Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая другая, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1 Понятие менеджмента. Предмет. Принципы…………………………………….5

ГЛАВА 2 Основные этапы становления современного менеджмента……………..7

Эволюция школ и концепций менеджмента………………………………………….9
Процессный, системный и ситуационный подходы в таможенном менеджменте…………………………………………………………………………………………14
ГЛАВА 3 Внутренняя среда организации…………………………………………………………18

Цели организации……………………………………………………………………………..18
Структура организации……………………………………………………………………..19
Задачи организации………………………………………………………………………….20
Технология…………………………………………………………………………………………20
Люди…………………………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 101.15 Кб (Скачать)

    Оглавление

Оглавление……………………………………………………………………………………………………… 3

Введение…………………………………………………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1 Понятие менеджмента. Предмет. Принципы…………………………………….5

ГЛАВА 2 Основные этапы  становления современного менеджмента……………..7

    1. Эволюция школ и концепций менеджмента………………………………………….9
    2. Процессный, системный и ситуационный подходы в таможенном менеджменте…………………………………………………………………………………………14

ГЛАВА 3 Внутренняя среда  организации…………………………………………………………18

    1. Цели организации……………………………………………………………………………..18
    2. Структура организации……………………………………………………………………..19
    3. Задачи организации………………………………………………………………………….20
    4. Технология…………………………………………………………………………………………20
    5. Люди…………………………………………………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

        Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая другая, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

        Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1 Понятие менеджмента. Предмет. Принципы.

    Менеджмент  – вид деятельности по руководству  людьми в организации, особый вид  управления в открытой рыночной экономике.

    К основным понятиям менеджмента относят: 

    Система - совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая иными свойствами, чем  каждый элемент в отдельности. Основная задача системы - изменять и преломлять внешнюю среду под себя. 

    Управление - целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. 

    Социально-экономическая  система - такая система, основным элементом  которой являются коллективы людей, основными связями между элементами являются экономические связи и  отношения, труд - основа их функционирования.

    Категории менеджмента - наиболее общие и фундаментальные  понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. 

    К основным категориям менеджмента относят:

    • Субъекты: руководитель, чиновник, предприниматель, государственные и частные структуры, общественные организации.
    • Объекты: социальные и технические структуры, процессы, отношения, организации, персонал

    Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц. Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений.

Глава 2 Основные этапы становления  современного менеджмента.

        История менеджмента насчитывает несколько  тысячелетий.  За  эти  долгие годы  развитие  теории  и  практики  менеджмента  происходило   в   основном эволюционно, путём непрерывного  накопления  опыта,  отражающего  изменения, которые  происходили  в  обществе,  экономике  и  всей  системе   социально-экономических  отношений.

    Вместе с тем  на этом долгом пути выделяют ряд  этапов  и  революционных преобразований  в  подходах  к  проблемам   менеджмента.

    Истоки управления как деятельности неразрывны с развитием  экономики и уходят в глубину  веков, но возникновение менеджмента  как научной дисциплины обычно связывают  с зарождением капитализма. И тем не менее, немало управленческих идей и принципов было известно задолго до капитализма.

        Торговый  капитализм продолжался в течение  почти шести веков, дольше, чем  какая-либо другая система. Он, без сомнения, не был совершенной системой, но работал хорошо для своего времени. Он внес свой вклад в большую часть  исследований и экспериментов, которые  в конечном итоге изменили мир  и привели к тому, что торговый капитализм устарел. Дальновидным промышленниками стало ясно, что посредством простого увеличения численности рабочих нельзя решить проблемы повышения эффективности производства. Производительность в широком масштабе стала необходимостью, и это привело к строительству более крупных заводов. Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в управляющих, которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой организационной структуры. Так зародился менеджмент. С развитием разделения и специализации труда, увеличением масштабов производства и насыщением рынков менеджмент постепенно становился научной дисциплиной.

        Менеджмент  как наука был принят в 1911 году, когда впервые опубликовали большой научный труд, автором которого являлся Ф.Тейлор. До этого периода менеджмент прошел четыре революции. Ученые выделяют первые 3 революции в эпоху древнего мира, Древний Египет, Рим. Наибольший интерес с точки зрения становления менеджмента как науки представляет 4 революция. Это эпоха технического переворота развития буржуазии, Эпоха перехода от чистого капитализма к монополистическому, появление крупных предприятий. В период четвертой управленческой революции менеджмент носил локальный характер и трактовался как организация производства и труда. В эпоху четвертой революции эксперименты в области научной организации производства и труда преимущественно ставились на предприятиях России и Англии. Поэтому центрами научного менеджмента считались: Москва, Лондон, Париж. Эксперименты носили локальный характер, то есть не было обмена результатами экспериментов, отсутствовала государственная поддержка.

    1. Эволюция  школ и концепций  менеджмента.

 

  1. Школа научного управления (Тейлоризм)

    Основоположники школы Ф. Тейлор, Эмерсон, Форд, супруги Гилберты и Гантт - 1911-1920 годы.

    Ф. Тейлор (1856-1915) - создатель 1-ой в мире управленческой концепции. Суть системы Тейлора - организация  труда и управленческих отношений. Он предлагал науку гармоний в  месте противоречий, сотрудничество в работе, место увеличения производства, развитие каждого рабочего до максимума  допустимой его производительности и благосостояния.

    Объектом изучения здесь являлось непосредственно  право на самом нижнем его уровне, то есть на рабочем месте.

    Это было обусловлено  следующим:

    • Сами исследователи пришли в науку из производства, хорошо зная этот уровень
    • На данном уровне имелись значительные возможности  для роста эффективности производства при минимальных затратах
    • Сравнительно просто было применить инструментарий научного исследования, в первую очередь измерение количественных характеристик производства

    Тейлоризм – совокупность методов в организации нормирования труда, управления производственными  процессами, подбора и расстановки  работников, оплата их труда в целях  сокращения расходов организации.

    Аналитический метод  нормирования труда основан на непосредственном  измерении затрат времени на выполнение определенных трудовых операций, при  этом трудовые операции разделяются  на простые действия, это позволяет  выявить лишние и бесполезные  движения, изучать способы выполнения работ самыми квалифицированными работниками. 

    Основные аспекты:

    • Отбор самых искусных и сильных работников
    • Обучение работников самым прогрессивным приемам работы
    • Установление норм выработки на уровне достижения лучших работников
    • Материальное стимулирование за перевыполнение плановых заданий
    • Регламентированное чередование работы и отдыха для поддержания высокой работоспособности

    Главными достижениями школы научного управления являются:

    • Научный анализ содержания работы в целях ее рационализации и обоснования размера вознаграждения
    • Доказательство огромной значимости организационного процесса, однако усложнение структуры организации потребовало усиления внимания к ее системным характеристикам.
  1. Классическая или административная школа управления (1920-1950)

    Возникновение этой школы связано с именем Анри Файоля (1825-1925) 

    Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства. Тейлор - цеховое управление, а Файоль - высшее администрирование. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация достигает успеха.

    Принципы управления: 

    1. структурные принципы определяют главные вопросы, требующие  решения при создании организованной структуры, формировании целей и  задач организации, определении  линий власти, а также прав и  обязанностей членов организации:
      • разделение труда
      • власть и ответственность
      • централизация
      • единство руководства
      • цель начальника
      • единоначалие
    1. принцип процесса в значительной мере касаются непосредственно взаимодействия и общения менеджеров со своими подчиненными
      • дисциплина, вознаграждения, справедливость, корпоративный дух, подчинение частных интересов общим
    1. принцип конечного результата определяет желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью
      • порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициатива

    В деятельности организации  Файоль выделял следующие стороны: финансовая, коммерческая, техническая, защитная, бухгалтерская, административная. 

    3.  Школа человеческих отношений (1930-1950) поведенческой науки (1950- по наст.вр)

       Возникновение новых идей в области управления было связано с процессами, происходившими в промышленном производстве ряда стран. После окончания Первой мировой войны установилась временная стабилизация экономики, которая была прервана разразившимся глубоким и продолжительным экономическим кризисом 1929-1933 гг. Прежние научные и классические подходы к управлению производством при всей их научности и практической ценности были не в состоянии обеспечить необходимый рост производительности труда. 

       Практика  управления потребовала иных способов руководства предприятиями, которые  учитывали бы не только возможности  лучшей организации, новой техники и технологии, но и инициативу, энтузиазм работников. Во второй половине 20-х гг. в США начались исследовательские работы ученых, как экономистов и инженеров, так и социологов и психологов. Возникло новое направление научных исследований - инженерная социология. У его истоков стояли американские ученые Ф.Дж. Ретлисбергер, У. Мур, француз Ж. Фридман и др. Возглавил новое направление, получившее название школы человеческих отношений, профессор Гарвардского университета Элтон Мейо (1880-1949). Американские ученые полагают, что данная школа возникла как оппозиция тейлоризму. 

Информация о работе Внутренняя среда организации