Жизненный цикл организаций. Характеристика его стадий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей различных стадий жизненного цикла организации и эффективных приемов управления на них.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть наиболее известные модели отражающие концепцию жизненного цикла организации;
выявить характерные особенности развития организации и эффективные приемы управленческой деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Жизненный цикл организации и модели его отражающие………….5
§1. Понятие жизненного цикла организации……………………………...5
§2. Обзор основных моделей жизненного цикла организации………….6
II. Краткая характеристика фаз (стадий) жизненного цикла организаций. Способы обеспечения эффективности деятельности организации на каждой из них……………………………………………………………………………………10
§1. Фазы жизненного цикла организации по модели И. Адизеса………..10
§2. Стадии жизненного цикла организации по модели Б.З. Мильнера.…12
§3. Использование моделей жизненного цикла организации в управленческой деятельности……………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Окончательный реферат по ТО.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Однако  даже самые успешные фирмы и предприятия  на сегодняшний день не могут похвастаться тем, что каждый этап жизненного цикла приближает их к процветанию и увеличению доходности производства. Не являются исключением в их жизненном цикле и периоды, связанные с получением убытков. В качестве наглядной иллюстрации вышесказанного можно привести динамику прибылей и убытков крупнейших мировых компаний-производителей. Так в 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки: «Дженерал Моторз» - 23, 498 млрд. дол., «Форд Моторз» - 7,385 млрд. дол., «ИБМ» - 4,965 млрд. дол., «ИРИ» (Италия) - 3,811 млрд. дол., «Ниссан» (Япония) - 448 млн. дол., «Дюпон де Немур» - 3,927 млрд. дол., «Филипс» (Нидерланды) - 511 млн. дол. Однако уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: «Дженерал Моторз» - 4,9 млрд. дол., «Форд Моторз» - 5,3 млрд. дол., «ИБМ» - 3,0 млрд. дол., «Дюпон де Немур» - 2,73 млрд. дол., «Филипс» - 1,168 млрд. дол. Убытки вновь имели «ИРИ» - 1,095 млрд. дол. и «Ниссан» - 1,671 млрд. дол.

     Еще ярче нестабильность существования  даже самых успешных компаний можно  наблюдать по изменениям списка американских фирм составляющих основу для расчета индекса «Доу-Джонса» (30 наиболее успешных на данный момент) за последние 100 лет.

     В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала в нем  до этого года в течение ста предыдущих лет. По убыванию срока пребывания (в годах): 1) General Electric – 93; 2) Texas Co. – 79; 3) Westinghouse Electric – 75; 4) General Motors – 72; … 11) Exxon – 68; … 16) Du Pont Co. – 62; … 20) IBM – 24; … 24) Coca-Cola – 12; … 26) McDonald's – 11; 27) Boeing – 9; … 29) Walt Disney Co. - 5.

     Приведенные примеры ясно показывают, что даже гигантские промышленные корпорации в  современном мире не застрахованы от системных кризисов и крупных  убытков, ставящих порой под вопрос само их дальнейшее существование. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на кризисные явления внутренней и внешней среды на каждой стадии жизненного цикла.

     Многочисленные исследования показывают, что организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы, а также способны перестраиваться, когда перестают отвечать избранным целям. Каковы же задачи руководителя, желающего обеспечить максимальную эффективность своего предприятия на каждой стадии жизненного цикла. С точки зрения автора работы они могут быть сформулированы следующим образом:

  1. На стадии предпринимательства руководитель должен:

     провести  тщательные маркетинговые исследования, оценив потребительский спрос на продукцию или услуги которые он планирует предлагать на рынке;

     полностью представлять себе размеры и формы  конкуренции, с которой неизбежно  столкнется его организация на конкретных рынках, разработать на основании  полученной информации эффективную стратегию развития;

     принять необходимые меры по привлечению  дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

     рационально организовать управленческий процесс, правильно расставить имеющиеся  кадры, создать для персонала систему мотиваций и стимулов, предусмотреть механизм ответственности и контроля.

  1. На этапе коллективности первостепенными задачами руководителя становятся:

     обеспечение как можно большей гибкости упрвленческого механизма, широкого применения инновационных технологий, внедрения передовых методов производства;

     стремительное расширение сферы деятельности организации, закрепление за собой новых рынков, завоевание собственной ниши в выбранном  рыночном сегменте;

     решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников.

  1. Этап формализации и управления требует от руководителя:

     обеспечения баланса между текущей и инновационной  перспективной деятельностью, между  повышением качества выпускаемой продукции  и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;

     внедрения прогрессивных методов управления, широкого использования информационных технологий, оптимального соотношения  между  централизацией и децентрализацией в управлении компанией.

  1. На этапе выработки структуры руководитель организации должен:

     отслеживать поведение конкурентов на рынке, ясно представлять стратегию их деятельности, соотносить ее с собственными планами  и при необходимости вносить  изменения в перспективные планы  организации;

     по  возможности внедрять передовые технологии производства, постоянно анализировать способы и методы технического переоснащения в своей области;

     ориентируясь  на требования клиентов и потребителей определять производственную политику организации;

     создать необходимые условия для укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы структурных подразделений, исключить излишнюю бюрократизацию и формализм в подходах к решению задач.

  1. На стадии упадка организации необходима централизация управления, требующая от руководителя:

     сосредоточить деятельность на направлении, сулящим  максимальную отдачу в кратчайшие сроки, свернув остальные проекты для  экономии ресурсов;

     изучить возможности сужения номенклатуры выпускаемой продукции, с целью  сохранить потенциал организации и минимизировать потери;

     рассмотреть возможность слияния с другими  компаниями;

     пересмотреть  структуру и методы управления организацией;

     попытаться  установить связи с новыми рынками  и поставщиками.

     Из  рассмотренных рекомендаций следует, что стратегические и тактические задачи, стоящие перед руководителем организации имеют свою специфику в зависимости от того, на какой именно стадии развития организация находится в данный момент. Управленческие решения эффективные на одной стадии, могут оказаться совершенно неприемлемыми для другой. Управление с учетом модели жизненных циклов дает менеджеру возможность выбрать из всего многообразия техник эффективного управления наиболее соответствующие текущему моменту жизни предприятия.

 

      Заключение

     В процессе написания данной работы автор пришел к выводу, что любая организация, как общественная, так и экономическая представляет собой образование, функционирующее не просто во времени, но в определенных временных рамках. Период существования организации можно разделить на четко выраженные, предсказуемые этапы, наступлению каждого из которых предшествует кризис предыдущего. Временные рамки каждого этапа не имеют четких границ и могут как «сжиматься», так и «растягиваться» в зависимости от управленческих решений, принимаемых руководством организации.

     Для обеспечения эффективного управления менеджеру необходимо знать теорию жизненного цикла организации, уметь  использовать выражающие ее модели, владеть  искусством определения этапа (стадии) развития на которой находится организация в данный момент, знать особенности управления на этой стадии. Кроме того в каждой точке перегиба, знаменующей собой смену этапа жизненного цикла, для преодоления кризиса необходима коренная смена типа управления, так как в корне меняются сами задачи, стоящие перед организацией. Для этого эффективному руководителю необходимы определенные рабочие качества. К примеру, начинает дело обязательно менеджер-предприниматель, но на стадии упадка всегда более эффективен  менеджер, владеющий технологиями антикризисного управления.

     Заинтересованная  в создании условий для экономического роста,  обеспечении высокого качества товаров и услуг организация  должна выработать стратегический план развития и оперативный тип управления, отвечающий особенностям и задачам  того этапа развития, на котором она находится.

 

      Список использованной литературы:

  1. Абчук В.А. Курс предпринимательства. - СПб.: Альфа, 2001.
  2. Акулов В. Теория организации - М., 2003.
  3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: ФиС.
  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство. - М.: Инфра-М, 1999.
  5. Волков О.И. Экономика предприятия. - М., Инфра-М, 2001
  6. Гончарук В.А. Развитие предприятия. - М.: Дело, 2000.
  7. Гpибoв B.А., Гpyзинoв B.Р. Экономика предприятий - М, ФиС, 2001.
  8. Гуияр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. - М: Издательство «Дело», 2000.
  9. Карпик А.Е. Экономика предприятия. - М.: Инфра-М, 2001.
  10. Лавизина О. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система // Менеджмент в России и за рубежом. 2003, №5.
  11. Лафта Дж. Эффективность менеджмента организации.-М.:РДП, 1999.
  12. Минцберг Г. Структурирование организаций // Стратегический процесс. - СПб: Издательство «Питер», 2001.
  13. Пименова А.Л., Нагуманова Р.В. Актуальные аспекты теории эффективности в контексте жизненных циклов предприятий // Проблемы современной экономики. 2006, № 3
  14. Попов Е., Хмелькова Н. Эволюционная теория предприятия. - Екатеринбург, 2002.
  15. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. - М.: Ось-89, 2000.
  16. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1999.
  17. Сергеев П.В. Экономика предприятия. - М.: ФиС, 2001.
  18. Томпсон А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2000.
  19. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. -- СПб: Издательство «Питер», 2002.

Информация о работе Жизненный цикл организаций. Характеристика его стадий