Управление инновациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость инновационного развития к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях кризиса.
Для реализации поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
* Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики.
* Провести анализ проблем и перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
* На базе анализа опыта российских предприятий выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента. 4
1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса 9
1.3 Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23
2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов Приволжского федерального округа 23
2.2 Анализ инновационной активности российских предприятий 27
2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий 32
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 37
3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров 37
3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства 39
3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса 41
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение…………………………………………………….......................48

Работа содержит 1 файл

упр иннов новая для инета.doc

— 971.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

государственный университет  
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Теория управления»

    на  тему: «Управление инновациями» 
     

Выполнил  студент

______________________ 
 

Проверила:

_____________________ 
 
 
 
 

, 2010 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ    4

       1.1 Основные цели и задачи инновационного менеджмента.  4

       1.2 Принципы государственной финансовой поддержки инновационно-инвестиционного процесса   9 

       1.3 Российские учёные  о проблемах практической реализации инновационной  модели менеджмента в условиях российской экономики  15 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ  РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ … 23

        2.1 Оценка уровня инновационного развития деятельности регионов  Приволжского  федерального округа  23

        2.2 Анализ инновационной активности российских  предприятий 27

        2.3 Формы стимулирования инновационной активности современных предприятий  32

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ  37

        3.1 Формирование промышленно-инновационных кластеров   37

        3.2 Целенаправленная поддержка со стороны государства  39

        3.3 Внедрение инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство во время кризиса  41 

Заключение 45

Список литературы 47

Приложение…………………………………………………….......................48 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного  управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях.

    Управление  инновационным  развитием на уровне рыночных  субъектов российской экономики не может быть представлено в виде комплекта  стандартных  бизнес-процедур, формализованных  и единообразных применяемых. Это объясняется тем, что технологии и методики управления инновационными процессами могут варьироваться в зависимости от корпоративной культуры, менталитета бизнес-среды, технологических процессов, подразумевают генерацию и использование инноваций не столько наукоёмких и технических, сколько организационно-управленческих и экономических, обусловливающих способность как гибко и динамично реагировать на изменения внешней среды, так и руководить такими изменениями, лидируя на рынке.

    Схема функционирования инновационной  модели развития экономики представляет собой механизм, в реализации которого участвуют государство, кредитно-финансовые учреждения, предприятия перспективных отраслей – юридические и физические лица. И в этом заключается одна из сложностей исследуемой проблемы.

    Применение  инновационных технологий в отечественной  практике сталкивается сегодня со значительными  затруднениями. Сложность использования  высокоэффективных технологий менеджмента  в российской практике управления объясняется  объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.

    Все  вышеизложенное подчёркивает актуальность выбранной темы.

    Главной целью данной работы исследование практических механизмов, определяющих применимость  инновационного развития  к реальному сектору экономики, оценка и анализ перспектив развития современных предприятий в условиях становления инновационной экономики, задачи внедрения инновационных процессов и технологий в промышленность и предпринимательство в условиях  кризиса.

       Для реализации поставленной цели мной  были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть теоретические аспекты управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики. 
  • Провести анализ проблем и  перспектив развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики на примере российского опыта.
  • На базе анализа опыта российских предприятий  выявить проблемы в управлении инновационным развитием экономики страны и разработать предложения  по развитию инновационной деятельности российских предприятий.

    Работа  написана  с использованием нормативных  и теоретических материалов российских  и зарубежных  ученых по исследуемой проблеме, а также на материалах СМИ в части  управления инновационным развитием рыночных субъектов российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЫНОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

    1.1. Основные цели  и задачи инновационного  менеджмента

    Инновационный менеджмент изучает способы целенаправленного управления инновациями (новшествами, нововведениями) различной природы и сложности в процессе их создания, освоения и распространения на предприятиях и в организациях. Объектом инновационного менеджмента является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность, связанная с развитием экономики  страны в целом на различных уровнях её организации (региональном, страновом, международном) .

    Научная деятельность связана с получением и анализом новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний с целью последующего использования полученной информации в отраслевых разработках по развитию хозяйства страны.

    Инженерная  деятельность связана с применением  имеющихся знаний для создания новой  техники и новых технологий организации работы той или иной отрасли, для управления процессами создания, эксплуатации и распространения нововведений на предприятиях.

    Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, т.е. получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений о нововведениях заинтересованным предприятиям (фирмам) и организациям. Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства товаров и услуг, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.

    Создание  и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности предприятий, частью их  инфраструктуры в масштабах не только страны и регионов (академическая вузовская наука), но и отдельных отраслевых наук. При этом служба управления развитием производства товаров и услуг все чаще организационно  отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединений различных форм организации и собственности.

    Нововведения вообще и на уровне отраслей, в частности, нуждаются в особых, только им присущих формах и методах управления. В сфере нововведений  преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.

    Количество  труда, требуемое для получения  определенного результата в сфере нововведений, в значительной степени имеет вероятностный характер. Результат также имеет вероятностный характер. Он зависит не только от суммы ассигнований, но в первую очередь от квалификации и способности исследователей.

    Научно-техническая  политика на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях экономики  включает следующие основные элементы:

    - выбор и оценка приоритетных  направлений развития отраслевой  науки и отраслевого  производства;

    - формирование целевых программ  создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий;

    - разработка программы опережающего развития фундаментальных исследований для нужд отрасли;

    - развитие системы непрерывного  образования, приспособленной к меняющимся задачам формирования кадрового потенциала, развития науки и производства;

    - содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединение отраслевой  науки с производством;

    - создание благоприятных экономических  и правовых условий для ускорения  научно-технического развития отрасли с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;

    - организация внутригосударственного (межрегионального) и международного  научно-технического сотрудничества  предприятий отрасли  в сфере  инноваций.

    При этом необходимо обеспечивать рациональное сочетание коренных и развивающихся нововведений.

    Научно-техническая  политика тесно связана со структурной (определение темпов, пропорций и  приоритетов в развитии отрасли) и инвестиционной (определение объема, структуры и направлений капиталовложений с целью  обновления основных производственных  фондов).

    Структурная политика направлена  на ускоренное развитие наукоемких составных частей основных фондов, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической  эффективности производства; на свертывание неэффективных производств.

    Инвестиционная  политика предусматривает следующие  направления первоочередного увеличения капитальных вложений:

    - в реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий; 

    - в развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям, таким, как электронизация, механизация и автоматизация физически тяжелых и вредных работ;

    - в автоматизацию и информатизацию  управленческого труда;

    - в диагностические устройства;

    - в энерго и ресурсосберегающие технологии;

    - в компьютерные программы и  др.

    Инновационная политика исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития отрасли базируется на стратегической инновационной политике. Она призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющим кардинально изменить инвестиционную активность предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне  экономического и социального развития между регионами и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных предприятий и качество товаров и услуг.

    Индустриально развитые страны в большинстве своем  проводят инновационную политику в отраслях, основанную на предвидении изменений в технике и технологии производства, на своевременной к ним адаптации, характеризующейся гибкостью реакции фирм на происходящие изменения. Это позволяет им сегодня доминировать на мировых ранках товаров и услуг.

    Многие  преуспевающие корпорации, фирмы  используют инновационную модель развития. С целью интенсификации инновационного процесса в них создаются внутренние рисковые (венчурные) предприятия. Такие предприятия, оставаясь в рамках крупной производственной компании, обладают всеми достоинствами независимых малых фирм и быстро проводят новшества по этапам инновацией процесса, оперативно реагируя на изменения в технике, технологии, на рынке товаров и  услуг, в поведении конкурентов, потребителей продукции. Руководителями таких предприятий назначают, как правило, авторов инновационных проектов и идей. Под инновационную продукцию выпускают внутрифирменные акции.  

Информация о работе Управление инновациями