Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии по средствам игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффeктивнoсть aктивизaции познaвaтeльной дeятельнoсти учaщихся на уроках биологии по средствaм игры.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Изучить методическую литературу по данной теме.
Разработать уроки биологии с элементами игры, с целью повышения познавательной деятельности и внедрить их в образовательный процесс школы.
Выявить эффективность использования на уроках биологии средств игровой формы в ходе проведения педагогического эксперимента.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕТОДИКЕ.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

        Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.[2].

        В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствие не стесняются высказывать свои мысли и суждения.[2]. 

       3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим  образом: дается классу конкретное учебное  задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.[8].

       Здесь есть свои требования:

•      текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

•      нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

        Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.[8].

       Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.[8].

       Г.М. Муртазин условно разделяет их на три типа:

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

 •    Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

•     Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

•   Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

•      Карточка с вопросами для размышлений.

•      Карточка с расчетной задачей.

•      Карточка с заданием выполнить рисунок.

  1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

•      Карточка с немым рисунком.

        Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

•      Тестовые задания.

        Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

       В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.[8].

    1. Метод проблемного изложения.

       На уроках используют проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.[14].

        Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

        Данный метод включает в себя:

•   выдвижение проблемного вопроса,

•   создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

•   создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

• демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.[14].

       Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

       Но в каждой параллели задачи дифференцируются – более сложные, творческого характера – сильным учащимся.

       А аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.[14].

       Наглядные методы.

       Частично-поисковый.

        При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового обсуждения решают проблемный вопрос.[12].

        Практические методы.

материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем  наблюдения и 

        Частично-поисковый лабораторный метод.

         Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

        Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.

       При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых,  общественных деятелей.[12].

        Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие  деятельность учащихся на этапе  восприятия и сопутствующие пробуждению  интереса к изучаемому материалу:

а) прием  новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием  семантизации – в основе лежит  возбуждение интереса благодаря  раскрытию смыслового значения слов;

в)  прием  динамичности – создание установки  на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием  значимости – создание установки  на необходимость изучения материала  в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы  активизации деятельности учащихся  на этапе усвоения изучаемого материала.

а)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью  наводящих вопросов приводят к ответу.

б)  эвристический  прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

3) Приемы  активизации познавательной деятельности  на этапе воспроизведения полученных  знаний.

4) Прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать  можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное  и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания   распределять самим преподавателем  по правилам, иначе слабым ученикам  будет не интересно выполнять  сложные задания, а сильным  – простые.

3) оценивать  деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать  творческие домашние задания  к обобщающему уроку. При этом  могут проявлять себя учащиеся  тихие, незаметные на фоне более  активных.[19].

       1.4. Повышение познавательной деятельности по средствам игры.

       В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.[11].

     Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

        Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.[11].

        Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.[11].

       1.5. Классификация игр.

       Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

     I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

      II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

        Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

       Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

        Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

       III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии по средствам игры