Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая другая, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1 Понятие менеджмента. Предмет. Принципы…………………………………….5

ГЛАВА 2 Основные этапы становления современного менеджмента……………..7

Эволюция школ и концепций менеджмента………………………………………….9
Процессный, системный и ситуационный подходы в таможенном менеджменте…………………………………………………………………………………………14
ГЛАВА 3 Внутренняя среда организации…………………………………………………………18

Цели организации……………………………………………………………………………..18
Структура организации……………………………………………………………………..19
Задачи организации………………………………………………………………………….20
Технология…………………………………………………………………………………………20
Люди…………………………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 101.15 Кб (Скачать)

       Э. Мейо, видный специалист в области менеджмента, с группой инженеров провел ряд научных экспериментов в компании «Вестерн электрик», впоследствии ставших известным как «Хоуторнские эксперименты». Результаты проделанной работы Э. Мейо позволили повернуть управленческую мысль сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а также на роль коллектива в успешной работе всего предприятия. Его выводы состоят в следующем:

      • четко разработанные трудовые операции и высокая заработная плата не всегда приводят к повышению производительности труда
      • внутренние силы взаимодействия в коллективе или группе работников между собой могут превзойти усилия руководителей
      • поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочими и менеджером
      • в отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо считал, что рабочий по своей природе неленив и если ему созданы необходимые условия, то он будет проявлять инициативу и трудолюбие

       В 1943 году Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В ней поребности человека можно представить в виде пирамиды, в основании котрой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине - духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера. А. Маслоу в своей теории исходил из того, что для мотивации сотрудников к производительному труду необходимо знать их потребности.  

       Поведенческий подход к управлению стал в США  настолько популярным, что охватил  не только промышленность, но и все  сферы управленческой деятельности. Главное в этом подходе состоит  в том, чтобы подобрать способы  воздействия на человека в соответствии с наукой о его поведении

    1. Процессный, системный и ситуационный подходы в таможенном менеджменте
  1. Процессный  подход

    Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть  взаимосвязь и взаимозависимость  функций управления. 

    Процесс менеджмента  отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. 

    Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. 

    Связующими процессами являются процесс коммуникаций и  процесс принятия решений. 

    В организации  протекает множество процессов. Все процессы подразделяют на три  группы:

      • основные, которые связаны непосредственно с производством продукции
      • обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.)
      • управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения

    Все перечисленные  процессы взаимосвязаны между собой  и образуют единую систему.

  1. Системный подход

      Исследование  управления как процесса привело  к широкому распространению системных  методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад  в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др. 

      Предприятие в рамках данного подхода рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое  решение (действие) имеет последствия  для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение  в одной области превращается в проблему для другой.

  1. Ситуационный подход

      Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия  со сходным строением и в одной  и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и  реализующие свою продукцию на одних  и тех же рынках), значительно  отличаются в отношении результата функционирования. 

      Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями  и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность  деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения  проблемы гибкости и адаптивности к  внешней среде. 

      Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 3 Внутренняя среда  организации

       Внутренние  переменные – это основные характеристики внутреннего устройства организации.

       Все внутренние переменные, как и организация  в целом, являются следствиями реализации ранее принятых решений. Однако в  определенный момент не все переменные возможно контролировать, поэтому есть деление на те переменные, которые мы можем контролировать и на те, которые мы не можем контролировать.

        человек                влияние               заботы

1.1 Цели организации

    

       Цель  – желаемый результат или желаемое конечное состояние организации.

       Общий процесс  достижения целей организации может  быть представлен в виде этапов:

    • Руководство организацией:
      1. Разработка  целей
      1. Определение целей  подразделений организации
      1. Сообщает эту  систему целей подразделениям
    • Руководство подразделениями:
      1. Конкретизирует  цели подразделений
      1. Сообщает цели и ставит задачи перед конкретными  работниками, членами коллектива
    • Члены коллектива:
      1. Соотносят свои цели,  цели организации и цели подразделений
      1. Члены коллектива соотносят свои цели и цели других членов коллектива
      1. Действуют
 
    • Руководство подразделений  и организации в целом оценивает  результаты деятельности членов коллектива в соответствии с целями организации. Полученная информация используется при  обосновании целей следующего периода.
 

1.2 Структура организации

       Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями и  функциональными областями, обеспечивающий оптимальное, при данных условиях, достижение целей организации

       Функциональная  область – это перечень работ, выполняемый определенными подразделениями  организации.

       Формирование  структуры организации осуществляется на основе горизонтального и вертикального  разделения труда.

       Горизонтальное  разделение труда – разделение труда  между организациями и специалистами, способными более эффективно выполнить  определенную работу.

       Вертикальное  разделение труда включает разделение как  минимум на два уровня.

       На первом уровне, как правило, реализуется  производственный процесс

       На втором уровне реализуется управленческий процесс

       Важнейшими  характеристиками вертикального разделения являются следующие аспекты:

  • Подчиненность
  • Сфера контроля
  • Объем управления

       Сфера контроля зависит от уровня управления соответствующим  определением компетенции. Следовательно существует необходимость контроля и координации через выработку заданий и определенное выполнение работы. 

    1. Задачи  организации

       Задача - это предписанная работа, которая  должна быть выполнена установленным  способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации  включает в себя ряд задач, которые  необходимо выполнить для достижения целей организации.

    1. Технология

       Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы  такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования  разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет  осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере  продаж - как наиболее оптимально реализовать  произведенный товар, или к сфере  сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами  собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д.

       В последнее  время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения  предприятием устойчивого конкурентного  преимущества при ведении бизнеса.

    1. Люди

       Люди  являются центральным звеном в любой  системе управления.

       Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:

    • Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
    • Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
    • Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
    • Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
    • Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.
 

       Кроме перечисленных  факторов на человека в организации  влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает  нормы поведения этой группы в  зависимости от того, насколько ценит  свою принадлежность к ней. Организация  может рассматриваться как некая  формальная группа людей, и в то же время в любой организации  есть много неформальных групп, формирующихся  не только по профессиональному признаку. 

       Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это  средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Внутренняя среда организации