Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение воздействия внешней среды на организационную деятельность компании ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- дать понятие сущности внешней среда, а также её характеристику;
- рассмотреть основные факторы внешней среды;
- представить организационную характеристику компании ВБД;
- исследовать показатели хозяйственной деятельности компании;
- провести анализ взаимодействия компании ВБД с внешней средой (SWOT-анализ);
- определить стратегическую позицию компании ВБД.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы изучения факторов внешней среды организации….5
1.1. Сущность внешней среды, её характеристики…………………………..…5
1.2. Характеристика основных факторов прямого воздействия…………….....8
1.3. Характеристика основных факторов косвенного воздействия………..…12
2. Анализ влияния факторов внешней среды на эффективность деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»………………………………………………………16
2.1. Краткая организационная характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»………………………………………16
2.2. Анализ взаимодействия ОАО «Вимм-Билль-Данн» с факторами прямого и косвенного воздействия……………………………………………………….22
2.3. Стратегическая позиция ОАО «Вимм-Билль-Данн»……………….…….30
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………...…36

Работа содержит 1 файл

Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности организации.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

Организации обязаны  соблюдать не только федеральные  законы, но и требования органов  государственного регулирования. Эти  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Потребители - это основной фактор, решающий, сможет ли фирма покрыть свои издержки, получить прибыль и развитие.  Как отмечал американский экономист Питер Друкер: "Единственная цель бизнеса – создать потребителя"[2]. Это означает, что само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы. В этом смысле потребителей имеют также некоммерческие и государственные организации. Правительство и его аппарат существуют только для обслуживания потребностей граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией.

Потребители, решая, какие товары и услуги для них  желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся  к результатам её деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Потеря 10 % доли рынка ведет к снижению нормы прибыли на 5-8%. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же продуктивно, как и конкуренты, то предприятие будет нести потери, а значит, просуществует недолго. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.

 Потребители  являются не единственным объектом  соперничества организаций. Предприятия  ведут конкурентную борьбу за  трудовые ресурсы, материалы,  капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Таким образом, при проведении операций предприятие вынуждено в первую очередь учитывать требования внешней среды прямого воздействия. Так, продавая свою продукцию на рынке, предприятие должно учитывать потребительский спрос на нее, а так же позицию конкурентов. Необходимо принимать в расчет и интересы при покупке необходимых ресурсов у поставщиков, при получении кредитов в банках, определения уровня заработной платы и условий труда, а также при выплате различных налогов в бюджет и т.д.

 

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ КОСВЕННОГО  ВОЗДЕЙСТВИЯ

К факторам среды косвенного воздействия относят состояние экономики, политико-правовые и социально-культурные факторы, а также научно-технический прогресс и природно-географический фактор и другие факторы.

 Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.

Состояние экономики  может значительно повлиять на возможности  получения организацией капитала для  своих нужд. Это в основном обусловлено тем, что правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, центральный банк регулирует денежную массу и ставку процента. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое. В результате становится труднее получить займы и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости, что расширяет сбыт товаров и услуг.

Таким образом,  основными параметрами данного  фактора являются: размер валового национального продукта, темп инфляции, размер процентной ставки банка, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и т.д. Изменения этих показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, прибыльность организации.

Политико-правовой фактор, представленный органами государственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими общественными организациями, определяет цели, направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено их осуществлять. Политическая система оказывает сильное влияние на деловую активность организаций. Организация должна иметь четкое представление, насколько стабильна политическая ситуация, какова программа правящей партии, какие отрасли экономики она будет поддерживать, какие законы устанавливать. Понимание этого дает возможность использовать благоприятную обстановку для укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, помогает избежать или уменьшить потери.

Социально-культурный фактор – это установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию. Он включает в себя существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, вкусы, психологию потребителей, социальную структуру общества, а также его демографическую характеристику, например, уровень рождаемости, образования, среднюю продолжительность жизни и т.д. Социальная составляющая макросреды имеет очень важное значение для организации. Она влияет на уровень спроса населения, потребительские предпочтения, выбор рынка сбыта. Она определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: наличие необходимой рабочей силы определенной квалификации, возраста. Стремление к здоровому образу жизни, изменение отношения к окружающей среде, появление новых ценностей, традиций могут привести к существенным социальным изменениям в долгосрочной перспективе, что создает для одних организаций возможности для развития, для других – угрозу существования.

Научно-технический  прогресс определяет уровень технологий, применяемых при производстве продукции и оказании услуг. Этот фактор значительно обостряет конкуренцию, несет в себе огромные возможности для развития организации, а также может представлять угрозу для ее существования. Сегодняшние лидеры в бизнесе – это те фирмы, которые предлагают потребителю продукцию, изготовленную по новейшим технологиям. Развитие новых информационных технологий, средств коммуникации, роботизация производственного цикла, появление новых материалов, поиск новых энергоресурсов - все это реалии сегодняшнего научно-технического прогресса.

Природно-географический фактор связан с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой, влияющими на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использования, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сырья, традиционных материалов, видов энергии. Сегодня требуют соблюдения экологических стандартов при производстве и потреблении продукции, утилизации отходов, строительстве очистных сооружений, что связано с вложением значительных средств. Компоненты внешней среды очень тесно взаимосвязаны, изменение одного фактора вызывает изменение другого. Например, ухудшение экономической ситуации вызывает ухудшение социальных условий жизни, снижение потребления, спроса и прибыли организации.

Итак, из выше сказанного видно, что среда косвенного воздействия  сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации. Несмотря на то, что данные факторы не влияют на состояние фирмы в настоящий момент, в будущем они обязательно сказываются на деятельности фирмы и могут даже оказаться решающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ  ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН»

 

2.1. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН».

        Юридический адрес: 109028, г. Москва, Яузский бульвар, д.16/15.

Компания «Вимм-Билль-Данн»  — лидер рынка молочных продуктов  и детского питания в России и  один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ.

На данный момент сферой деятельности компании является производство соков, молочной продукции, минеральной  воды. Наиболее узнаваемые бренды: «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер». Также компании принадлежит самый известный российский соковый бренд - J7. Не менее популярны марки «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки». Марка «Агуша» - самый узнаваемый в России бренд детского питания.

Открытое  Акционерное Общество «Вимм-Билль-Данн» (прежнее наименование Открытое Акционерное Общество «Лианозовский молочный комбинат») учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. N 721.      

Полное  фирменное название Общества:      

• на русском языке  – Открытое Акционерное Общество «Вимм-Билль-Данн»;      

• на английском языке – Open Joint Stock Company «Wimm-Bill-Dann».      

Сокращённое наименование Общества:      

• на русском языке  – ОАО «ВБД»;      

• на английском языке  – OJSC «WBD».      

Общество зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой 04 марта 1993 года № 012.532. Основной государственный  регистрационный номер (ОГРН) 1027739768924 от 14 декабря 2002г., зарегистрировано Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г. Москве.

Уставный  Капитал Общества составляет 431184 руб. (четыреста тридцать одна тысяча сто восемьдесят четыре рубля) и разделен на 431184 (четыреста тридцать одна тысяча сто восемьдесят четыре) обыкновенные именные акции одинаковой номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая, приобретенных Акционерами.  Количество  акционеров, зарегистрированных в реестре  – 566.

Высшим органом  управления ВБД является Общее собрание акционеров. Собрание акционеров избирает Совет директоров общества, который  осуществляет общее руководство  деятельностью компании, за исключением  решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания. Количество членов Совета директоров определяется Общим собранием акционеров и на данный момент составляет 11 человек.

Организационная структура компании – линейно-функциональная. Это означает, что во главе организации и каждого подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями.

 

Рис. 2. Организационная структура ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Основными преимуществами такой структуры являются:

    • Привлечение к руководству более компетентных  специалистов;
    • Рост профессионализма функциональных руководителей;
    • Получение непротиворечивых заданий и распоряжений;
    • Возможность привлечения консультантов, экспертов и др.

Недостатками  такой структуры являются:

    • Трудность координации деятельности всех подразделений;
    • Отсутствие тесных взаимосвязей между отделениями;
    • Недостаточно четка ответственность, т. к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.

Миссия компании отражает её фундаментальные ценности: «Вимм-Билль-Данн» помогает людям, радуя их каждый день вкусными и полезными для здоровья всей семьи продуктами питания.

Основными целями компании на ближайшие 5 лет являются увеличение объемов продаж и рентабельности, повышение эффективности бизнеса, укрепление позиции на рынке и увеличение акционерной стоимости, а также сохранение позиции ведущего национального производителя высококачественных продуктов питания и напитков с лучшими показателями прибыльности по отрасли.

Рассмотрим подробнее  цель: укрепление позиции на рынке. Ее реализация в значительной мере зависит от умелого реагирования на постоянное изменение факторов внешней среды путем мобилизации и эффективного использования внутренних возможностей предприятия.

Необходимо построить  дерево целей, позволяющее наиболее быстро и эффективно достичь необходимых  результатов.

 


Рис. 3. Дерево целей ОАО «Вимм-Билль-Данн»  

Политика компании «Вимм-Билль-Данн» - выпуск натуральных продуктов питания высокого качества и реализация их по приемлемым ценам - залог надежности и устойчивого положения на российском рынке.

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности организации