Управление социальным развитием организации. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:29, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Работа содержит 1 файл

УСРО лекции тема 1-4.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Итак, исходя из анализа  понятий, зафиксируем значение термина «организация», который будет использоваться в этой книге. Организация понимается как целевая организация, относимая к роду «социальный институт». Существует три типа целевых организаций:

  • предприятие;
  • сообщество;
  • учреждение.

Предприятие — организация, производящая востребованные обществом товары и услуги; субстратом предприятия являются человеческие (трудовой коллектив) и имущественные (имущественный комплекс) ресурсы, или производительные силы; внешним экономическим индикатором эффективности предприятия является прибыль. В юридических терминах к классу «предприятия» могут быть отнесены все коммерческие организации, имеющие статус юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, объединения юридических лиц), а также созданные частными предпринимателями организации без образования юридическою лица.

Сообщество — объединение физических и юридических лиц, созданное для достижения общих целей (но не для извлечения прибыли). Сообществами могут быть названы такие некоммерческие организации: потребительские кооперативы, объединения юридических лиц благотворительные и иные, организации и объединения общественные и религиозные, фонды благотворительные и иные.

Учреждения создаются для реализации заданных им функций и целей (но не для извлечения прибыли). Основатели могут наделить учреждение имуществом и осуществлять его финансирование. Юридическое понятие «учреждение» полностью совпадает с социально-экономическим понятием.

Такие организации, как  предприятия, сообщества и учреждения, являются объектом изучения дисциплины «Управление социальным развитием предприятия». Каждая из этих организаций  имеет свою специфику, но общим для них  является управление социальным развитием как необходимое условие для достижения целей этих организаций.

Понятие «организация» как  общее понятие  и как объект управления социальным развитием  представлено на рис. 2.2.

Рисунок 2. 2

В дальнейшем термин «организация» будет использоваться в значении «целевая организация», т.е. будет служить термином для общего обозначения предприятия, сообщества и учреждения. В тех случаях, когда речь будет идти исключительно об организациях, индикатором эффективности которых является прибыль, будет использоваться термин «предприятие» (в качестве синонимов могут быть использованы термины «фирма», «компания», «корпорация» в соответствии с традицией употребления этих слов в русском языке).

Генеральная цель любой организации — достижение результатов, заданных характером и родом деятельности; обычно это либо расширение, либо удержание своих позиций на рынке или в профессиональной сфере.

Например, если организация  продает компьютеры, то, соответственно, ее целью является либо расширение, либо удержание своих позиций на рынке компьютеров. Если организация занята воспитанием детей, то ее цель — либо поддержание существующего уровня качества воспитания, либо его совершенствование.

2.4. Социальная деятельность как особая функция организации. Социальная среда

Ни  для одной организации  социальная деятельность не может быть главной, а тем более  определяющей. Попытки  в XIX в. Р. Оуэна и его последователя в России М.В. Буташевича-Петрашевского создать коммуны, по сути организации, для которых социальная деятельность была главной целью, потерпели неудачу. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала (ни один другой капитал такой способностью не обладает), персонала. В этой связи целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является создание условий развития человеческого капитала, т.е. условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность — это необходимое условие достижения генеральных целей организации.

Исходя  из этого расширим первоначальное определение: социальная деятельность организации может быть реализована в двух аспектах. Прежде всего, это адекватное реагирование на внешние социальные условия (или факторы внешней социальной среды), к которым относятся:

  • конъюнктура рынка труда;
  • характер и интенсивность профсоюзного движения;
  • социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т.п.);
  • общие мировые тенденции.

Внешние социальные условия  исследованы и  описаны специалистами  Института экономики РАН и включают все отношения между людьми и группами людей в сфере жизнедеятельности общества, воспроизводства индивида и потребления материальных и духовных благ. При этом наряду с экономическими стимулами и интересами существуют внеэкономические, связанные с многообразными духовно-нравственными, национально-психологическими, культурными и другими особенностями. Социальные факторы оказывают влияние в целом на экономическую систему через социальную организацию общества и человеческий капитал. Уровень социальной организации определяется на основе качественной оценки функционирования системы социальных институтов, характера социальной мобильности, мотиваций и интересов. Тем или иным типам социальной организации соответствуют определенные экономические модели. Существует широкий спектр причин, определяющих способность людей к реформированию и опирающихся на основные представления людей, заложенные в их сознании культурой, религией, социально-психологическими стереотипами. Социальные факторы — элементы невещественного богатства общества — формируют человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовною развития, квалификации, инновационными способностями, профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Эта группа факторов наиболее полно раскрывается, в частности, в деятельности организаций.

Особенность современного периода — потребность экономики в реализации в массовом масштабе творческой индивидуальности работников, способных к созданию инноваций и принятию инновационных решений в различных сферах деятельности. Не случайно в промышленно развитых странах накопление человеческого капитала в конце XX в. в 3—4 раза превысило накопление в материально-вещественной форме, значительно возросли расходы на строительство новых музеев, библиотек, театров, спортивных сооружений.

Так, в США за последние 25 лет посещаемость музеев возросла в 2,5 раза — более 500 млн человек в год. В Японии с 1960 г. построено более 200 новых музеев. В Великобритании ежегодно открывается около 18 новых музеев, сфера культуры и искусства приносит больше дохода, чем автомобильная промышленность. Значительна роль и промышленных предприятий Запада в развитии объектов социальной инфраструктуры. Например, вложения британских корпораций в искусство возросли с 1,08 млн дол. в 1976 г. до 46,8 млн дол. в 2000 г. Американская компания IBM вкладывает средства в развитие 2500 учреждений искусства во всем мире. Возросшая роль высококвалифицированной рабочей силы в экономике вызвала опережающий рост вложений в человека по сравнению с вложениями в вещественные элементы производства. Известные американские экономисты С. Боулс, Д. Гордон и Т. Уайскопф еще в конце 70-х гг. писали: «Основными факторами производства выступают устремления, ориентация, симпатии людей, их готовность добровольно выполнять работу».

Организация может реагировать  или не реагировать  на факторы среды, но исключить их влияние  не может. Например, организация может  платить работнику  заработную плату ниже сложившейся цены оплаты за данную работу на рынке труда, но последствия этого обязательно на ней скажутся.

Другой  аспект социальной деятельности организации — это внутренние социальные условия самой организации:

  • использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации);
  • воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т.п.).

Таким образом, с точки  зрения полного и  валидного определения социальная деятельность организации — это деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала. Социальная деятельность — это изменение организацией социальных условий своего персонала. При этом организация может изменять эти условия спонтанно или целенаправленно; и спонтанное, и целенаправленное реагирование может оказаться адекватным или неадекватным.

Пример спонтанного реагирования. Организация — аппарат исполнительной власти одного из субъектов Федерации России. Персонал — государственные служащие аппарата исполнительной власти. Численность служащих — 403 человека. Во вновь избранном органе законодательной власти стал активно муссироваться вопрос о сокращении аппарата исполнительной власти, что явилось внешним фактором, повлиявшим на спонтанное реагирование рассматриваемой организации. В период обсуждения данного вопроса (четыре месяца) численность штатных единиц организации возросла и появилась 121 новая штатная единица. По завершении обсуждения вопроса законодательной властью было принято решение сократить штат организации на 15%, или сократить 60 штатных единиц. Они были сокращены из 121 новой единицы, но никто из служащих не был сокращен. Таким образом, из новых штатных единиц осталось 61. Эти штатные места были заполнены вновь принятым персоналом. В результате если до того, как был поднят вопрос о сокращении аппарата исполнительной власти, его численность составляла 403 человека, то после принятия решения о «сокращении» штата, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, численный состав служащих увеличился и составил 464 человека.

Социальный  фактор угрозы сокращения штатов оказался фактором роста численности  персонала организации. Данный пример является и прекрасной иллюстрацией к законам Паркинсона:

    «1. Чиновник множит подчиненных, но не соперников.

    2. Чиновники работают  друг на друга».

Спонтанное  реагирование организации  на влияние внешних  социальных условий  может быть, как  уже говорилось, адекватным и неадекватным, может  давать положительный или отрицательный эффект. В любом случае результат реагирования будет неожиданным, т.е. нецеленаправленным.

Пример целенаправленного неадекватного реагирования. Организация — автотранспортное предприятие; персонал — водители грузовых автомобилей. С целью снижения убытков, приносимых расхищением водителями горюче-смазочных материалов, администрация организации установила вознаграждение для информаторов, сообщающих о расхитителях. Результатом стало увеличение убытков от расхищения и рост напряженности в коллективе. Это явление может быть охарактеризовано емким афоризмом В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

В целом социальные условия — это не что иное, как социальная среда, оказывающая влияние на функционирование организации, а социальная деятельность — это реагирование организации на влияние социальной среды, важнейшим способом реагирования является управление социальным развитием, которое направлено на создание социальных условий профессионального развития персонала, что включает в себя:

  • гуманизацию труда (как важнейшее условие развития персонала);
  • обеспечение качества трудовой жизни (что включает в себя развитие социальной инфраструктуры).
 
 

Тема  3. Отечественный опыт управления социальным развитием организации

        В чем сущность научной организации труда в России? Каков первый опыт социального управления в Советской России? Что представляет собой рабочий контроль? Какова сущность социалистического соревнования? В чем заключается коммунистическая трудовая этика? Какие бывают формы стимулирования труда? Каковы принципы предоставления социальных благ в СССР в 30-е гг.? Что представляют собой источники финансирования программ социального развития? Каковы способы удовлетворения социальных нужд? Чем характеризуются способы социального управления в 50-е гг.? Каковы источники финансирования социальных программ, методы социального управления в 60—80 гг.? В чем состоят результаты социального управления в СССР в 60—80 гг.? Каковы особенности плана социального развития организации?

3.1. Научная организация труда в России

В России начало становления  научной организации  труда (НОТ) обычно связывают  с именами известных  ученых — А.К. Гастева и П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др. Они убедительно доказали, что эффективность развития производства обеспечивается не только путем улучшения процесса использования предметов и орудий труда, но и такими факторами, как навыки, опыт, подготовка, сноровка работника, культура людей, их сознательное отношение к делу и удовлетворенность работой, созданием в трудовых коллективах благоприятной социально-психологической атмосферы; что практика хозяйствования должна «считаться с человеком как активным фактором, а не пассивным элементом производственного процесса».

Еще в начале 20-х гг. российские специалисты  по НОТ отметили ограниченность тейлоризма и фордизма. Решая задачу «учиться работать», они настаивали на том, что под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами.

Отечественная практика управления процессами социального  развития организаций  имеет богатую  историю и опыт. В условиях командно-административной экономики с первых лет Советской  власти одним из главных  направлений деятельности государства было удовлетворение минимально необходимых потребностей населения в питании, жилье, топливе и одежде. В период первых пятилеток, когда осуществлялась программа индустриализации, социальная инфраструктура в центральных промышленных районах реконструировалась и расширялась, а в осваиваемых новых территориях только формировалась.

Информация о работе Управление социальным развитием организации. Лекции