Типы управленческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по организационной структуре управления и ее применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Линейная структура управления;
Функциональная организационная структура управления;
Линейно-функциональная (штабная) структура управления;
Матричная организационная структура управления;
Проектирование организационной структуры «Инспекции Федерально-налоговой службы по центральному району г. Новосибирска»;
Общая характеристика ИМНС и характеристика основных функций ИМНС;
Организационная структура управления и ее применения.

Работа содержит 1 файл

курсовик. теория управления.docx

— 143.24 Кб (Скачать)
    • За выполнение задач и функций Отдела;
    • Соблюдение действий Законодательства;
    • Сохранение имущества и документов;
    • Обеспечение соблюдений сотрудников правил внутреннего трудового распорядка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Организационные структуры управления и их применение

     Организационная структура управления представляет собой внутреннее строение любой  производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов  в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Структура управления является формой, в рамках которой протекают изменения, появляются предпосылки для перехода системы в целом в новое  качество14.

     Международные структуры управления постоянно  дополняются все новыми разновидностями, позволяя любому предприятию выбрать  для себя наиболее эффективную структуру  или их совокупность.

     Актуальность  выбора эффективной структуры управления объясняется, прежде всего, тем, что  для продуктивной работы компании и  своевременного реагирования на постоянно  изменяющиеся внешние и внутренние факторы ей необходима наиболее подходящая для нее управленческая структура, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

     Особенно  актуальна проблема выбора и применения управленческих структур в настоящее  время для России. Это обусловлено  несколькими причинами. Во-первых, большинство  российских предприятий нуждаются  в существенной реструктуризации или, оздоровлении и совершенствовании управления. Традиционные управленческие структуры, применяющиеся на предприятиях в течение нескольких десятков лет без существенных изменений, в настоящее время не в состоянии обеспечить эффективную работу и только усугубляют ситуацию, подталкивая предприятие к кризису.

     Во-вторых, российская экономика долгое время  была изолирована от западного опыта  в области управления, и сейчас российским компаниям трудно переходить на новые стандарты управления, внедрять управленческие структуры новейшего  типа из-за своей неподготовленности и отсутствия доступа к современным  информационным и коммуникационным технологиям. Внедрение новых структур управления требует вложения немалых средств, часто данное обстоятельство делает невозможным применение дорогих и эффективных структур, и руководители предприятий вынуждены лишь частично модернизировать управление.

     В-третьих, серьезной проблемой для России является недостаток квалифицированных  менеджеров, способных наилучшим  образом осуществлять управление предприятием и максимизировать эффективность  управленческих структур.

     Организационные структуры управления являются наиболее консервативными элементами системы  управления, так как их изменение  всегда затрагивает интересы целых  коллективов, и существуют определенные требования сохранения устойчивости системы. Вместе с тем, структура управления любого предприятия должна соответствовать  требованиям рыночной ситуации, иначе  деятельность предприятия может  оказаться неэффективной. Таким  образом, организационные структуры  должны постоянно видоизменяться15.

     Иерархические (бюрократические) структуры управления являются первыми систематически разработанными моделями организационных структур и остаются пока основными и доминирующими формами. Бюрократическая организационная структура характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.16

     Иерархические структуры управления имеют много  разновидностей. При их формировании главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции.

     К иерархическим относятся линейные и функциональные организационные структуры управления. Эти виды структур, как самостоятельные, не используются ни одним крупным предприятием ни у нас в России, ни за рубежом.

     Линейная  структура управления очень проста по своей сути: основным принципом  является вертикальная иерархия, то есть соподчиненность звеньев управления снизу доверху. При линейной структуре  управления очень четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого  подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и  осуществляющий единоличное руководство  подчиненными ему звеньями и сосредоточивающий  в своих руках все функции управления. Руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются только одному руководителю.

     Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко  определенную, конкретную задачу и  обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован  на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат  специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

     Линейно-функциональная структура управления предусматривает  функциональное разделение управленческого  труда в подразделениях разных уровней  и сочетание линейного и функционального  принципов управления. Данная структура  была самой распространенной управленческой структурой в СССР. В настоящее  время она применяется в России на крупных и государственных  предприятиях, за рубежом - в соединении с другими структурами.

     Таким образом, по мере внедрения новейших информационных технологий предприятия  пересматривают свои структуры, делая  акцент на самоорганизацию, доверие  партнерам, полное удовлетворение запросов клиентов. Чем быстрее данный процесс  придет в Россию, тем успешнее будет  интеграция в европейские и мировые  рыночные структуры.

     Вечных  или идеальных структур управления, подходящих для любого предприятия  и существующих десятилетия без  изменений, не существует. Каждая структура  будет эффективной только определенное время, при определенных условиях и, возможно, в соединении с другими  структурами. Постоянное совершенствование  управленческих структур ведет к  их многообразию а, значит, и к возможности  более эффективного выбора подходящей для конкретного предприятия  структуры. В этой связи для российских предприятий чрезвычайно важен  опыт западных компаний в данной области, так как без эффективной структуры  управления не может быть эффективной  работы предприятия.  
 
 
 
 

Заключение

     Успех современных организационных структур все в большей мере зависит  от внешних,  чрезвычайно быстро меняющихся условий их функционирования. К числу этих условий можно  отнести интенсивную конкуренцию, приобретающую глобальный характер, быстрое технологическое развитие, ужесточение требований к интеллекту и потенциалу управленческих кадров, рост их автономии и ответственности.

     В настоящее время в стране действует  менеджмент переходного периода,  появившейся вслед за изменением форм собственности. В связи с  этим изменились фундаментальные парадигмы  традиционного менеджмента, присущие условиям деятельности рыночной экономики, важнейшая особенность которой – перманентная и бескомпромиссная конкурентная борьба.

     С менеджментом переходного периода  связаны стратегическое управление, стратегическое планирование, гибкие организационные структуры (способные  адаптироваться к быстро меняющейся рыночной структуре),  маркетинговая  служба и др.

     В целом менеджмент переходного периода  не вполне соответствует переменам, масштабной смене форм собственности. Прежние формы планирования уже невозможны, а новые еще не устоялись. Оргструктуры большей частью преобразуются без  должность учета требований конкурентного рынка. Предстоит восстановление разорванных кооперационных  связей.  Больше требуется управленческого персонала с творческим образом мышления, нужны руководители, способные предупреждать и устранять конфликты между менеджерами и собственниками, сочетать успешный бизнес с умелым решением социальных задач организации.

     В стране еще не завершены экономические  реформы, не сформированы приемлемые механизмы  конкурентной борьбы и благоприятный  инвестиционный климат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. http://bigc.ru/publications/bigspb/company_struct.php
  2. http://corpsite.ru/SeekPage.aspx
  3. http://elib.altstu.ru:8080/Books/Files/2000-04/34/Pap34.html
  4. http://www.aup.ru/books/m150/18.htm
  5. http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml
  6. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0023/
  7. http://www.managment.aaanet.ru/osnovi/25.php
  8. Ваханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2002. – 296с.
  9. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-504с.
  10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 501с.
  11. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. – 3-е изд.,изм. И доп. – М.: Норма, 2007. – 544с. (Основы менеджмента)
  12. Костин В.А.  Теория управления: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.-224с.
  13. Мексон М.Х., Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.-704с.
  14. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. Для вузов/ В.Ф. Уколов, А М. Масс, И.К. БЫстряков. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 656 с.
 
 
 

Приложение 1

Недостатки  линейной структуры  управления

Отмечаемые  недостатки Причины недостатков Пути  устранения недостатков
Отсутствие  звеньев, занимающихся вопросами стратегического  планирования; Вопрос стратегического  планирования –в первую очередь вопрос руководителя Подготовка  или замена руководителя.

Введение дополнительной штатной единицы, переход к линейно-штабной  структуре

В работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

Перегрузка управленцев  верхнего уровня;

Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим  уровням. Вопросы в пределах их компетенции  они должны решать самостоятельно. Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей  и делегирование им соответствующих  полномочий.

Введение штатной  единицы помощника, на которого возложить  рутинные работы.

Тенденция к волоките и перекладыванию ответственности  при решении проблем, требующих  участия нескольких подразделений; Отсутствие  горизонтальных связей Введение процессного  подхода, налаживание горизонтальных связей
Малая гибкость и приспособляемость к  изменению ситуации; Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим  уровням. Они должны приспосабливаться  к изменениям, не дожидаясь команды  сверху Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей  и делегирование им соответствующих  полномочий. 
Критерии  эффективности и качества работы подразделений и организации  в целом - разные Это не недостаток, это само собой разумеющееся Разработать критерии эффективности и качества подразделений  и системы мотивации ориентированной  не только на результаты конкретного  подразделения, но и предприятия в целом.
Тенденция к формализации оценки эффективности  и качества работы подразделений  приводит обычно к возникновению  атмосферы страха и разобщенности Исключение  из оценок экономических факторов, замена их субъективными Введение экономических  оценок, введение системы бюджетирования
Большое число "этажей управления" между  работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Высшие руководители и не должен принимать решения по вопросам, непосредственно касающихся лиц, выпускающих продукцию. Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.  
Повышенная  зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев. Это не недостаток, это аксиома Правильный  подбор кадров, в первую очередь  первого лица предприятия и топ менеджеров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложении 2

Недостатки  функциональной структуры  управления

Отмечаемые  недостатки Причины недостатков Пути  устранения недостатков
Трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб Недостатки  в планировании, отсутствие процессного  подхода Четкое планирование, процессный подход
Длительная  процедура принятия решений Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим  уровням. Вопросы в пределах их компетенции  они должны принимать и решать самостоятельно. Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей  и делегирование им соответствующих  полномочий. 
Отсутствие  взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений  фирмы

Высокая степень  заинтересованности в реализации целей  функциональных подразделений в  ущерб общим целям организации

Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного  подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании Усиление высшего  руководства.

Использование процессного подхода.

Внедрение системы  бюджетирования и мотивации.

Снижение  ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования  принципа единоначалия

Разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач

Нарушение принципа единоначалия Перевод указаний функциональных органов из директивной  плоскости в экономическую, за счет введения систем бюджетирования и мотивации.
 

   
 

Информация о работе Типы управленческих структур