Жизненный цикл организаций. Характеристика его стадий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:33, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей различных стадий жизненного цикла организации и эффективных приемов управления на них.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть наиболее известные модели отражающие концепцию жизненного цикла организации;
выявить характерные особенности развития организации и эффективные приемы управленческой деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
I. Жизненный цикл организации и модели его отражающие………….5
§1. Понятие жизненного цикла организации……………………………...5
§2. Обзор основных моделей жизненного цикла организации………….6
II. Краткая характеристика фаз (стадий) жизненного цикла организаций. Способы обеспечения эффективности деятельности организации на каждой из них……………………………………………………………………………………10
§1. Фазы жизненного цикла организации по модели И. Адизеса………..10
§2. Стадии жизненного цикла организации по модели Б.З. Мильнера.…12
§3. Использование моделей жизненного цикла организации в управленческой деятельности……………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Окончательный реферат по ТО.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

ВОЛЖСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Волгоградский  государственный университет» 

Экономический факультет 

Кафедра «Экономическая теория и управление» 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТИВНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Теория организации»

на тему: Жизненный цикл организаций. Характеристика его стадий. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  студент 2 курса

                  группы ГМ-091

                  Щербаков  С.С. 

                  Научный руководитель:

                  к.э.н., доцент

                  Дубовикова  Е.Ю. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Волжский 2010

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………..3

     I. Жизненный цикл организации и модели его отражающие………….5

     §1. Понятие жизненного цикла организации……………………………...5

     §2. Обзор основных моделей жизненного цикла организации………….6

     II. Краткая характеристика фаз (стадий) жизненного цикла организаций. Способы обеспечения эффективности деятельности организации на каждой из них……………………………………………………………………………………10

     §1. Фазы жизненного цикла организации по модели И. Адизеса………..10

     §2. Стадии жизненного цикла организации по модели Б.З. Мильнера.…12

     §3. Использование моделей жизненного цикла организации в управленческой деятельности……………………………………………………....14

     Заключение……………………………………………………………………19

     Список  использованной литературы………………………………………20

 

      Введение

     Очевидно, что вопросы грамотного и эффективного построения стратегического руководства организацией на различных этапах ее жизненного цикла относятся к важнейшим задачам управленца любого звена. Не отдавая себе полного отчета в том, на какой стадии развития в данный момент находится предприятие, даже самый талантливый руководитель не сумеет разработать верную стратегию дальнейшего развития, не сможет оценить, насколько принятые управленческие решения, сам стиль руководства соответствуют сложившейся обстановке. Знание моделей жизненного цикла организаций, умение применять диктуемые ими рекомендации в практической деятельности имеет первостепенное значение в работе менеджера любого уровня, как в государственных, так и в частных структурах. Используя при планировании понятие жизненного цикла, опираясь на построенные модели, легко заметить, что существуют четко выраженные этапы, которые так или иначе переживают все организации, при этом переходы от одного этапа к другому предсказуемы, а вовсе не случайны. А то, что может быть с достаточной точностью предсказано, разумеется, может быть использовано для достижения поставленных перед организацией целей и учтено при проведении перспективного планирования. Именно в этом свете исследования жизненного цикла организаций и особенностей отдельных его этапов актуальны для современной деятельности менеджеров различного уровня.

     Объектом  исследования данной работы является изучение жизненного цикла организаций, его свойств и характеристик. Предметом исследования - стадии жизненного цикла организации и обеспечение эффективного управления на каждой из них

     Актуальность  работы обусловлена необходимостью при осуществлении управленческой деятельности уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Руководителю любой организационной  структуры необходимо добиваться как можно большего соответствия между методами продвижения, искусственно внедряемыми менеджерами и естественным уровнем развития, на котором в данный момент находится организация. При этом широкое применение моделей, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать изменения, ожидающие организацию в ближайшем будущем и обращать их на пользу общему делу.

     Целью работы является изучение особенностей различных стадий жизненного цикла организации и эффективных приемов управления на них.

     Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

     рассмотреть наиболее известные модели отражающие концепцию жизненного цикла организации;

     выявить характерные особенности развития организации и эффективные приемы управленческой деятельности на различных стадиях жизненного цикла.

     Цель  и задачи исследования определили структуру  данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрена концепция жизненного цикла организации и основные модели ее выражающие, во второй дана общая характеристика стадий жизненного цикла организаций по моделям И. Адизеса и Б. Мильнера, рассмотрены способы обеспечения эффективности деятельности организации на каждой из них. В заключении подведены итоги работы, сделаны основные выводы.

     В ходе исследования применялись следующие  методы: анализ источников и литературы, описательный и логический, системный  и ситуационный подходы, структурный  и сравнительный анализ.

     Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды таких известных авторов как: Мильнер Б.З., Акулов В. Б., Лавизина О.В., Попов Е.В., Хмелькова Н.В.

 

    1. Жизненный цикл организации и модели его отражающие

     §1. Понятие жизненного цикла организации

     Общеизвестно, что любая организация неизбежно  зависит от большого количества различных  факторов внутренней и внешней среды, строго индивидуальных для каждой из них. В таком случае вполне правомерно было бы предположить, что каждое предприятие  развивается индивидуально, по своему собственному, уникальному и, безусловно, отличному от остальных, пути. Однако на практике это утверждение оказывается верным лишь отчасти. В 60-х годах прошлого века учеными США впервые было отмечено соответствие между развитием организации и человеческой личности. Результатом данного наблюдения стало предложение применять при характеристике организационного развития термины присущие развитию человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [11, 36]. Впоследствии в результате научных изысканий был окончательно произведен следующий вывод: любые организации, фирмы, предприятия проходят в своем развитии определенные эволюционные стадии, подчиняясь при этом единым для них внутренним законам. Эти законы определяют последовательность и качество эволюционных изменений составляющих жизненный цикл организации. Выявленная в результате эмпирических исследований единая закономерность и была отражена в теории жизненного цикла организации. Этапы существования, в течение которых в организации происходят принципиальные изменения целей, направления вектора развития и ценностной ориентации принято называть стадиями или фазами развития организации. Из сказанного следует, что жизненный цикл организации не что иное, как совокупность всех стадий ее развития, за все время функционирования. 
 

     §2. Обзор основных моделей жизненного цикла организации

     Модель  жизненных циклов в настоящее  время играет роль одного из наиболее употребляемых инструментов для  изучения развития организации любого вида и уровня. Используя модели жизненных циклов, исследователь может вычленить из общей картины развития факторы прямо или косвенно влияющие на эффективность организационной деятельности.

     На  сегодняшний день существует достаточно большое разнообразие моделей жизненного цикла, представленных учеными разных стран. Пальма первенства в этом вопросе, безусловно, принадлежит американцам, только в период с 1967 года по 1983 год учеными США предложены десять принципиально отличных друг от друга моделей, рассматривающих в качестве оснований для изменений организации свои оригинальные факторы.

     Одной из самых первых моделей, стала модель А. Дауна, представленная в работе «Движущие силы роста» (1967). За основу в ней взяты эволюции правительственных комитетов США. Даун описывает четыре пути собственно возникновения комитетов в правительстве и три основных стадии их последующего развития. Первая стадия, возникающая сразу же после рождения, ознаменована борьбой за автономию. Главной задачей здесь становится обретение законного статуса и необходимых для преодоления «порога выживания» ресурсов. Далее следует стадия стремительного роста, включающая возможно быстрое расширение, подчеркивающее креативность организации, инновационность подходов, соответствие современным веяниям.  За бурным развитием второй стадии приходит замедление. Для этого этапа характерны главенство формализованных процедур, жесткая регламентация, введение всевозможных правил и ограничений. По замыслу Дауна модель выражает закономерный путь правительственных организаций от обоснования необходимости их создания, через период бурной новаторской деятельности к замедлению темпов и тотальному контролю со стороны руководства.

     В том же году на суд общественности предъявляется модель Г. Липпитта и У. Шмидта, приведенная в работе «Управленческое участие». Здесь в отличие от модели Дауна предметом исследования явилась модель жизненного цикла организации частного сектора. В развитии частных предприятий также выделены три стадии. Первая – рождение, период, в который происходит само создание управленческой системы и борьба за жизнеспособность на рынке. Юность – достижение устойчивого положения, завоевание определенной репутации. И, наконец, зрелость – развитие собственной уникальности, отличности от конкурентов, способность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Здесь же описаны и шесть основных управленческих задач, необходимость решения которых на каждой из стадий является условием перехода на следующий уровень развития.

     В работе «Стратегия и структура» (1971) оригинальную теорию выдвинул Б. Скотт. Он считает, что в своем развитии экономическая организация трижды меняет собственный тип, развиваясь от стадии неформального управления, через стадию формализованной бюрократии до промышленного конгломерата.

     Большой резонанс вызывала работа Л. Грейнера «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» (1972). Суть выдвинутой здесь теории сводится к тому, что организационная история определяет будущее организации в большей мере, чем воздействующая на нее внешняя среда. В основу доказательства своей теории Л. Грейнер положил исследования психологов доказывающие, что поведение личности определяется теми событиями, которые с ней уже произошли, а не будущими. Раз развитие организации принято считать аналогичным человеческому, то указанное правило должно выполняться. Исследуя организационное развитие с этой точки зрения, Грейнер выделяет ряд эволюционных стадий подготавливающих революционные изменения для перехода на следующую ступень развития. Революция характеризуется скачкообразным изменением организации, требующим от руководства кардинального пересмотра методов управления. Переход из одной стадии в другую сопровождается преодолением кризиса переходного периода.

     Развитие  чувства общности у персонала  организации, воспитание корпоративности  и командного духа выделил в качестве основного двигателя организационного развития У. Торберт в работе  «Ментальность членов организации» (1974).  По его мнению, развитие происходит от стадии индивидуализма к осознанию причастности ко всему коллективу фирмы, заинтересованности в успехе общего дела.

     Различные функциональные проблемы, присущие организациям по мере их развития взял за основу для  моделирования жизненного цикла  Ф. Лиден в работе «Функциональные проблемы» (1975). Первое испытание, с которым сталкивается вновь созданная организация, заключается в нахождении и занятии собственной ниши в окружающей внешней среде. Здесь могут помочь различные инновации. Далее необходимо развивать методы работы и приобретать различные ресурсы. На третьей стадии происходит окончательное уточнение целей, и борьба за максимизацию прибыли. На четвертой приходит время институализации структур.

     Главенствующее  внимание разработке самой организационной  структуры уделили в своей  модели Д. Кац и Р. Кан. В их совместной работе «Организационная структура» (1978) предлагается к рассмотрению три основных стадии развития: стадия простых систем, устойчивая стадия организации и стадия разработки структур. Предпосылки успешного функционирования организации Д. Кац и Р. Кан  видят в готовности организационной структуры эффективно взаимодействовать с внешней средой.

Информация о работе Жизненный цикл организаций. Характеристика его стадий