Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Последние три десятилетия во всем мире большое значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке. В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Уровень качества продукции и его оценка……………………………………………5
1.1. Цель оценки уровня качества продукции……………………………………………5
1.2. Оценка уровня качества разнородной продукции…………………………………13
2. Реализация принципа «Ориентация на потребителя»……………………………….17
3. Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»……………………….18
Список используемой литературы………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

распечатать упр. качеством.docx

— 67.70 Кб (Скачать)

  (3.4)

где n-число  единичных показателей; Pi-i-й единичный  показатель; Yi-коэффициент при i-м  единичном показателе.

 Вид  зависимости может определяться  любым из возможных методов,  в т.ч. и экспертным. Главным  показателем может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость и др. В качестве обобщенного может  использоваться интегральный показатель  качества, показывающий величину  полезного эффекта от эксплуатации  или потребления продукции, приходящегося  на каждый рубль суммарных  затрат на ее создание и  эксплуатацию или потребление. 2. В тех случаях, когда невозможно  построить функциональную зависимость,  исходя из основного назначения  продукции, применяют взвешенные  среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель  вычисляется по формуле: 

     (3.5)

где mi-коэффициент  весомости i-го показателя.

 При  этом должно соблюдаться условие

  (3.6)

Коэффициенты  весомости mi устанавливаются отраслевыми  НИИ на определенный период времени  экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании  балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi. Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной  продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью  дифференциального метода практически  невозможно сделать обобщающий вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой  продукции. В этих случаях оценку уровня качества производят смешанным  методом, использующим единичные и  комплексные показатели качества. При  этом методе единичные показатели качества объединяются в группы (например, показатели назначения, эргономические, эстетические) и для каждой группы определяют комплексный  показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в  группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей  оценивают уровень качества продукции  дифференциальным методом. 
 
 
 

1.2. Оценка  уровня качества разнородной  продукции.

Выше  мы рассмотрели методы оценки уровня качества продукции одного вида, т.е. однородной. Чаще всего предприятие  выпускает продукцию многих видов - разнородную. Для комплексной оценки уровня качества разнородной продукции  применяют индексы качества продукции. Индексом качества продукции называется комплексный показатель качества разнородной  продукции, равный среднему взвешенному  значению относительных показателей  качества различных видов продукции  за рассматриваемый период. Индексы  качества используют при составлении  планов повышения качества и проверке их выполнения, при сопоставлении  качества продукции различных предприятий, при оценке стабильности производства и в других случаях. Наиболее часто  индекс качества вычисляют на основе главного показателя. Обычно это производительность или долговечность изделий. Главный  показатель качества может быть комплексным. Для нескольких s видов продукции  индекс качества вычисляется по формуле:    (3.7)

где Ki-относительный  показатель качества i-го вида продукции; Ni-количество изделий i-го вида или объём i-й продукции в текущем периоде; Цi - оптовая цена продукции i-го вида, руб.  Если сумма, на которую выпущена продукция i-го вида,

 а  общая сумма, на которую выпущена  продукция всех видов, 

то индекс качества

  (3.8)

При вычислении индексов качества, соответствующих  базисному и отчётному периодам, берут фактические уровни качества для каждого периода, а цена для  обоих периодов принимается одной  и той же. Индексы качества могут  вычисляться для разных организационных  уровней: для цеха, завода, отрасли. Для вышестоящей организации  индекс качества

  (3.9)

где Cj -сумма, на которую выпущена продукция j-м  объектом; Икj - индекс качества j-го объекта; m -число объектов. 

Пример 1. Цех выпускает автомобильные  шины двух типов. Нужно оценить уровень  их качества в текущем интервале  времени. Показатель качества - ходимость  шин в тыс. км. За базовое значение принимается значение ходимости  шин, выпущенных в прошлом году:

Вычисляем индекс качества по формуле (3.7):

Ик=((64/60)*5*50+(60/50)*36*40)/(5*50+36*40)=2000/1700=1,176

Таким образом, уровень качества шин увеличился на 17,6%. Когда оцениваемая продукция  имеет сортность, в роли индекса  качества можно применить коэффициент  сортности, равный отношению фактической  стоимости выпущенной продукции  в оптовых ценах к её условной стоимости при допущении, что  вся она выпущена высшим сортом:

    (3.10)

где s - количество видов продукции; n-количество сортов продукции; Цiк- цена продукции i-го вида k-го сорта; Niк - объем выпуска  продукции i-го вида k-го сорта; Цi1 - цена продукции i-го вида наивысшего сорта.

 Пример 2. Предприятие выпускает продукцию  видов А, Б, В. В каждый  её вид входит продукция 1 и  2 сортов с соответствующей ценой:

Вычислим коэффициент сортности  по формуле (3.10)

Кс  = ((600+250)+(250+80)+(270+90)) / (6*(100+50)+5*(50+20)+4,5(60+30))=0,93

Коэффициент сортности можно вычислять для  цеха, завода, фирмы, отрасли в целом. Если для m объектов (цехов, заводов, фирм и т.п.) известны коэффициенты сортности  Ксj и соответствующие суммы Cj, на которые выпущена продукция, то общий  коэффициент сортности вычисляют  по формуле:

(3.11)

Видами  индексов качества являются коэффициент  и индекс дефектности продукции. Они характеризуют качество продукции, находящейся в процессе изготовления, и используются при оценке качества труда в отдельных производственных подразделениях (цех, участок). Коэффициент  дефектности - среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу  продукции i-го вида:

     (3.12)

где d - число видов дефектов в данной продукции; mj - коэффициент весомости  дефектов j-го вида; rj - число дефектов j-го вида; n - >объём выборки продукции.

Коэффициенты  весомости mj можно определять экспертным методом или принимать пропорциональными  стоимости устранения дефектов.  Относительный показатель дефектности  продукции i-го вида

(3.13)

где Дiб - базовое значение коэффициента дефектности, принятое по результатам работы предприятия  в прошлом периоде (году, месяце и  т.д.). Если вычислены значения qi для  всех s видов продукции, то индекс дефектности  разнородной продукции:

(3.14)

где Ci - сумма, на которую выпущено продукции i-говида за рассматриваемый период.

Пример 3. Для автомобильных шин определенного  типа установленны 4 вида дефектов (А, Б, В, Г). Эти дефекты имеют весовые  коэффициенты, указанные в табл.3.3. При проверке выборки из 50 шин  было обнаружено 7 дефектов.

Таблица 3.3

Дефект Коэф-т весосмости mi, % Число дефектов в выборке rj  mi*rj,

%

А 50 0 0
Б 25 1 25
В 15 2 30
Г 10 4 40
Всего: 100 7 95

Вычисляем коэффициент дефектности:Д=95/50=1,9%. 
 
 
 
 

2. Реализация принципа «Ориентация на потребителя».

Работы, связанные с потребителями (сбор и анализ требований, анализ удовлетворенности  продукцией, конъюнктура рынка) возглавляются  Вице-президентом компании, который  непосредственно участвует в  организации и проведении рекламной  политики продукции предприятия, участвует  в региональных, национальных и международных  выставках. Для постоянной работы с  имеющимися и потенциальными заказчиками  созданы следующие отделы:

 Служба  мониторинга удовлетворенности  потребителей

 Служба  маркетинга

 Служба  рекламы

 Служба  работы с дилерской сетью

 Служба  сбыта

 Вышеназванные  отделы отслеживают удовлетворенность  потребителей (заказчиков) продукции  предприятия и при выявлении  каких-либо рекламаций выносят  их на обсуждение во время  производственного совещания, которое  проводится раз в неделю. На  производственных совещаниях принимаются  решения относительно реализации  корректирующих и предупреждающих  действий. Решения оформляются в  виде протоколов собраний, которые  хранятся в управлении делами  и персоналом. Для регламентации  взаимоотношений между предприятием  и потребителями на предприятии  разработаны и внедрены методики  системы управления качеством  МСЯ 7.2.2-2002 «Анализ контракта»  и МСЯ 7.2-2003 «Взаимодействие с  потребителями». Эффективность взаимодействия  предприятия с потребителями  оценивается на производственных  совещаниях (текущий анализ) и по  итогам года (анализ со стороны  руководства эффективности функционирования  предприятия). 
 
 
 

3. Жизненный  цикл организации на примере  ОАО «РУСАЛ».

 ОАО  «РУСАЛ» является крупнейшим  мировым производителем алюминия. В 2000 году «Сибирский алюминий»  и Millhouse Capital договорились совместно  управлять принадлежащими им  алюминиевыми и глиноземными  активами – так была образована  новая компания - ОАО «РУСАЛ».  Однако особое влияние компания  приобрела в марте 2007 года в  результате объединения "РУСАЛа" Олега Дерипаски, "СУАЛа" Виктора  Вексельберга и глиноземных активов  швейцарской компании Glencore. В настоящее  время структура акционеров компании  выглядит следующим образом: О.Дерипаске  через подконтрольную ему En+ Group принадлежат 47,41% акций РУСАЛа, акционерам  группы СУАЛ – 15,80%, ОНЭКСИМу  – 17,02%, Amokenga Holdings (100% дочерняя компания Glencore) – 8,62%, другим – 11,14%. В  состав компании входят предприятия  по добыче бокситов и нефелиновой  руды, производству глинозема, алюминия  и сплавов, фольги и упаковочных  материалов на ее основе, а  также энергоактивы. На пяти континентах  в 19 странах мира на предприятиях  компании работают более 75 тысяч  человек. Этап предпринимательства.  С 2000 года и до начала 2004 года  организация находится в стадии  становления, формируется жизненный  цикл продукции. На этом этапе  идет поиск единомышленников, подготовка  к реализации идеи, юридическое  оформление организации, набор  операционного персонала и выпуск  первой партии продукта. В 2000г.  под контролем "Русского алюминия" оказались Братский и Красноярский  алюминиевые заводы, Ачинский глиноземный  комбинат, выкупленные Р. Абрамовичем  у TWG, а также Саянский алюминиевый  завод, на базе которого О.Дерипаска  еще в 1997г. организовал первую  на постсоветском пространстве  вертикально интегрированную промышленную  компанию "Сибирский алюминий" (в 2001г. переименована в "Базовый  элемент"). Таким образом, в  рамках одной компании были  сконцентрированы порядка 70% алюминиевой  промышленности России. До 2004 года  ОАО «РУСАЛ» занимается расширением  сфер деятельности, приобретая контрольные  пакеты акций компаний горнодобывающей  и металлургической отраслей  промышленности. К 2002 году приобретены  контрольные пакеты акций фольгопрокатного  завода АРМЕНАЛ (Армения) и  Белокалитвинского металлургического  производственного объединения  (БКМПО). В 2002 году в состав компании  входит боксито-глиноземный завод  Friguia в Гвинее , создан Инженерно-технологический  центр РУСАЛа, приобретен контрольный  пакет акций Новокузнецкого алюминиевого  завода (НкАЗ), под управление Компании  переходит горнодобывающий комбинат  КБК (Гвинея), а также в 2003 году  приобретен Всероссийский алюминиево-магниевый  институт (ВАМИ) - доля компании «Базовый  элемент» в РУСАЛе увеличена  до 75%. Что касается стратегии  конкурентной борьбы, то ОАО «РУСАЛ»  занимается нишевой глубокой  специализация производства. Объединенная  компания сегодня – это крупнейший  в мире производитель алюминия  и глинозема, который стремится  стать самой эффективной корпорацией  в своей отрасли. С 2004 года  происходит рост компании: идет  активное освоение рынка, рост  интеграции особенно интенсивны. Осуществляется подписание соглашения  с правительством Гайаны о  разработке бокситовых месторождений  в этой стране. Создана Компания  бокситов Гайаны. В 2005 году СУАЛ  и РУСАЛ подписали соглашение  о равноправном долевом участии  в проекте «Коми Алюминий»  , предусматривающем строительство  боксито-глиноземного комплекса  в Республике Коми. Завершена  сделка по продаже двух прокатных  заводов – СМЗ и БКМПО –  компании Alcoa , приобретены у компании Kaiser Aluminum 20% акций 2-го в мире  по производственной мощности  глиноземного завода Queensland Alumina Limited (QAL) в Австралии. За 2006 год компания  становится владельцем контрольного  пакета акций горнодобывающего  предприятия Aroaima Mining Company в Гайане, приобретен катодный завод в  Китае и 56,2% акций завода Eurallumina в Италии, запущен в эксплуатацию  Хакасский алюминиевый завод  - самое современное предприятие  отрасли в мире. Подписано соглашение  с ОАО «ГидроОГК» (дочерней структурой  РАО ЕЭС) о сотрудничестве в  реализации проекта БЭМО, завешена  приватизация боксито-глиноземного  комплекса Friguia в Гвинее, приобретен  Бокситогорский глиноземный завод  (БГЗ). Успешность развития организации  на этом этапе зависит и  от групповых представлений и  ценностей — тем, что образует  базис организационной культуры. Происходит формирование базиса  организационной культуры - формирование  видения организации как отдельной  сущности, осознание ее взаимоотношений  с внешней средой, формируются  правила взаимного сосуществования  как членов организации между  собой, так и по отношению  к субъектам внешней среды.  В 2004 году создан Центр социальных  программ компании (ЦСП). ЦСП и  его филиалы управляют программами  социальных инвестиций Компании  в регионах присутствия. ЦСП  развивает и поддерживает местные  социальные инициативы, направленные  на улучшение качества жизни  людей в регионах присутствия  Компании. ЦСП и его филиалы  – это еще и центры по  сбору и обработке социальной  информации. Сотрудники ЦСП анализируют  запросы и предложения людей,  обратившихся в центр, составляют  базы данных региональных общественных  организаций, взаимодействуют с  экспертным сообществом. Помимо  этого в 2006 году происходит  запуск первых партнерских проектов - важный шаг в развитии социальной  политики Компании. Долженкова С.И., ведущий специалист Управления  общественных связей Совета администрации  Красноярского края, член Оргкомитета  Благотворительного сезона - 2007 (о  влиянии Партнерских проектов  на местное сообщество): «Инициативы  снизу побуждают власть «дорастать»,  подниматься до уровня идей, выдвигаемых  сообществом. Для местного самоуправления  акции и общественные кампании  становятся источником кадров. Формируется  круг лидеров, создается актив,  возникает политика социума» [5]. Стадия зрелости. Этап формализации  деятельности. С 2006 – 2007г. начинается  период стабилизации роста. Организации  удается сохранять устойчивое  положение во внешней среде  - ОАО «РУСАЛ» становится крупнейшим  в мире производителем алюминия. Все больше инвестиций идет  на развитие технологии производства. В 2007 году выведен на полную  мощность Хакасский алюминиевый  завод, начата масштабная экологическая  модернизация Братского алюминиевого  завода - крупнейшего в мире алюминиевого  завода. За 2008 год Братский и Красноярский  алюминиевые заводы достигли  мощности 1 млн тонн алюминия в  год, создано СП «Богатырь»  совместно с казахстанским холдингом  «Самрук-Казына», приобретено более  25% акций ГМК «Норильский никель»,  приобретен завод РУСАЛ Тайгу  Катод в Китае, ставший филиалом  завода РУСАЛ Шаньси Катод,  осуществлен пуск производства  на заводе ALSCON (Нигерия), а также  запущены первые 2 корпуса 5-й серии  Иркутского алюминиевого завода. В 2009 году завершена модернизация  Красноярского алюминиевого завода[5]. На этом этапе происходит укрепление  организационной культуры, которая  обеспечивает широкое влияние  на ее членов и передается  новичкам как история успеха. Увеличивается число социальных  проектов, происходит так называемое  социальное инвестирование. С апреля 2007 года Центр социальных программ  РУСАЛа администрирует программу  «Вместе в будущее». На протяжении  ряда лет предприятия РУСАЛа  оказывали благотворительную помощь  детским домам в регионах присутствия.  Также была организована программа  «Сто спортивных проектов», направленная  на развитие массового детского  спорта в городах присутствия  компании. Ежегодно в рамках программы  проводится два грантовых конкурса  на реализацию спортивных проектов  – в зимнем и летнем сезонах.  По условиям конкурса средства  направляются как на проведение  спортивных мероприятий, так и  на ремонтные работы для поддержания  спортивных объектов в рабочем  состоянии. Помимо этого ОАО  «РУСАЛ» занимается экологическими  вопросами. Общественная палата  Российской Федерации в «Докладе  о состоянии гражданского общества»  в нашей стране за 2007 год отметила, что поддержка экологии со  стороны бизнеса только начинается, и «пионер в этом направлении  - компания РУСАЛ». Программа «Зеленый  дозор» - наглядное тому подтверждение.  Еще одним корпоративным проектом  является программа личных пожертвований  сотрудников. Она привлекает работников  компании к непосредственному  участию в благотворительности,  предоставляет каждому простые  и понятные механизмы для персональной  добровольной помощи. В ходе опроса, проведенного в 2007 году, почти  90 % сотрудников выразили готовность  лично участвовать в благотворительных  проектах компании[5]. Итоги деятельности  ОАО «РУСАЛ» в связи с кризисом  цены на «крылатый металл»  выросли, достигнув летом 2008 года  отметки в $3380 за тонну. Начавшийся  осенью 2008 года мировой спад во  многом затруднил дальнейшее  развитие отрасли. Многие алюминиевые  компании США, Европы и Азии  были вынуждены отказываться  от реализации перспективных  проектов и сокращать объемы  производства. Значительно пошатнулось  в результате мирового финансового  кризиса положение алюминиевого  гиганта. Так, в начале марта  2009г. общая сумма долга компании  составляет 14 млрд долл., из которых  7,4 млрд долл. - задолженность перед  международными банками. К концу  марта общий долг "Русала" оценивался  в 16,8 млрд долл. Кроме того, по  итогам сделки с группой "ОНЭКСИМ" "Русал" остался должен М.Прохорову  около 2,8 млрд долл. Сложное положение  "Русала" из-за значительной "перекредитованности"  компании и снижения спроса  на ее продукцию коснулось  и ее производственной деятельности. Так, если по итогам 2008г. ОК "Российский алюминий" увеличила  производство алюминия на 4,8% - до 4,4 млн т, в 2009г. она произвела  лишь 3,9 млн т. При этом не  исключено, что в будущем возможно  снижение производства еще на 500 тыс. т, что соответствует  20-процентному снижению с пиковых  объемов. Что касается финансовых  результатов, то, по словам О.Дерипаски,  в 2008г. "Русал" "сработал в  ноль". В декабре 2009г. ОК "Русал"  подписала соглашения о реструктуризации  долга перед международными кредиторами  и российскими банками. По свидетельству  руководства компании, "Русал"  намерен постепенно сокращать  размер долга перед всеми кредиторами  и к IV кварталу 2013г. уменьшить  его на 5 млрд долл. Выплаты кредиторам "Русал" планирует в том  числе из средств, полученных  от первичного размещения акций  (IPO) компании, которое состоялось 27 января 2010г. на Гонконгской фондовой  бирже. ОК "РУСАЛ" сообщила  о перечислении кредиторам $2,143 млрд  из средств, полученных в результате  размещения акций на Гонконгской  фондовой бирже и NYSE Euronext в  Париже. Данные средства перечислены  в счет погашения основного  долга международным и российским  кредиторам (за исключением ВЭБа), а также основного долга и  суммы накопленных процентов  группе ОНЭКСИМ. Кроме того, РУСАЛ  произвел погашение комиссии  международным банкам в связи  с реструктуризацией долга. 

Средства  были распределены следующим образом:

- выплата  международным кредиторам - $1,46 млрд 

- выплата  российским кредиторам (за исключением  ВЭБа) - $253 млн

- выплата  группе ОНЭКСИМ - $278 млн

- погашение  комиссии международным банкам - $152 млн 

Общая сумма долга РУСАЛа, включая долг перед группой ОНЭКСИМ, в результате осуществленных выплат сократилась  до $12,9 млрд. Таким образом, РУСАЛ  существенно перевыполнил обязательства  по снижению задолженности в 2010 году, предусмотренные соглашениями о  реструктуризации долга. В результате до конца 2013 года РУСАЛу осталось выплатить  банкам $3,3 млрд. Директор по рынкам капитала Олег Мухамедшин отметил: «В результате успешно проведенного IPO компания смогла привлечь средства, которые позволили  нам существенно сократить наш  долг. Уверен, что правильно выбранная  стратегия по преодолению последствий  мирового экономического спада и  усилению наших конкурентных преимуществ  позволит нам и в дальнейшем в  максимально сжатые сроки погасить свои кредитные обязательства, обеспечив  активное развитие РУСАЛа и увеличение стоимости компании в интересах  наших акционеров». Таким образом, очевидно, что теория жизненного цикла  успешно применяется на практике руководителями, позволяя им принимать  рациональные управленческие решения. И в будущем можно ожидать  появление новых моделей эволюции организации, еще более глубоко  рассматривающих предпосылки развития организации и учитывающих самые  различные аспекты ее жизнедеятельности. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

1. Адлер Э. П. Новое направление в статистическом контроле качества - методы Тагчи. - М.: Знание,1988 .

2. Богатин Э. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия - М.: Изд-во стандартов ,1991. - 216с.

3. Войтоловский В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2002. - 165с.

4. Войтоловский Н. В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку: Монография. Ц СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2004. - 156с.

5. Государственная система стандартизации: ГОСТ Р 1.0-95, ГОСТ Р 1.2-95, ГОСТ Р 1.3-95, ГОСТ Р 1.4-95, ГОСТ Р 1.5-95. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 128с.

6. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1987.

Информация о работе Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»