Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии по средствам игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффeктивнoсть aктивизaции познaвaтeльной дeятельнoсти учaщихся на уроках биологии по средствaм игры.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме.
Разработать уроки биологии с элементами игры, с целью повышения познавательной деятельности и внедрить их в образовательный процесс школы.
Выявить эффективность использования на уроках биологии средств игровой формы в ходе проведения педагогического эксперимента.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

        Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

       IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

       V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

       Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. [17].

        Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.[17].  

        Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.[11].

       Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.[11].

        Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[11].

       1.6. Основные принципы организации игры.

•      Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

•      Принципы развития игровой динамики.

•    Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

•    Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

•  Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».

        При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен.[11]. 
 
 

Глава 2. Методы исследования и экспериментальная часть.

         Педагогический эксперимент осуществлялся  в условиях обычного образовательного  процесса. Предварительно  были определены экспериментальный 6 «А», и контрольный  6 «Б» классы.        

         Эксперимент состоял из трех этапов, а именно:

         Первый этап – констатирующий – вхождение в эксперимент. Подразумевает собой определение входного контроля знаний учащихся в обоих классах.

         Для проведения контроля была выбрана тестовая форма. Это форма наиболее оптимальная и эффективная по сравнению с другими формами контроля.  Из предложенных 15 заданий по пройденным темам в тестовой форме, учащимся  необходимо выбрать один верный вариант ответа.

        Временной регламент для выполнения  составлял 15 минут. Для выставления выбранных вариантов ответов учащимся были  предложены специальные карточки ответов. Она представляет собой табличку-сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены ответы, по горизонтали арабскими цифрами - номера тестовых заданий. Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов.

       Правильность ответов проверяется учителем при помощи перфокарты, которая повторяет карточку ответов, но в ней вырезаны те клетки, координаты которых соответствуют правильным ответам. Для выяснения правильности ответов перфокарта накладывается на карточку ответов так, чтобы вертикальные и горизонтальные их графы совпали. Верные ответы в карточке ответов должны совпадать с вырезанными клетками перфокарты.

     За  каждый верный ответ, ученик получает 1 балл, если ответ неверный – 0 баллов. Следовательно, общая оценка ученика за тест определяется как сумма набранных им баллов (равна количеству верно решенных заданий). Данные, полученные с помощью входной аттестации, обрабатывались по методике В.П.Беспалько. Результаты выполнения заданий показывали эффективность обучения в классах. Вычисляется она как величина, равная отношению количества верно выполненных заданий к их общему количеству и умноженная на 100%. Нормальной (по В. П. Беспалько) считается эффективность не менее 70%.

     Если 100% - 15 правильных ответов, то 70%  - х. Из пропорции

     х = (15 · 70%) / 100% =10,5.

     Соответственно аналогичным расчетам, 8-9 правильных ответов оценивались на «3», 10-14 – на «4», 15 – на «5».  Неудовлетворительный уровень знаний – количество правильных ответов ниже 70%, удовлетворительный – 71-80%, хороший – 81-90%, отличный – 91-100%.

     Второй  этап – формирующий, или собственно эксперимент. Предполагает активное внедрение педагогических разработок в учебный процесс, т. е. конкретные методические приемы в ходе проведения эксперимента.

     В экспериментальном классе на уроках биологии учащимся были предложены приемы повышения познавательной деятельности по средствам игры. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность.

     На  данном этапе проводилось внедрение  и использование разработанных уроков  и сравнение эффективности обучения в параллельном классе.

     Третий  этап –  контролирующий эксперимент. Он заключается в количественном и качественном анализе полученных данных в ходе эксперимента. Необходимости в сравнении эффективности обучения в исследуемых классах после завершения педагогического эксперимента. Контроль знаний в них, как и на первом этапе, осуществлялся посредством заданий в тестовой форме. Проверка проводилась по всему изученному материалу за время проведения эксперимента. Итоговый тест включал 15 заданий с одним правильным вариантом ответа; на его выполнение отводилось 15 минут. Обработка полученных данных проводилась по методике В. П. Беспалько.

        (1)

 где - эффективность обучения;  n1 - количество оценок без двоек; N – количество учащихся в классе.     
                                                                            (2)

где K – качество знаний; n2 – количество оценок без двоек и троек; N – количество учащихся в классе. 

   

       В ходе педагогического эксперимента было разработано 5 уроков с использованием приемов повышения познавательной деятельности по средствам игры на уроках биологии. В заключение эксперимента проведено выходное тестирование и подведены итоги. 

     Результаты  входной аттестации по биологии  6 «А» экспериментального  и 6 «Б» контрольного  классов иллюстрирует следующий рисунок.

     

     Рис. 1. Сравнительная эффективность обучения биологии в 6 «А» экспериментальном и 6 «Б» контрольном классах по результатам входной аттестации.

       Анализ результатов входного контроля свидетельствует об удовлетворительной  эффективности обучения биологии в 6 –х классах. Таким образом, в 6 «А» она составляет 73,33 %, а в 6 «Б» - 81,25%. Качество знаний в обоих классах отличаются незначительно: 53,33% - в 6 «А» и 56,25% - в 6 «Б» (приложение 1).

     Следовательно, по результатам  входного контроля экспериментальным был выбран  6 «А» класс. Здесь эффективность обучения по биологии в немного ниже, чем в 6 «Б» контрольном классе.

     Результаты выходной аттестации по биологии 6 «А» экспериментального и 6 «Б» контрольного классов показаны на следующем рисунке.

     

     Рис. 2. Сравнительная эффективность обучения биологии в 6 «А» экспериментальном и 6 «Б» контрольном классах по результатам выходной аттестации.

     По  результатам выходного контроля видно, что эффективность обучения в экспериментальном классе выросла на 6,67% и составила 80 %. В то же время показатель качества знаний в этом классе увеличился на 13,33% и составил 66,66% (приложение 2).

     В контрольном классе эффективность обучения возросла на 6,25% и составила 87,5%. Качество знаний по биологии возросло на 12,5% и  составило – 68,75%.

     Подводя итог эксперимента, следует отметить, что внедрение игровых приемов в процесс обучения биологии  повышает познавательную активность, способствует повышению успеваемости у учащихся. А так же обеспечивает активное участие каждого ученика на уроке и побуждает интерес к предмету.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы 

     В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

     1. В ходе работы изучена методическая  литература по  данной теме.

    2. Разработаны приемы повышения познавательной деятельности по средствам игры на уроках биологии и внедрение их в образовательный процесс школы МОУ СОШ № 27 ст. Старотитаровской, Темрюкского района.

    3. Результаты  эксперимента указывают на то, что эффективность и качество знаний учащихся возросли при использовании приемов активизации познавательной деятельности по средствам игры на уроках биологии. В экспериментальном 6 «А» классе эффективность обучения возросла на 6,67% и составила 80%. Качество знаний в свою очередь увеличилось на 13,33% и составило 66,66%.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии по средствам игры