Адаптация детей к школе с различным уровнем школьной зрелости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования − учащиеся младшего школьного возраста (1 класс школы)
Предмет исследования − процесс организации адаптации школьников к обучению в школе.
Цель исследования − изучить особенности адаптации к школе учащихся с различным уровнем школьной зрелости.
Гипотеза исследования − адаптация к школе у учащихся с различным уровнем школьной зрелости будет протекать более успешно при использовании коррекционно-развивающей программы по сопровождению первоклассников в периоде адаптации к школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ 6
1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе 6
1.2. Требования к личности детей, поступающим в школу 13
1.3. Особенности первоклассников с различным уровнем школьной зрелости 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 19
2.1. Методы и организация исследования 19
2.2. Анализ психологической динамики процесса адаптации первоклассников к школе 25
2.3. Программа развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников к школе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Библиографический список……………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..…46

Работа содержит 1 файл

курсовая адаптация.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Обязательная характеристика оценки — четкость ее критериев. Ребенок всегда должен знать, почему одну его работу похвалили, а другую - не заметили. Это правило требует от учителя особого внимания к постановке задачи. Предлагая детям какое-либо задание, необходимо сразу же подчеркнуть требования к его выполнению. Четкость критериев оценки позволяет ребенку увидеть предмет учебного сотрудничества.

Огромную роль в превращении  пришедшего в школу ребенка в  подлинного ученика играет его собственная оценка своей работы и работы товарищей. Оценивая выполненное задание, ребенок научается видеть соответствие сделанного требованиям учителя. Не следует просить детей оценить работу в целом, им предлагают найти самую красивую букву (если работа ведется в прописи), правильно решенный пример и т.п.  Не следует разрешать детям исправлять что-либо в чужой тетради: это может обидеть товарища. Детей просят показать соседу, где его работу можно улучшить (такая формулировка позволит избежать взаимных обид).32

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

2.1. Методы и организация исследования

 

В основу экспериментальной  части данной работы легли основополагающие идеи педагогики и психологии. Учитывая теоретические положения, мы разработали систему экспериментального исследования, состоящую из нескольких этапов.

Целью первого этапа было выявление уровня развития основных показателей готовности к школьному обучению.

Для диагностики нами были использованы методика Нежновой «Беседа о школе» и проективная  методика «Школа зверей».

Поскольку психологическая  защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них – «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Предварительная подготовка

Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.

Инструкция

Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.

Дети выполняют задание.

Посмотрите внимательно  на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте «х» или букву «я».

Интерпретация

1. Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе  к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих.

Положение рисунка в  нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур.

Контуры фигур анализируются  по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим.

При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот.

Отсутствие глаз свидетельствует  о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.

Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?

7. Изображение учебной деятельности.

В случае отсутствия изображения  учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.

8. Цветовая гамма.

Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном  эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Методика ("Беседа о  школе")

Методика разработана-Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?

  1. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  2. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  3. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  4. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  5. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  6. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

Классификация ответов

(Все ответы подразделяются  на две категории А и Б)

Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка  на "отпуск".

Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8: выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на "отпуск".

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.


Преобладание в ответах  ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

По результатам всех методик составляется краткая психолого-педагогическая характеристика. В заключении по результатам психологического обследования ребенка даются уже не сырые баллы, а делается вывод об уровне развития тех или иных психических процессов, а также об уровне готовности к школе. Можно воспользоваться трехбалльной шкалой: низкий, средний, высокий уровень. Надо помнить, что, в первую очередь, отмечаются все положительные качества ребенка и его успехи. Только после этого можно анализировать его слабые стороны и, по возможности, дать рекомендации родителям и учителям для дальнейшей работы с ним. В том случае, если что-то в результате обследования окажется непонятным психологу и это невозможно будет прояснить, то основное правило: "Все сомнения решаются в пользу ребенка!". Ведь неправильная или даже неосторожная оценка может лечь в основу формирования несправедливой установки взрослых относительно ребенка, а это приводит его (ребенка) к устойчивым эмоционально-негативным переживаниям и даже к снижению темпов развития, регрессу.

Второй этап – разработка и апробация коррекционно-развивающей программы с первоклассниками. Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучении.

Третий этап – контрольная  диагностика и оценка эффективности  коррекционно-развивающей программы.

 

2.2. Анализ психологической динамики процесса адаптации

первоклассников к школе

 

Как было сказано выше в диагностике адаптации первоклассников к школе были использованы методика «Беседа о школе» и проективная методика «Школа зверей». В диагностике принимали участие учащиеся 1 «Б» класса, МОУ СОШ № 97, Дзержинского района, г. Волгограда в количестве 18 человек.

Таблица 1. Результаты диагностики по методике

«Беседа о школе» Нежновой Т.А.

№ п\п

Код

испытуемого

Количество высказываний А

Количество высказываний В

Вывод о сформированности ВПШ и примечания

1.

Дильбар М.

5

4

ВПШ сформирована

2.

Эдик К.

5

4

ВПШ сформирована

3.

Афсана Г.

4

5

ВПШ на стадии формирования, ориентация на

дошкольные  виды деятельности

4.

Фатима Г.

5

4

ВПШ сформирована

5.

Анна П.

8

1

ВПШ сформирована

6.

Сергей К.

6

3

ВПШ сформирована

7.

Елена Д.

6

3

ВПШ сформирована

8.

Евгений Ц.

7

2

ВПШ сформирована

9.

Ян Л.

4

5

ВПШ на стадии формирования, ориентация на

дошкольные  виды деятельности

10.

Маргарита Г.

6

3

ВПШ сформирована

11.

Ашхен Б.

5

4

ВПШ сформирована

12.

Мустафа А.

4

5

ВПШ на стадии формирования, ориентация на

дошкольные  виды деятельности

13.

Горбунов А.

7

2

ВПШ сформирована

14.

Кенан И.

4

5

ВПШ на стадии формирования, ориентация на

дошкольные  виды деятельности

15.

Сергей П.

8

1

ВПШ сформирована

16.

Валентин Н.

7

2

ВПШ сформирована

17.

Рамазан М.

7

2

ВПШ сформирована

18.

Екатерина Я.

5

4

ВПШ сформирована

Информация о работе Адаптация детей к школе с различным уровнем школьной зрелости