Жизненный цикл организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы: этап предпринимательства, этап коллективности, этап формализации и управления, этап выработки структуры, этап упадка.

Содержание

1. Понятие жизненного цикла организации…………………………………….4
1.1. Модели жизненного цикла…………………………………………………...6
1.2.Анализ моделей жизненного цикла ………………………………..………11
2. Основные этапы жизненного цикла организации…………………………..13
2.1.Этап предпринимательства ………………………………….……………...14
2.2.Этап коллективности………………………………………………………..16
2.3.Этап формализации и управления…………….…………………………...18
2.4.Этап выработки структуры …………………..…………………………….20
2.5.Этап упадка …………………….……………………………………………21
3.Значение этапов жизненного цикла для эффективного управления организацией…………………………………………………………….……….22

Работа содержит 1 файл

Конец .docx

— 52.25 Кб (Скачать)

     Фирмы-виоленты – это фирмы с силовой стратегией, которые работают в области большого бизнеса и характеризуются высоким  уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции. Фирма-виолент  образуется в следующих условиях:

    • освоение определенного сегмента рынка с полным его насыщением;
    • наличие специалистов, заинтересованных в совершенствовании системы производства и сбыта;
    • стабильность в деятельности фирмы и получение прибыли.

         Развитие  фирмы-виолента обусловлено действием  ряда факторов:

    • готовность коллектива создать и постоянно поддерживать имидж фирмы;
    • высокое качество персонала;
    • финансовая устойчивость;
    • низкие затраты;
    • высокая техническая оснащенность;
    • сформированная и стабильная номенклатура продукции;
    • единство научных и производственных процессов;
    • большие производственные мощности;
    • конкурентоспособность продукции.

         Кризис  наступает в результате следующих  причин:

    • разногласия в коллективе;
    • появление в коллективе оппозиции;
    • ограниченность ресурсов;
    • зависимость от рыночной конъюнктуры;
    • консерватизм в нововведениях;
    • большая численность управленческого персонала.

                        2.4.ЭТАП ВЫРАБОТКИ  СТРУКТУРЫ

     Этап  выработки структуры (коммутантный). Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок  оказания услуг.

     Руководители  выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. Коммутантный этап представляет собой состояние фирмы в период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры ее жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны. 
            Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов. Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках только национального или регионального рынка).

     Фирма-коммутант  может выжить при наличии следующих  условий:

    • распад интернациональной компании на ряд национальных фирм;
    • наличие специалистов, заинтересованных сохранить свой коллектив;
    • отсутствие у конкурентов желания поглотить фирму.

    Причины кризиса:

    • сужение рынка;
    • большие недогруженные мощности;
    • высокие удельные затраты.
 

                                     2.5.ЭТАП УПАДКА

     Этап  упадка (леталентный) характеризуется  деструктуризацией фирмы. В результате конкуренции или сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию  или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования  новых возможностей. Увеличивается  потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число  конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые  люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки  и принятия решений централизован. Фирма прекращает существование  в прежнем виде. На этом этапе  появляются фирмы-леталенты, т.е. фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие изменения, естественно, могут породить осложнения самого различного характера, в том числе и ухудшение рыночных позиций.

     Стадию  старости организации определяется как противоречие между ней и  окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка.

     В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. В результате базовые представления перестают  адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности.

     Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных  знаний, которые между тем никаким  образом не встраиваются в существующую систему представлений. 

     3. ЗНАЧЕНИЕ ЭТАПОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

     На  каждом этапе жизненного цикла у предприятия возникают конкретные потребности, как финансового, так и нефинансового характера. Многие из них остаются постоянными на протяжении всего жизненного цикла предприятия, но изменения конъюнктуры приводят к модификации большинства из них, соответственно меняются и способы решения финансовых и нефинансовых проблем. Одной из задач настоящей работы является рассмотрение финансовых вопросов, которые больше всего волнуют менеджеров на протяжении всего пути развития предприятия.

     Состояние эффективно функционирующего предприятия  не возникает само по себе, а, возникнув, не может существовать вечно. Это  обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды фирмы. Предприятие как финансово-экономический  механизм имеет определенный жизненный  цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими  ее дальнейшее существование в первоначальном виде, определенным периодом времени. Продолжительность жизненного цикла  предприятия для различных стран  и отраслей будет разной, тем не менее, характер кривой для всех предприятий  одинаков. Кривая жизненного цикла  состоит из отдельных участков, каждый из которых описывает зависимость  предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или  иной отрезок времени.

     Задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по увеличению эффективности его деятельности с учетом организационно-экономических  особенностей этапа жизненного цикла.

     На  всех стадиях жизненного цикла предприятия  важна эффективность его деятельности. Эффективность функционирования любого предприятия зависит от его способности  приносить необходимую прибыль. Повышение эффективности является решающим материальным фактором реализации высшей и конечной цели производства.

     В современной экономической литературе имеется множество различных  методик оценки эффективности. Их анализ может способствовать отбору оптимального количества показателей, которые наиболее точно будут отражать эффективность  деятельности предприятия. Общая эффективность  представлена совокупностью показателей, характеризующих оценку деятельности предприятий на определенном этапе  жизненного цикла,[3,144].

     В условиях рыночной экономики, одним  из важнейших элементов в системе  управления предприятия, является анализ финансово-экономического состояния, поскольку он позволяет выявить  проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения.

     Для каждого этапа характерен определенный набор финансово-экономических показателей, позволяющих определить эффективность  его функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Главный вывод, который можно сделать: фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое  функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут  “сжиматься” и “растягиваться”  в зависимости от конкретного  временного интервала (периода), в котором  существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен  лет).

     Основными факторами, влияющими на средний  срок жизни экономической организации (фирмы), являются: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.

     В работе были рассмотрены созданные  в течение десятилетия разными  авторами модели эволюции организации, причем в основе каждой из них лежит  особая уникальная идея. Тем не менее, все модели в той или иной степени  отражают сущность эволюции компании, описываемые с разных точек зрения.

     Отсутствие  единой объективной модели обусловлено тем, что авторами не были произведены полноценные длительные исследования, объектом которых стали бы организации, прошедшие полный жизненный цикл. Сложность подобных экспериментов помимо прочего состоит в том, что некоторые стадии могут занимать до нескольких лет и изучение подобных процессов в разных организациях может дать отличающиеся результаты. Однако в работе обозначены основные критерии, по которым возможно диагностирование организации на предмет пребывания ее на том или ином этапе эволюции.

     Успешное  развитие рассматриваемой мной компании свидетельствует лишь об одном –  в России есть люди способные управлять. Да – именно люди. Ведь никакая стратегия, даже самая успешная, не позволит вам стать лидером рынка, если ваши рабочие будут вас не понимать, если вы не сможете найти общего языка с кредиторами и просто, если вы не умеете управлять.

     Основная  концепция для описания жизненного цикла организации основывается на сопоставлении жизненного цикла  организации с жизненным циклом продукции. Отсюда вытекают основные моменты  жизненного цикла организации.

     Перед тем как приступить к выпуску  продукции стадия становления предполагает проведение специальных исследований и разработок по развитию и организации  бизнеса. Начальные затраты на исследования и разработки потребуют от предприятия  значительных расходов, что вызовет  отток наличности. Только с ростом оборота основная часть расходов будет покрываться прибылью, и  дефицит сменится доходами. Если начало бизнеса успешное, оборот предприятия  будет быстро расти, по мере насыщения  рынка продукцией, последует некоторый  спад роста. Новое расширение производства возможно только в том случае, если предприятие найдет новые рынки  сбыта или разработает новую  продукцию, в противном случае во избежание банкротства необходима реструктуризация.

     Также для описания жизненного цикла используются следующие методики:

  • исходя из обретения экономическим субъектом динамического равновесия с внешней и внутренней средой;
  • используя связь жизненного цикла с экономическим циклом и соответственно с динамикой объёмов производства;
  • опираясь на биологические подходы и критерии освоения организацией своей рыночной ниши (аналогично экологической нише) и уровни «внутривидовой» конкуренции в ней;
  • ряд подходов с системно-интеграционной точки зрения, когда организация рассматривается как сложная система, учитываются всевозможные факторы.

     Для эффективного управления организацией менеджеру необходимо учитывать  особенности управления на каждой из рассмотренных стадий ее жизненного цикла. И в каждой точке перегиба требуется смена типа топ-менеджера, так как перед организацией меняются задачи, и руководителю необходимы другие рабочие качества. Например, начинает дело обязательно менеджер-предприниматель, а на стадии интенсивного развития всегда более эффективен менеджер-роста, на стадии упадка – менеджер, владеющий технологиями антикризисного управления.

     Управленческая  эффективность предприятия означает такую структуру управления на предприятии, при которой обеспечивается отсутствие текучести кадров, четкость и последовательность принимаемых управленческих решений, распределения ответственности, контроль за их исполнением, постоянство партнеров  и поставщиков, каналов сбыта  и т.д.

Информация о работе Жизненный цикл организации