Адаптация первоклассников в коллективе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Раскрыть понятие «детский коллектив».
2. Выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
3. Провести диагностику взаимоотношений в коллективе младших школьников
4. Организовать работу по созданию условий для успешной адаптации в детском коллективе.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе
1.1. Понятие детского коллектива
1.2. Особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников
Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников
2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

вкр.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

- цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

- коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;

- у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное  движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может  состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

На третьем  этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:

в коллективе устойчиво  преобладает общий дружелюбный  тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость  товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;

в таком коллективе нейтрализуются случаи "изолированности" и чрезмерной полумерности, "лидерство" отдельных детей;

возникает интерес  к другим коллективам, исчезает соперничество, явление "группового эгоизма", групповой замкнутости.

Расцвет таких  отношений происходит на высоком  уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.  

Изменение мотивов  деятельности на этом этапе - увлеченность ее идейной стороной - как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная  позиция и т.д. Теперь "ради идеи" выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это  очень важное новообразование - признак  устойчивости личности, ее саморегуляции.

Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:

- цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

- поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;

- этому способствует процесс самовоспитания - предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

- самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни. 

Рассмотрение  этапов развития коллектива позволяет  сделать выводы:

коллектив, созданный  в воспитательных целях, имеет способность  к самодвижению;

источником самодвижения коллектива является все более усложняющаяся  деятельность - процесс овладения  ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы поведения членов коллектива.  

Коллектив как  воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение  имеет свои определенные признаки:

общественно-значимая цель;

общественно-значимая деятельность;

коллективные  отношения;

демократическое управление.  

Детский коллектив  как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой и различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).  

В развитии коллектива различают следующие этапы:  

Первый этап: найти интересные и нужные общие  дела, «проявить актив», создать  условия воспитаннику для реализации себя в коллективе. Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение  отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива. Третий этап: коллектив функционирует как  субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма  коллективного мнения. Четвертый  этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности  и межличностных отношений.

Особенности адаптации  младших школьников в коллективе сверстников. 
 
 
 

Информация о работе Адаптация первоклассников в коллективе сверстников