Законы организации первого уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:13, реферат

Описание работы

Законы играют решающую роль в теории организации, поскольку они образуют фундамент этой дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания, позволяют использовать в процессах управления конкретными организациями научно обоснованные методы предсказания дальнейшего развития событий.

Изучение социальных законов дает возможность менеджменту составить представление о возможных путях достижения поставленной цели, полагаясь не только на собственный опыт и интуицию, но и с учетом опыта, накопленного человечеством за многовековую историю развития организационных систем.

Содержание

Введение …………………………………………………..……………….3

1. Общее понятие о зависимостях, законах и закономерностях………..4

2. Закон синергии………………………………………………………….6

3. Закон самосохранения………………………………………………….12

4. Закон развития………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….22

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

       

       Концептуальная  модель жизненного цикла организации (компании, фирмы) обычно представлена в виде нескольких последовательно  сменяющих друг друга этапов, включая  зарождение и накопление потенциала; возрастающее развитие; стабильность и опасности циклического кризиса; кризис и послекризисное состояние.

       Жизненный цикл организации (ЖЦО) — это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок .

       Руководитель  должен знать о законе циклического развития организации и принимать  решения в соответствии с особенностями  того этапа, на котором находится  организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывает тот, кто может предвидеть системное поведение организации.

       Кризисы подстерегают организацию на всех этапах без исключения и имеют свою специфику. На первом этапе это, как правило, кризис самих инициаторов созданного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если миновали первый этап благополучно и поделили сферы деятельности и ответственности, то их подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократического аппарата, системный кризис или кризис синергии.

       Понятие жизненного цикла организации тесно  связано с понятием жизненного цикла  изделия или продукции, которое  широко используется при планировании маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, при организации послепродажного обслуживания изделий, при прогнозировании будущего организации.

       Жизненный цикл продукции — это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем.

       Жизнь организации не должна состоять из ожидания скольжения вниз или из попыток повернуть события вспять.

       Современная ситуация на рынке такова, что организации  должны уметь работать одновременно на двух кривых: на настоящее и будущее.

       

       Развитие  бывает не только прогрессивным, но и регрессивным, когда происходит деградация, переход от высшего к низшему, менее совершенному. Рассматривая выше жизненный цикл организации, мы убедились, что этапы ЖЦО включают в себя как прогрессивное (создание, рост, зрелость), так и регрессивное (упадок, ликвидация) развитие. И прогресс, и регресс содержат свои противоположности: при быстром прогрессе можно «зарваться» — потерять устойчивость и осторожность; при регрессе можно избавиться от груза отмерших частей организации. В данном случае развитие выступает наиболее ярко именно как проявление диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Любая организация постоянно находится между стремлением к прогрессу и регрессивными остановками и отступлениями, вызванными внутренними и внешними деструктивными помехами, между постоянно идущей работой по организации и дезорганизующими обстоятельствами и рутиной. Развитие происходит через неустойчивость, изменчивость, бифуркации. Нестабильность способствует отбору лучшего. Сам процесс организации — это развитие и самый главный импульс развития. Статичная организация возможна лишь как плохая модель. Одним словом, любая организация (компания, фирма, министерство, государство) находится в процессе постоянного изменения — развития, и цель этого развития — оптимальная самореализация.

       Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится к оптимальной  самореализации как целого, так и  составных своих элементов на основе их активности и динамического  равновесия. Соответственно, каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

       Развитие  организации определяется не только ее потенциалом, но и совокупностью  внешних факторов.

       

       Не  всякую последовательность изменений можно назвать развитием. Особенно, если в этих изменениях невозможно усмотреть закономерность, цикличность. Само по себе течение времени не является организующим началом. Вместе с тем, при исследовании процессов развития организации необходимо учитывать фактор времени и «тактовую частоту» качественных изменений в ходе развития, этапы жизненного цикла организации.

       Закон развития реализуется через совокупность принципов. Основные из них:

       1. Принцип динамического равновесия выступает как обязательное условие функционирования организации. Он требует: а) оптимального соотношения между элементами системы, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчивостью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком; в) оптимального соотношения системы с внешней средой. Процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак производной. Дискретность является кажущейся. Со стороны фиксируются только качественные изменения, количественные (причина качественных) ускользают от внимания. Простейший пример динамического равновесия — езда на двухколесном велосипеде.

       2. Принцип преимущественного  развития. Организационные системы стремятся обеспечить оптимальное развитие посредством переключения материальных ресурсов с менее важных на более важные и перспективные направления. При недостатке материальных ресурсов в организации, как в природе или в голодающем организме, средства переключаются на обеспечение наиболее важных направлений и сфер деятельности. С данным принципом тесно связана широко распространенная практика перекрестного субсидирования различных направлений деятельности в одной организации.

       

       3. Принцип сменяемости. Согласно этому принципу развитие материальных систем осуществляется не непосредственно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Как индивидуальное развитие организма может происходить только на фоне постоянного химического состава вещества клеток, клеточного состава организма, а развитие экологического сообщества возможно лишь благодаря репродуктивной сменяемости состава входящих в нее популяций, так и кажущийся процесс случайных преобразований в организации находится в рамках принципа сменяемости. На рынке один товар сменяет другой не только по причине своего преимущества, но и в соответствии с этапом развития всей системы.

       4. Принцип разумного  консерватизма или  инерции. Изменение потенциала системы, способствующего развитию, происходит с некоторым запаздыванием, обусловленным темпом смены ресурсов или технологий.

       5. Принцип адаптации  (эластичности). Каждая системаорганизация стремится сгладить последствия внутренних и внешних возмущающих воздействий. Здесь, по существу, речь идет о гомеостазе системы (относительном постоянстве ее существенных параметров, от которых зависит благоприятное развитие) и о характере гомеостатических (восстанавливающих гомеостаз) реакций. Реакция системы на возмущающие воздействия вызывает функциональное напряжение — стресс. Высокая эластичность гомеостатических реакций означает их антистрессовый, адаптивный характер.

       6. Принцип стабилизации. Стремление к стабилизации (максимальному продлению) наиболее эффективных этапов жизненного цикла — этот принцип реализуется совместно со всеми вышеперечисленными принципами.

       Знание  основных законов и принципов  развития организации, безусловно, способствует ее успеху. Образец относительно устойчивого развития дает эволюция природы, но не человеческое общество и его институты. Экспоненциальный количественный рост, перемежаемый спадами, революциями и войнами, — это наихудшая из качественных характеристик развития общества.

       В контексте всего, что сегодня  известно о реальном состоянии системы  «человек — биосфера», провозглашенный  лозунг устойчивого развития мира звучит как наивно-оптимистическая надежда. Эта концепция пытается примирить непримиримое: сохранить природу в рамках цивилизации, уничтожающей природу. Это невозможно.

       

       

       Заключение

       Профессиональное  использование законов организации  способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации

       Система управления (СУ) представляет собой  совокупность всех элементов, подсистем  и коммуникаций между ними, а также  процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Она состоит из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления.

       • Методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления — механизм управления.

       • СУ организации рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где наука — это прагматизм, а искусство — творчество.

         При создании новой организации  функции служат основой для  формирования структуры (подразделений,  должностей, закрепления за ними  прав, полномочий и ответственности). При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой является структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций. В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления. Функции, выполняемые в организации, можно разделить на три большие группы: производственные функции, функции управления производственными функциями и функции управления управленческой деятельностью.

         К функциям управления управленческой  деятельностью относятся: стратегическое  управление, внешнее представительство  и консультационная деятельность.

         Каждая функция, процедура и  операция имеют три главных  параметра: трудоемкость, сложность  и стоимость.

       

         Каждая общая функция управления, составляющая КФУ, включает набор процедур: подготовку, согласование, принятие, утверждение и организацию выполнения решения. Приоритет процедур, составляющих ФУ, определяет уровень обязательности их исполнения.

         Типовое звено соответствует только одной единичной самостоятельной общей функции управления. Оно обладает большей независимостью и стабильностью, чем звено управления. Границы типового эвена и звена управления в общем случае не совпадают.

         Основные принципы формирования типового функционального звена управления: однозначность, детерминированность, стабильность, ограниченность, согласованность, необходимая детализация, совершенствование.

         В практике организации функциональной  подготовки организаций важное  значение имеет совместимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

       

       Список  использованной литературы

       1. Теория организации: учебник / Д.В. Олянич [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.-408с.:ил. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Законы организации первого уровня