Активизация познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Работа содержит 1 файл

=.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

   3.1. Принцип проблемности.

     Прежде  всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

     Особенности применения данного принципа в процессе преподавания математических дисциплин  требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов  и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.

     Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование  умений и навыков, в том числе  умения применять новые знания.

    3.2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

    Следующим принципом является обеспечение  максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру  практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

    3.3. Принцип взаимообучения.

    Не  менее важным при организации  учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

    3.4. Принцип исследования  изучаемых проблем. 

    Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

    3.5.Принцип  индивидуализации.

    Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

  ·        состав класса,

  ·        адаптация к учебному процессу,

  ·        способность к восприятию нового и т.п.

    Все это требует применять такие  формы и методы обучения, которые  по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

    3.6.Принцип самообучения.

    Не  менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать  учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

    3.7.Принцип  мотивации. 

    Активность  как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

    Принципы  активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как  и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов  и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся.   
 
 
 

    4. Факторы, побуждающие учащихся к активности.

    В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:

    Интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

    Творческий  характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

   Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

   Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

   Учитывая  перечисленные факторы, учитель  может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный, а не однообразный подход занятиям вызовет у учащихся интерес к урокам, они будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя невозможно.

   Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и  состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие  также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

   Особое  значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные  работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

   Активизация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников направлена на достижение конкретных целей обучения и воспитания. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения.   
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся