Управление инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Для реализации поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
* Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.
* Провести анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
* На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение…………………………………………………….......................48

Работа содержит 1 файл

упр иннов новая для инета.doc

— 971.00 Кб (Скачать)

    - создание специальной инфраструктуры  для поддержки и развития инновационного предпринимательства;

    -  защита интересов и прав интеллектуальной  собственности инновационных предприятий  при выходе на внутренний и  внешний рынки;

    - формирование системы государственных  заказов на инновационные исследования  и раз работки.

    Воплощение в жизнь инновационных проектов осуществляется на основе последовательного и взаимосвязанного выполнения всеми участниками этапов жизненного цикла инноваций, начиная с момента разработки и  создания и заканчивая процессом устаревания и утилизации инноваций. Поэтому создание интегрированных структур для объединения и координации действий всех участников инновационного процесса (государства, научных организаций и вузов, крупных и малых предприятий) является необходимым условием успешной реализации проекта . Такое взаимодействие позволяет всем экономическим субъектам не только успешно завершать инновационный цикл на основе естественной специализации и целесообразного разделения инновационных функций, но и максимально эффективно реализовать свои экономические интересы и получить новые возможности для развития собственно инновационной деятельности, используя  знания и опыт. Таким образом, в самом процессе реализации инновационного цикла заложен механизм стимулирования инновационной активности его участников па основе синергетического эффекта инновационной деятельности за счет эмерджентности.

    Большое  значение для формирования инновационной экономики имеют тенденции развития взаимоотношений между предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса. Выработанная система эффективного сотрудничества различных форм предпринимательства является признаком развитости современной экономики. Общеизвестно, что крупные компании обладают необходимым потенциалом для осуществления и развития инновационной деятельности, однако малые предприятия способны более гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка и быстро внедрять новые технологии. Мировая практика показывает, что использование кооперации повышает эффективность работы крупных компаний, особенно это актуально в сфере производства, где происходит реализация технологических и продуктовых инноваций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО  РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

    3.1. Формирование промышленно-инновационных кластеров

    В условиях кризиса государство осуществляет поддержку системообразующих крупных компаний, которые в свою очередь должны вкладывать ресурсы в развитие малого и среднего предпринимательства. Не случайно сегодня государственная политика направлена на создание и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Инновационная синергия взаимодействии малых, средних и крупных предприятий наиболее ярко проявляется в процессе создания промышленно-инновационных кластеров. В структуре инновационного кластера ключевую роль играют малые инновационные предприятия , создаваемые при поддержке бизнес-инкубаторов за счет средств фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере, частных инвесторов и крупных компаний. Сотрудничество малого, среднего и крупного бизнеса в рамках создания инновационной инфраструктуры поддержки предпринимательства способствует решению следующих задач:

    - позволяет распределять ответственность  и доли риска, связанного с инновациями;

    - способствует развитию новых  технологий и обеспечивает их  быстрое внедрение в производство;

    - создаст условия для проведения  на регулярной и постоянной основе маркетинговых исследований и мониторингов;

    -  стимулирует развитие новых производств с целью создания дополнительных рабочих мест;

    - позволяет более эффективно использовать  накопленный опыт и ресурсы  участников инновационного процесса.

    Практикой выработаны определенные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, среди которых основными являются:

    - осуществление совместной деятельности;

    - использование системы франчайзинга; передача определенных функций  на условиях аутсорсинга;

    - выполнение субподрядных работ;

    - организация посреднической деятельности.

    Формирование  промышленно-инновационных кластеров предусматривает использование контрактной системы взаимоотношений между различными предприятиями. По своей сути это напоминает советскую систему государственных заказов, однако в условиях инновационной экономики имеет определенные особенности:

    - предприятия самостоятельно определяют  характер взаимоотношений исходя из потребностей и запросов рынка на свою инновационную продукцию;

    - формирование производственных  связей происходит в рамках  реализации производственно-инновационного цикла с учетом сроков и последовательности стадий осуществления инновационного процесса.

    В развитых странах большинство инновационных малых предприятий действуют в сфере интересов крупных компаний, что позволяет обеспечить устойчивость функционирования экономических субъектов и стимулирует их инновационную активность в направлении достижения поставленных целей . Под механизмом интеграционного взаимодействия участников инновационного процесса понимается совокупность методов и средств объединения, концентрации ресурсного потенциала и возможностей малых, средних и крупных предприятий для максимально эффективной реализации инновационного проекта и достижения поставленных целей и задач. Механизм интеграционного взаимодействия экономических субъектов в условиях инновационной экономики состоит из следующих элементов:

    -  создание малых предприятий в  интересах крупного бизнеса для  разработки инновационных идей, организации мелкосерийного производства  инновационной продукции, возможности проведения испытаний и экспериментов, организации сервисного обслуживания инновационной продукции;

    - объединение предприятий в цепочки  кластера для усиления инновационной направленности развития, формирования научных основ организации производства, создания последовательной технологической цепочки освоения инноваций, совершенствования механизма коммерциализации инноваций;

    - формирование «команды» участников  инновационного процесса с учетом специализации и компетенции каждого экономического субъекта с распределением прав, обязанностей, ответственности и результатов;

    -  развитие устойчивых горизонтальных  связей между предприятиями и  формирование союзов и ассоциаций  участников инновационного процесса  для успешной реализации проектов  и минимизации экономических рисков;

    -  развитие малого и среднего  предпринимательства в области аутсорсинга для обеспечения бесперебойного производственного процесса, освобождения наукоемких предприятий от выполнения трудоемких работ и усиления их специализации.

    3.2. Целенаправленная поддержка со стороны государства.

    Зарубежный  опыт свидетельствует о необходимости осуществления целенаправленной поддержки предпринимательского сектора со стороны государства . Инновационное партнерство бизнеса и государства реализуется в разных формах с учетом текущих и стратегических установок. Государством определены приоритетные задачи перехода от сырьевой к инновационной модели развития экономики, запланировано проведение модернизации промышленности, намечены мероприятия по выстраиванию цепочки от идеи и разработки до производства конечного инновационного продукта. Для реализации государственной инновационной политики  должны быть разработаны специальные инструменты:

    - финансовая поддержка научных  разработок в виде грантов, ссуд, субсидий;

    - формирование особых экономических  зон, наукоградов, технопарков,  центров трансфера технологий;

    - создание специальных госкорпораций,  венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства;

    - применение мер в области налогового стимулирования;

    - совершенствование законодательства  в области инноваций.

    Перспективы развития деятельности современных предприятий во многом сегодня определяются выбранными направлениями государственной инновационной политики:

    1) энергоэффективность и энергосбережение, и том числе вопросы разработки новых видов топлива;

    2)   ядерные технологии;

    3)   космические технологии, в первую  очередь связанные с телекоммуникациями;

    4)   медицинские технологии, в том  числе медицинское оборудование и лекарственные средства;

    5)   стратегические информационные  технологии, включая вопросы создания  суперкомпьютеров и разработки  программного обеспечения.

    Указанные направления деятельности выбраны  с учетом имеющихся достижений и  наработок в этих сферах и способны дать мультипликативный эффект и стать катализатором в смежных отраслях. Создание интеграционных форм взаимодействия и сотрудничества малых, средних и крупных предприятий при участии государства и науки по перечисленным направлениям позволит целенаправленно формировать промышленно-инновационные кластеры для реализации единой стратегии инновационного развития национальной экономики. 

    3.3. Внедрение инновационных  процессов и технологий  в промышленность  и предпринимательство  во время кризиса 

    В условиях кризиса отечественным компаниям, предприятиям-производителям и частным предпринимателям все свои действия - совершение сделок, закупок, доставки сырья и продовольствия, продаж, расходов на оплату заработной платы и аренды, затрат на энергопотребление и коммунальные услуги, другие издержки - нужно продумывать очень тщательно с целью получения наибольшей выгоды и наибольшей экономии средств, т.к. в случае продолжения и усугубления кризиса только финансовые средства смогут спасти бизнес от банкротства . Такой подход позволит создать небольшой стабилизационный фонд для бизнеса и выработать собственную стратегию, позволяющую не только пережить сложный период, но и извлечь из этого выгоду (приложение 3). Неважно, какая компания: предприятие-производитель или крупная корпорация, организация, штат сотрудников которой составляет несколько тысяч человек, небольшой магазин или собственная маленькая мастерская, где кроме хозяина других работников нет. Чтобы пережить кризис, следует начать экономить, это самое главное условие, т.к. неизвестно, сколько останется клиентов завтра, сможет ли предприятие закупать сырье или продукцию по той цене, которая существует сегодня, доставлять товары, выплачивать заработную плату в том же объеме, что и раньше, а не увольнять сотрудников и всегда оставаться конкурентоспособным.

                        
 

                                                                                             
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Для реализации поставленной цели  в  работе были выполнены следующие задачи:

  • Раскрыты теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики. 
  • Проведён анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
  • На базе анализа опыта российских предприятий  выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения  по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

    В результате проведенного исследования перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Управление инновациями