Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:35, статья

Описание работы

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Работа содержит 1 файл

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

в) активизация  познавательной деятельности учащихся.

Наиболее интенсивное  развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления  познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.

На самом высоком  уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором  уже развивается творческое мышление, я считаю, можно использовать проблемное обучение, а также частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации.

Системная работа в этом направлении на уроках географии  позволила мне добиться роста  качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, возрос интерес к изучению географии.

Активизация познавательной деятельности на уроках географии 

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Анализ проведенных исследований (Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.), а также результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы. Для этого я взяла методическую тему «Личностно – ориентированное обучение на уроках географии».Работая над этой темой я пришла к следующим выводам(слайды).

При организации и  осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, использую ИКТ И работаю в КМ - школе Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить  стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки  предполагают быстрое включение  учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком.

Использую на уроках и внеклассной работе такое эффективное  свойство, как занимательность, которая  вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя  на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

В ходе работы над  проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть  такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver, Intel «Обучение для будущего» и другие. Очень полезной для учителя географии может стать программа MS Map Point, позволяющая внедрять геоинформационные системы в обучение географии, создающие динамичные картографические образы. Следует отметить, что очень интересным и содержательным программным продуктом является программное обеспечение по географии, предлагаемое в рамках «КМ-школы». Данный программный продукт дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний благодаря большому количеству предлагаемых в продукте тестовых заданий по разным темам. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Пример  урока. Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину». Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся. Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С.Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана. Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической картой (географическая номенклатура). Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».

Система самостоятельных  и практических работ  по географии, их роль в усилении и направленности школьной географии  
 
В своей педагогической деятельности при обучении географии я ориентируюсь на общие положения и задачи гимназического образования в целом, где само учебное заведение - гимназия рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду и имеющее своей главной целью активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны, становления и развития высших потребностей общества, гражданского и духовного возрождения общества».

Вся система самостоятельных  и практических работ по географии  направлена на реализацию концепции  углубленного географического образования  учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.

Основная цель географии  как науки - формирование у школьников географической картины единого  мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:  
• Формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности.  
• Передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.  
• Формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии.  
• Формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

Содержание географического  образования в целом определяется программами Министерства образования  Российской Федерации подготовленными  авторскими коллективами географического  факультета МГПУ (под редакцией И.В. Душиной), географическим факультетом СПбГПУ им. Герцена (под редакцией М.Я. Черниховой). Развитие творческих способностей осуществляется через разные формы организации учебно-познавательной деятельности: уроки, факультативы, индивидуальные занятия с особо одаренными детьми, участие школьников в олимпиадах, выступление с докладами на научно-практических конференциях.

Урок - главная форма  организации учебно-познавательной деятельности. Он должен быть направлен  на формирование у каждого ученика устойчивых навыков в применении изученного материала на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими предметами, свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С целью активизации познавательной деятельности на уроках используем разные формы работы:  
• индивидуальную,  
• коллективную,  
• фронтальную.

Так как в содержании школьного курса географии много  познавательного материала, то это  требует организации активных форм обучения. По темам: «Экологические проблемы регионов России», «Вулканы и землетрясения», «Политическая карта мира») мною проводятся семинары, дискуссии, игры, мультимедийные и дистанционные занятия, которые позволяют научить применять полученные знания, отстаивать свою точку зрения, формировать нестандартное мышление.

Организация учебного процесса предполагает взаимодействие различных видов познавательно  деятельности: репродуктивный, репродуктивно-образовательный  и продуктивной при ведущей роли. Формирование познавательной самостоятельной  деятельности возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет, турпоходах на спецкурсах.

Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому мне хотелось бы остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.

В своей работе со школьниками дифференцированно  использую различные виды самостоятельных работ  
Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний и определяют виды используемых в обучении географии самостоятельных работ.

Мною задействован следующий арсенал видов самостоятельных  работ:  
• различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;  
• работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;  
• ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);  
• установление взаимосвязей и причин явлений;  
• задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.

Тем не менее, несмотря на эрудированный и сравнительно интеллектуальный состав школьников нашей гимназии наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно,

Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями объективного или субъективного характера) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:  
• образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),  
• воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)  
• развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

Одной из главных задач  самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ.  
Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.  
Наблюдение - один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.

Предлагаю виды самостоятельной  работы на экскурсии по заданиям учителя:  
• охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;  
• изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;  
• охарактеризовать растительность данного участка;  
• изобразить участок местности на рисунке;  
• выяснить причины изменения рельефа данной местности;  
• как используется и охраняется данный участок человеком.

В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:  
• фиксируют и обрабатывают наблюдение,  
• устанавливают взаимосвязи между явлениями,  
• работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.

Самостоятельная работа с географической картой имеет большое  значение для развития познавательной активности школьников. Например, рассмотрим прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса.  
Первый уровень усвоения знаний.  
Ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию, т.е. вместе с учителем! дети описывают реку и записывают в тетрадь (объяснительно-иллюстрированный; метод).  
Второй уровень усвоения знаний.  
Ученики применяют знания и умения по образцу в знакомой учебной ситуации, т.е. дети уже вместе с учителем работали по описанию по физической карте РФ, а теперь им дается задание самостоятельно определить географическое положение другой реки по плану (это репродуктивный метод).

План.  
1. Название (назвать и показать реку).  
2. Географическое положение:  
а. на материке (на каком материке и в какой его части, между какими меридианами и параллелями);  
b. относительно других объектов (положение относительно форм рельефа; где начинается, в каком направлении течет, куда впадает; примерная длина, к бассейну какой реки относится).

Третий  уровень усвоения знаний.  
Ученики творчески применяют знания и умения в новой ситуации, т.е. также самостоятельно по плану, но уже не по физической карте РФ, и по физической карте полушария (это частично поисковый или исследовательский метод).  
Таким образом, дети от совместной работы с учителем переходят к самостоятельной работе.  
Итак, работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения итак далее.

Работа со школьным учебником.  
Еще одним средством максимальной активизации школьников с целью понимания содержания состава знаний является школьный учебник. Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.  
Некоторые самостоятельные работы по учебнику:  
1 .Самостоятельная работа по выявлению состава знаний с целью формирования понятия Состав знаний включает: факты - понятия - явления – процессы  
• задания на нахождение и выявление из текста части состава знаний (процессы и явления)  
• задания на пути формирования понятия (дедуктивный - от определения понятия к его изложению, индуктивный - от изложения содержания понятия к его определению)  
• задания на установление взаимосвязей и причин явлений.  
Таким образом, самостоятельную работу по выявлению состава знаний с целью формирования понятия можно проводить различными способами. В процессе такой работы ребята научатся выбирать из текста основные понятия, устанавливать взаимосвязи, выявлять черты сходства и различия географических понятий  
2. Самостоятельная работа на выписывание из текста фактов, подтверждающих, например, географические закономерности, отрицательное и положительное воздействие человека на природу и т.д.  
Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы  практических и самостоятельных  работ, связанных между собой  по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

 
Иванова Л. М. , учитель высшей квалификационной категории,

руководитель  РМО учителей географии,  
гимназия №  1, г. Новосибирск

 
 

Информация о работе Активизация познавательной деятельности на уроках географии