Адаптация первоклассников в коллективе сверстников

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:53, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Раскрыть понятие «детский коллектив».
2. Выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
3. Провести диагностику взаимоотношений в коллективе младших школьников
4. Организовать работу по созданию условий для успешной адаптации в детском коллективе.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе
1.1. Понятие детского коллектива
1.2. Особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников
Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников
2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

вкр.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы 

Государственное образовательное  учреждение 

Педагогический  колледж № 14 
 

ПЦК: психолого-педагогических дисциплин 
 

Выпускная квалификационная работа

                                                                

                                                               Тема:

«Адаптация младших школьников в детском коллективе» 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила:

                                                                      Порохняч Анна Владимировна,

                                                                       студентка 401 группы 

                                                                      Научный руководитель:

                                                                      Федорова Э. А.,

                                                                  Преподаватель психологии и педагогики

                                          

                                                                       Рецензент: 
 
 

Оценка________

Председатель  ГАК__________

Дата защиты "____"______________2011г.

К защите допущен _______ 
 
 

Москва, 2011 
 
 

Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе

    1. Понятие детского коллектива
    2. Особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников

Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению особенностей адаптации младших школьников в коллективе сверстников

2.1. Диагностика взаимоотношений в коллективе младших школьников

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема: каковы особенности адаптации младших школьников в детском коллективе?

Цель: выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.

Объект: детский коллектив.

Предмет: особенности адаптации младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «детский коллектив».
  2. Выявить особенности адаптации младших школьников в коллективе сверстников.
  3. Провести диагностику взаимоотношений в коллективе младших школьников
  4. Организовать работу по созданию условий для успешной адаптации в детском коллективе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты адаптации младших школьников в детском коллективе 

    1. Понятие детского коллектива

Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области  педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А. С. Макаренко. Он сформулировал  закон жизни коллектива: движение — форма  жизни коллектива, остановка — форма  его смерти; сформулировал  принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы  развития коллектива. Эти положения  разрабатывались  и уточнялись представителями  различных общественных наук — философии, научного коммунизма, этики, психологии и  педагогики.

В философии  процесс развития коллектива рассматривается  как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается  через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).

Существует несколько  подходов к вычленению стадий развития детского коллектива.

Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают  эти стадии сообразно характеру  предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе  А. С. Макаренко считал возможным  предъявление требований к воспитанникам  со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.

На этапе, когда  требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив  предъявляет требования к товарищам  и самим себе.

На третьей  стадии развития требования предъявляет  коллектив. Это возможно при сплочении  воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник  предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

Путь от категоричного  требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А. С. Макаренко  считал основным путем в развитии советского детского коллектива.

Л. И Новикова, А. Т Куракин и другие ученые-педагоги, продолжая изучение проблем коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются  три стадии развития.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся  превратить ту или иную организационную  единицу (класс, кружок, пионерское звено, комсомольскую группу и т. п. объединения) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где  есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский коллектив выступает  как инструмент целенаправленного  формирования определенных качеств  личности. На этой стадии развивается  система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив  становится способным требовать  от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

Меняется и  характер внешних связей и отношений  коллектива. Если на предыдущем этапе  эти связи помогали главным образом  объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский  коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к  более широкому коллективу школы. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся относительно мещанских взглядов, обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.

На этом этапе  основная цель педагогов — в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив  создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив  за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в  него группы становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей  стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки  социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого  отдельного ребенка. На этой стадии возникает  атмосфера доброжелательности каждого  по отношению к каждому, высокий  уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Вычленение в  едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя  его жизнедеятельность, педагог  одновременно регулирует возникающие  в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным.

Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов  могут и не совпадать. Так, в развитом, сплоченном коллективе школы, проявляющем  заботу о воспитании каждого из своих  членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального  сплочения. В то же время и в  неорганизованном, несплоченном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий ^признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня.

Противоречия  могут возникнуть между коллективом  и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между  перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями  отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и  нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей  с различными ценностными ориентациями.

Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием  коллектива (перспективы сменяют  одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания  для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т. д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный — в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т. д.).

Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит  от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.

Таким образом, развитие ученического коллектива —  сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом  это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность  зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его  развития. Полноценная жизнь коллектива — динамичный, непрерывно развивающийся  процесс. В основе его лежит интенсивная  деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование  форм сотрудничества и результатов  деятельности.

В развивающемся  коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.

А. С. Макаренко  выделил следующие признаки коллектива:

- общественно-ценные цели;

- совместная деятельность по их достижению;

- отношения взаимной ответственности;

- организация органов самоуправления;

Информация о работе Адаптация первоклассников в коллективе сверстников