Управленческая деятельность и ее роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме «Управленческая деятельность и ее роль в современном обществе». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются стиль, методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов.

Работа содержит 1 файл

КурсоваяMicrosoft Office Word.docx

— 66.87 Кб (Скачать)

    Наряду  с организационной структуры  управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. К ним относят:

    Механическую структуру управления, которая характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.

    Адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности;

    Партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений.

    Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность  образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

    Функция управления - это внешнее проявление свойств, какого – либо объекта в  данной системе отношений.

    Любое предприятие для поддержания  своего существования, реализации корпоративных  целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые  основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, координировать и контролировать, следовательно, среди функций управления в первую очередь выделяют следующие: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. 7

    Планирование  – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей  управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы  показателей, определяющих ход работ  по достижению поставленных целей.

    Организационная структура управления представляет собой форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

    Координация — основная функция управления, деятельность менеджера, направленная на согласование активностей элементов системы управления. Т.е. функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.

    Мотивация – функция управления, имеющая  целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться  для выполнения целей, определенных в планах. Только зная то, что движет человеком, что, побуждает его к  деятельности, какие мотивы лежат  в основе его поведения можно  эффективно воздействовать на него.

    Контроль  представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Задача контроля состоит не столько в том, чтобы зафиксировать отклонение от установленного стандарта, а, сколько в том, чтобы не допустить такого отклонения, достичь цели в намеченные сроки.

    В дальнейшем состав основных функций  был дополнен такими как:

    Информационно-аналитическая  функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в  данную организацию и из этой организации  в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений  и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п.

    Социальная. Заключается в социальной поддержке  и защите работников, создании условий  для их эффективного труда, определении  уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного  отдыха.

    Прогнозирование. Она заключается в определении  возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры  рынка, и соответствующей этому  трансформации задач и действий данной организации.

      Создание благоприятного климата  для успешной работы всех сотрудников  организации способствует достижению  высоких результатов в деятельности  данной организации.

    Повышение качества и эффективности служебной  деятельности и т.д.

    Итак, управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности приоритетное внимание уделяется определению структуры и функций этой деятельности. 

     1.3. Принципы и факторы, влияющие на управленческую деятельность

    Принципы  управления относятся к числу  важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные  идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно  из законов и закономерностей управления. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. 8

    Принципы  управления – это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться  субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления. Для изучения и совершенствования системы управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:

    Принцип разделения труда. Это необходимо для выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы.

    Полномочия  и ответственность. Делегирование  полномочий каждому работающему, ответственность  за выполнение работы.

    Порядок. Рабочее место для каждого  работника и каждый работник на своем  месте.

    Стабильность  персонала. Установка работников на лояльность организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы организации. При этом следует учитывать, что  посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как  талантливый - нередко склонен к  перемене мест работы.

    Инициатива. Поощрение работающих к выработке  независимых суждений и действий в границах их полномочий и работ.

    Корпоративный дух. Гармония интересов персонала  и организации.

    При этом А. Файоль считал, что число  принципов управления не ограниченно.

    Большое внимание разработке принципов управления уделялось в СССР. Среди них  в первую очередь выделялись следующие  принципы:

    Научность. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях.

    Принцип системности и комплексности. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.

    Единоначалие  и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально. Это означает всесторонность его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

    Демократический централизм. Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом.

    Сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок.9

    Принципы  управления следует рассматривать, прежде всего, как инструмент, позволяющий  влиять на сложный мир взаимоотношений  между людьми. Принципы управления подсказывают субъекту управления как  разумнее воздействовать на управляемую  систему в конкретной ситуации и  какую реакцию, скорее всего, следует  ожидать на управляющее воздействие.

    Факторы, определяющие качество и эффективность управленческой деятельности, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы, так и внешние факторы. К числу этих факторов следует отнести:10

    Стрессы, давление и неопределенность во все  большей мере присутствуют в большинстве  форм жизни организаций. Поэтому  от умелых менеджеров требуется способность  эффективно управлять собой и  своим временем.

    Эрозия  традиционных ценностей привела  к серьезному расстройству личных убеждений  и ценностей. Поэтому от современных  менеджеров требуется способность  прояснить свои личные ценности.

    Имеется широкая возможность выбора. От менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

    Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю и каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

    Проблем становится все больше, и они все  сложнее, в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все  более важной чертой управленческих навыков.

    Постоянная  борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения  ситуации.

      Традиционные, иерархические отношения  затрудняются, и эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

      Многие традиционные школы и  методы управления исчерпали  свои возможности и не отвечают  вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более  современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны  освоить иные подходы в отношении  своих подчиненных. 

    Большие затраты и трудности связаны  с использованием наемных работников. От каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

      Возрастающие масштабы изменений  требуют развития новых подходов  и борьбы с возможностью собственного "устаревания". По этому менеджерам  требуется умение помочь другим  в быстром изучении новых методов  и освоении практических навыков. 

      Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

    Таким образом, изучив принципы и факторы управления, можно сказать, что принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, а факторы оказывают существенное влияние на деятельность организации и вызывают необходимость принятия управленческих решений. 

    2. РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕСТВЕ

    2.1. Этапы развития менеджмента

    История развития менеджмента насчитывает  уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных  преобразований, развитие менеджмента  – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических  отношений.11

Информация о работе Управленческая деятельность и ее роль в современном обществе