Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Последние три десятилетия во всем мире большое значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке. В условиях рыночных отношений успех фирмы зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Уровень качества продукции и его оценка……………………………………………5
1.1. Цель оценки уровня качества продукции……………………………………………5
1.2. Оценка уровня качества разнородной продукции…………………………………13
2. Реализация принципа «Ориентация на потребителя»……………………………….17
3. Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»……………………….18
Список используемой литературы………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

распечатать упр. качеством.docx

— 67.70 Кб (Скачать)
 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Уровень качества  продукции и его оценка……………………………………………5

1.1. Цель  оценки уровня качества продукции……………………………………………5

1.2. Оценка уровня  качества разнородной продукции…………………………………13

2. Реализация принципа «Ориентация на потребителя»……………………………….17

3. Жизненный  цикл организации на примере  ОАО «РУСАЛ»……………………….18

Список используемой литературы………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Последние  три десятилетия во всем мире  большое значение придается качеству  продукции. Высокое качество продукции  стало главным условием успеха  фирм в конкурентной борьбе  на рынке. В условиях рыночных  отношений успех фирмы зависит  от степени удовлетворения ею  требований покупателей. Только  в этом случае фирма будет  иметь устойчивый спрос на  свою продукцию и получать  прибыль. А степень удовлетворения  требований потребителей соответствующей  продукцией определяется её качеством.  Качество продукции является  главным фактором её конкурентоспособности.  Учитывая сложный, многоаспектный  характер понятия "качество  продукции" и постоянно меняющиеся  требования потребителей к нему, перед фирмами - изготовителями  встаёт задача обеспечения требуемого  качества и управления им на  всем протяжении жизненного цикла  продукции, а это требует наличия  соответствующих знаний в области  управления качеством и подготовленных  в этой области специалистов.Мощный  импульс к приобретению знаний  в области качества и к созданию  на предприятиях систем управления  качеством связан с принятием  в 1987 г. международных стандартов  ИСО серии 9000, описывающих модели  управления качеством для предприятий,  организаций и учреждений любой  сферы деятельности. Универсальный  характер указанных стандартов  и описанных в них систем  качества требует глубоких знаний  теории и методов управления  предприятием через качество. Разработать,  внедрить и обеспечить эффективное  функционирование системы качества  можно только при наличии на  фирме профессионально подготовленных  специалистов по качеству - инженеров  и менеджеров. В настоящее время  внедрение систем качества на  основе международных стандартов  становится насущной необходимостью. Наличия систем качества требуют  и заказчики (потребители), и государственные  органы, рассматривающие их как  гарантию получения высококачественной, безопасной продукции. Изготовители  также заинтересованы в создании  у себя систем качества, позволяющих  им совершенствовать производство, повышать эффективность своей  деятельности и к тому же  получить дополнительные козыри  на рынке. Становится нормой  иметь прошедшую экспертизу (сертифицированную)  систему качества на предприятии.  В 80-е годы в промышленно  развитых странах актуальной  задачей стала подготовка специалистов  в области качества. Преподавание  основ комплексного (всеобъемлющего) управления качеством - TotalQualityManagement (TQM) - вошло неотъемлемой частью  в учебные планы многих университетов,  школ бизнеса, колледжей и средних  школ Западной Европы и США.  К примеру, в Западной Европе  в 1992 г. насчитывалось уже более  70 высших учебных заведений, где  читались курсы по дисциплинам  качества. Интеграция России в  мировую экономическую систему,  успешная конкуренция с другими  странами немыслимы без существенного  повышения качества отечественной  продукции. А это возможно только  при условии, если повышение  качества продукции станет основной  задачей производства, в решение  которой будут вовлечены все  сферы производственно - хозяйственной  деятельности и все уровни  управления предприятий. Этой  работой должны руководить квалифицированные  специалисты, обладающие соответствующими  знаниями в области качества  на уровне международных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Уровень  качества продукции и его оценка.

1.1. Цель  оценки уровня качества продукции.

Оценка  уровня качества представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с  базовыми значениями. Оценка уровня качества продукции может производиться  на различных стадиях жизненного цикла. На стадии разработки оценивается  уровень качества разрабатываемой  продукции, в результате чего устанавливаются  требования к будущей продукции  и производится нормирование показателей  качества в нормативных документах. На стадии производства определяются фактические значения показателей  качества продукции по результатам  контроля и испытаний, оценивается  уровень качества изготовления продукции  и принимаются соответствующие  решения при управлении качеством. На стадии эксплуатации или потребления  оценивается уровень качества изготовленной  продукции и по результатам ее эксплуатации или потребления принимаются  управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции. Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. В условиях рынка главное значение приобретает  не оценка предприятием качества своего товара по сравнению со стандартами  или с товарами конкурентов, а  общая потребительская оценка свойств  товара. Качество определяет покупатель и, следовательно, рассматривать его  необходимо с одной точки зрения: готов ли за это платить потребитель. А это предполагает рассмотрение качества как степени соответствия продукции требованиям потребителя. Экономический аспект качества является для нас решающим среди других, поскольку основывается на его потребительской  оценке, а с переходом к рынку  удовлетворенность потребителя  становится определяющим фактором коммерческого  успеха фирмы, ее основной задачей. В  этом смысле товар (и, соответственно, его качество) "это не то, о чем  подробно рассказывает инженер, а то, чего подспудно требует от него потребитель" (Сэндидж Ч., англ.). Качество - это  то, что рынок считает качеством. Согласно маркетинговому подходу, не существует единого качества для всех. Каждому  сегменту рынка соответствует свой, оптимальный для него, уровень  качества данного товара. В условиях рынка целью изготовителя является достижение не высочайших технических  параметров изделия, а лишь такого уровня его качества, на который существует потребность в избранном рыночном сегменте.  Для японской практики (в отличие от западной) характерен иной подход. Японские фирмы чаще придерживаются стратегии постоянного стремления не к оптимальному (с точки зрения потребителя), а к наивысшему уровню качества. Они идут на связанное  с этим повышение затрат, пренебрегая  текущим результатом ради достижения стратегических целей, и в конечном итоге добиваются устойчивых потребительских  предпочтений и укрепляют свои позиции  на рынке. К тому же благодаря высочайшему  организационно-техническому уровню производства, а во многом и за счет человеческого  фактора они, максимально улучшая  качество, достигают относительно низкого  уровня издержек и высокой доходности. В общем виде уровень качества товара обусловливается конкретной рыночной ситуацией. В этих условиях важнейшей задачей маркетинга, как  эффективного инструмента обеспечения  взаимосвязи производства и рынка, адаптации предложения к изменяющемуся  спросу, целевого воздействия на спрос  и создания преимуществ в конкурентной борьбе, является определение так  называемого "прицельного качества" для каждого из рассматриваемых  рыночных сегментов. Именно таким постоянным взаимодействием с потребителем и определяется первостепенное значение маркетинга в управлении качеством  продукции. Итак, качество есть степень  удовлетворения данной вещью, данной потребительной стоимостью определенной общественной потребности. При экономическом  исследовании, следовательно, недостаточно определять качество как совокупность свойств. Совокупность свойств не характеризует  еще экономическую значимость продукции. Такую значимость потребительная стоимость  приобретает лишь тогда, когда, подвергаясь  сравнительной оценке, характеризует  меру, степень удовлетворения потребности. Полезные свойства потребительной стоимости  есть субстанция качества, а не само качество. Качество продукции не сводится к отдельным ее свойствам, однако, проявляется только в них.  Если качество проявляется через объективно существующие свойства и характеристики товара (которые могут быть определены достаточно объективно), то полезность этих свойств является понятием субъективным, так как ее оценка зависит от каждого  покупателя. Вот это покупательское представление о качестве и является объектом изучения маркетинга.Главным  побудительным мотивом для производства конкретной продукции определенного  качества должно быть наличие потребности  в ней. Что и в каких количествах  производить, должно определяться лишь платежеспособным потребительским  спросом. Ограничительным фактором могут являться и возможности  самого производителя. В условиях рыночной экономики выпускаемая продукция  должна обладать качеством, в большей  степени соответствующим имеющейся  потребности, чем аналогичная продукция  конкурентов. Действительный же результат  работы в области качества может  показать только рынок, поскольку только потребитель может в конечном итоге судить о мере своей удовлетворенности. Методы определений значений показателей  качества продукции подразделяются по способам и источникам получения  информации. Различают следующие  методы:

1. Измерительный  метод, основанный на информации, получаемой с использованием  технических измерительных средств.  Результаты непосредственных измерений  при необходимости приводятся  путем соответствующих пересчетов  к нормальным или стандартным  условиям, например, к нормальной  температуре, нормальному атмосферному  давлению и тому подобное. С  помощью измерительного метода  определяются значения показателей:  масса изделия, сила тока, длина  предмета, скорость автомобиля и  др.

2. Регистрационный  метод основан на использовании  информации, получаемой путем подсчета  числа определенных событий, предметов  или затрат, например, количества  отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия  (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами  или патентами и т.п.). Этим методом  определяются показатели надежности, стандартизации и унификации, патентно-правовые  и др.

3. Расчетный  метод, при котором значения  показателей качества вычисляются  по значениям параметров продукции,  найденным другими методами. Для  этого необходимо иметь теоретические  или эмпирические зависимости  показателей качества от параметров  продукции. Этим методом пользуются  при проектировании продукции,  когда последняя еще не может  быть объектом экспериментальных  исследований.

4. Органолептический  метод основан на анализе восприятия  органов чувств (зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса) без применения  технических измерительных или  регистрационных средств. Органы  чувств человека выдают информацию  о соответствующих ощущениях.  На основе имеющегося опыта  проводится анализ этих ощущений  и находится значение показателя  качества. Поэтому точность метода  зависит от квалификации, опыта  и способностей лиц, проводящих  оценку. При органолептическом методе  могут использоваться технические  средства, повышающие разрешающие  способности органов чувств (лупа, микроскоп, слуховая трубка и  т.п.). Метод широко применяется  для определения показателей  качества продукции, использование  которой связано с эмоциональными  воздействиями на потребителя  (напитки, кондитерские, парфюмерные,  швейные изделия и т. д.). Обычно  органолептический метод применяется  совместно с экспертным. При органолептическом  методе используют балльные оценки  показателей качества. При балльной  оценке вначале необходимо установить  перечень признаков, наиболее  полно характеризующих качество  продукции (например, для пищевых  продуктов - вид, запах, цвет, вкус). Рекомендуется использовать четыре  оценки качества и соответствующее  им количество баллов.

5. Метод  опросов, который можно применять  в различных формах, получивших  названия: социологический и экспертный. Социологический метод основан  на сборе и анализе мнений  фактических или возможных потребителей  продукции. Могут применяться  устные опросы, специальные анкеты - опросники, проводиться сбор  мнений на конференциях, совещаниях, аукционах, выставках и т.д.  Для применения метода необходимо  разработать систему опроса и  обработки результатов. Социологический  метод иногда применяют для  определения коэффициентов весомости  показателей качества продукции.Экспертный  метод основан на учете мнений  группы специалистов - экспертов,  в которую могут входить товароведы, дизайнеры, дегустаторы и т.п.  Метод применяется в сочетании  с органолептическим методом  для принятия решения при аттестации  качества продукции, при определении  коэффициентов весомости показателей  качества и в других случаях.  Для исключения необъективных  оценок в состав экспертной  комиссии не должны входить  авторы изделия. Экспертов должно  быть не менее 7 человек. Экспертная  комиссия может принимать решения,  либо проставляя оценки, либо  проводя голосование. Решение  принимается, если за него подано  не менее 2/3 голосов членов  экспертной комиссии. Чтобы уменьшить  степень субъективности оценки, целесообразно провести несколько  туров опроса экспертов с публичным  обоснованием выставленных оценок. Считается, что достаточная точность  получается за три тура. Существуют  различные формы проведения экспертных  оценок. Одна из них получила  название "метод Дельфы" по  имени греческого города Дельфы, в котором в древности жил  знаменитый оракул. В методе Дельфы  принимаются специальные меры, чтобы  исключить влияние на конечный  результат экспертов, обладающих  даром убеждать других. Для этого  исключают личные контакты между  экспертами и применяют итерационную  процедуру, в которой анонимное  мнение каждого эксперта подвергается  критике со стороны всех остальных  экспертов при сохранении анонимности  мнений.  Наиболее распространен  вариант метода, при котором руководитель  группы экспертов находит среднее  или медианное значение оцениваемой  величины Х в течение нескольких  последовательных туров опроса. В первом туре собирают субъективные  оценки величины Х каждым экспертом  отдельно. Эти оценки располагают  в ряд в порядке возрастания  значений и находят квартили  оценок Х1,::, Хn, данных экспертами. Во втором туре каждому члену  группы экспертов сообщают значения  квартилей и просят его вновь  обдумать свою оценку. Если новая  оценка эксперта находится вне  интервала эксперт должен обосновать  свое мнение. По результатам второго  тура вычисляют новые значения. В третьем туре всем экспертам  сообщают новые значения квартилей  (обычно интервал уменьшается)  и письменные обоснования значений, выходящих за границы интервала  (при анонимности мнений). Каждого  из давших письменный ответ  просят учесть изменение данных  и появившуюся аргументацию и  при желании изменить свою  прежнюю оценку. Если эта пересмотренная  оценка выйдет за интервал  эксперта просят вновь аргументировать  свою точку зрения и т. д.  Такая процедура продолжается  до тех пор, пока интервал  не станет, по мнению руководителя  группы экспертов, достаточно  узким. Медианное (или среднее)  значение этого интервала принимается  за согласованную оценку определяемого  параметра. Согласно ГОСТ 15467-79 уровнем  качества продукции называется  относительная характеристика качества  продукции, основанная на сравнении  совокупности показателей ее  качества с соответствующей совокупностью  базовых показателей. Базовые  значения показателей качества  продукции - это показатели качества  эталонного или базового образца.  Отсюда ясно, что выбор базовых  образцов - важнейший элемент оценки  уровня качества продукции. Согласно  ГОСТ 2.116 - 84 базовым называется образец  продукции, соответствующий передовым  научно-техническим достижениям  в установленном периоде как  в нашей стране, так и в других  промышленно развитых странах.  Установлению базовых образцов  предшествует определение цели  оценки, в зависимости от которой  применяются разные группы базовых  образцов. При оценке уровня качества  разрабатываемой продукции за  базовые принимают перспективные  образцы, характеризующиеся прогнозируемой  совокупностью реально достижимых  показателей качества в будущем  периоде. Это может быть гипотетическое  изделие, в котором при его  разработке получили бы техническое  воплощение на современном этапе  развития все известные достижения  науки и техники. Таким образом,  результат сравнения параметров  гипотетического и разрабатываемого  изделий характеризует степень  реализованности параметров гипотетического  образца в разрабатываемом изделии.  При оценке выпускаемой  продукции  за базовый образец принимают  продукцию, показатели качества  которой соответствуют мировому  уровню или лучшим отечественным  образцам. Выбор базовых образцов  производится соответствующими  отраслевыми НИИ, центральными  и головными КБ, головными и  базовыми организациями по стандартизации. Уровень качества продукции, оцениваемый  по совокупности показателей,  в которую не входят экономические,  называется техническим  уровнем  качества продукции. Когда учитываются  и экономические показатели, то  говорят о технико-экономическом  уровне качества продукции. Для  оценки уровня качества продукции  используются следующие методы: дифференциальный, комплексный и  смешанный. Дифференциальный метод  оценки уровня качества состоит  в сравнении единичных показателей  качества оцениваемой продукции  (изделия) с соответствующими  единичными показателями качества  базового образца. При этом  для каждого из показателей  рассчитываются относительные показатели  качества:

(3.1)

 где  Pi-значение i-го показателя качества  оцениваемой продукции; Piб- значение i-го показателя качества базового  образца.

Формула (3.1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

      (3.2)

 Формула  (3.2) используется тогда, когда  улучшению качества продукции  соответствует уменьшение абсолютного  значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая  электрическая мощность, содержание  вредных примесей, трудоемкость  обслуживания и др.).

 Если  оцениваемая продукция имеет  все относительные показатели  качества Ki>=1, то ее уровень качества  выше или равен базовому; если  все Ki<1, то ниже. Возможны случаи, когда часть значений Ki>=1, часть  Ki<1. При этом необходимо все  показатели разделить на две  группы. В первую группу должны  войти показатели, отражающие наиболее  существенные свойства продукции,  во вторую - второстепенные показатели. Если относительные показатели  первой группы и большая часть  относительных показателей второй  группы больше или равны единице,  то уровень качества оцениваемой  продукции не ниже базового. Если  для первой группы часть значений Ki><1, то необходимо провести  комплексную оценку уровня качества. Ограничение для применения дифференциального  метода оценки уровня качества  состоит в трудности принятия  решения по значениям многих  единичных показателей качества.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает  использование комплексного (обобщенного) показателя качества.  При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой  продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.

(3.3) 

Вся сложность  комплексной оценки заключается  в объективном нахождении обобщенного  показателя. Существуют различные варианты метода.

1. Когда  можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение  изделия или продукта, и установить  функциональную зависимость этого  главного показателя от остальных  единичных показателей:

Информация о работе Жизненный цикл организации на примере ОАО «РУСАЛ»