровье – это комплексное и вместе с тем целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в той или иной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Работа содержит 1 файл

Анализ факторов здоровья.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на увеличение ожидаемой средней продолжительности 
жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78 %  мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни. В определении понятия здорового образу жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

     Здоровый  образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

     В приведенном определении здорового  образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человек необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности,  морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда материальное обеспечения и т.д.).  Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию содержания и особенностей.

     Отметим ряд ключевых положений, лежащих  в основе здорового образа жизни:

     1.Активным  носителем здорового образа жизни  является конкретный человек  как субъект и объект своей  ли жизнедеятельности и социального  статуса.

  1. В реализации здорового образа жизни человек выступает единстве своих биологического и социального начал.
  2. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

     4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

     Таким образом, программа и организация  здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

     -–  индивидуально-типологическими наследственными факторами;

     – объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

     – конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность.

     – личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Достаточно часто, к сожалению, рассматривается и предлагается возможность сохранения и укрепления здоровья за счет использования какого-нибудь средства, обладающего чудодейственными свойствами (двигательная активность того или иного вида, пищевые добавки, психотренинг, очистка организма и т.д.). Попытки выделить доминирующий фактор и положить его в основу достижения здоровья предпринимаются давно. Так, Гиппократ в явлении «здорового образа жизни специфическим элементом считал физическое здоровье человека (хотя и называл неправильное питание «матерью всех болезней»). Демокрит же в здоровом образе жизни приоритетным считал духовное начало. Очевидно, что стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, так как любая из предлагаемых «панацей» не в состоянии охватить все многообразие взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой и всего того, что в конечном итоге определяет гармоничность его жизнедеятельности и здоровье.

     Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон  материально-бытового природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

  1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и п. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.
  2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе структурный, и энергетический, и информационный потенциал, движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки

     Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

     – физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;

     – физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик opганизма в течение жизни:

     – физической подготовленностью как интегративным компонентом физического совершенства человека;

     – психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением - мышечным движением;

     – психическим состоянием 

      - сложным и многообразным относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельности в сложившейся ситуации;

     – психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного  члена общества. Сознающего свою роль и ответственность в нем;

     – социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта груда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни и  общества.

       Здесь же необходимо остановиться на валеологическом самообразовании. Это обусловлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их  здоровыми, несмотря на нездоровый образ жизни».

     Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности. На основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть нал собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной. Здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого. Человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.

Информация о работе Анализ факторов здоровья