Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций

Описание работы

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 675.83 Кб (Скачать)

– входную информацию;

– выходную информацию.

Входная информация включает следующие виды информации:

– информацию о структуре  рынка (маркетинговая информация);

–  информацию о деятельности государственных органов,  которая  с одержит всю необходимую       информацию       о      документах    и    постановлениях,    регламентирующих деятельность организаций;

– информацию о социально-экономическом состоянии общества. Выходная информация является активным средством,  которое обеспечивает создание привлекательного имиджа организации и способствует вхождению организации в рынок.  С этой целью используется реклама.  Рекламная деятельность –  это самое существенное приложение закона информированности и упорядоченности.  Другим источником объективной и достоверной выходной информации о деятельности организации являются документы,  материалы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности. Распространению           выходной           информации      способствует двусторонний информационный обмен с партнерами и клиентами,  возникающий в процессе переговоров, участие в выставках, проведение презентаций.  В рамках действия закона информированности и упорядоченности рассмотрим информационные потоки и с вязи внутри организации, которые проходят в соответствии с иерархической структурой.  Выделяются восходящие и нисходящие информационные потоки,  т. е. потоки информации с нижних уровней системы на верхние и наоборот. Обмен информацией между отдельными подразделениями одного уровня иерархической структуры относится к типу горизонтальных коммуникаций.

Кроме того,  существует информационный обмен между неофициальными группами и межличностные коммуникационные с вязи.

Для координации информационных потоков в организации создаются специальные информационные службы.

 

21. закон единства  и анализа синтеза.

Закон утверждает, что благодаря  использованию в процессах управления организацией процедур анализа и  синтеза, обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.  Анализ или декомпозиция –  это разделение целого на части или представление с ложного объекта в виде простых составляющих. Анализ причинно-следственных связей между выделенными частями сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между этими частями целого. Синтез –  объединение простых составляющих объекта в единое целое.

Объединение в рамках синтеза  осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязи. Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза.  Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются,  что не могут существовать друг без друга.  Анализ и синтез в

своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.

Процессы анализа и  синтеза являются основой управления любой организационной системой,  предусматривают выработку и реализацию конкретных решений. Решение – это средство коммуникации между звеньями и элементами организации,  в том числе и между людьми. С помощью управленческих решений реализуется с вязь между отдельными звеньями системы управления.  Использование процессов анализа и синтеза является обязательной составляющей любой процедуры принятия решения по управлению организацией,  так как первым этапом принятия решения является определение цели,  на достижение которой направлено это решение.  Следующим этапом является процесс анализа,  который обеспечит знаниями о возможностях организации для выполнения

поставленной цели,  ее внешние и внутренние условия,  влияющие на ее деятельность.  Анализ влияния каждого отдельного звена внешних и внутренних условий проводится с использованием математических и формально-логических методов.  Анализ внутренней среды исследуемого объекта производится с использованием методов декомпозиции, основанных на принципах независимости, полноты отображения и слабого влияния. Независимость предусматривает возможность самостоятельного анализа работы каждого подразделения организации:  бухгалтерии,  отдела кадров,  коммерческого отдела, производственных подразделений и т. д.

Полнота отображения подразумевает,  что последующее объединение элементов по установленному правилу приводит к исходной с ис теме. Это означает,  что процесс декомпозиции исследуемой системы должен строиться так, чтобы можно было осуществить обратный процесс восстановления исходной системы по ее отдельным элементам, звеньям и подсистемам.

Слабое влияние.  Этот принцип  основан на том, что внутренние процессы,  происходящие в одном выделенном элементе, не должны оказывать значительного влияния на функционирование других элементов системы. Различным целям анализа объекта соответствуют различные схемы декомпозиции.  Так, например, при принятии решения по общим вопросам управления организацией используется организационная схема,  отражающая распределение властных полномочий.  При принятии решения о совершенствовании информационного обеспечения работы организации используется схема распределения информационных потоков внутри организации во взаимосвязи с внешней средой.

В ходе проведения анализа,  предшествующего принятию решения,  рассматриваются множество объектов,  событий и факторов,  влияющих на деятельность организации,  и,  следовательно,  на процесс принятия решения.  Результатом является разработка рабочих гипотез о поведении объектов на период выполнения решения и оценка степени влияния каждого из событий и факторов на работу звеньев организации,  принимающих участие в реализации решения. Гипотеза – это некоторое предположение о свойствах и дальнейшем развитии каких-либо реальных процессов. В процессе анализа приходится вырабатывать большое количество гипотез о поведении сторонних организаций,  состоянии рыночной конъюнктуры, внутренней деятельности организации,  о стабильности цен или о повышении спроса на определенный вид продукции в течение минувшего года. Для обоснования правильности принимаемого решения используются формально-логические и экономико-математические методы.  Заключительный этап оценки научной ценности гипотезы предусматривает проверку ее соответствия реальности.  При обнаружении заметного расхождения реальности и гипотетического предположения необходимо провести процедуру оперативной коррекции решения. При реализации процедур синтеза задача заключается в нахождении наиболее оптимального пути достижения цели.  Таким образом,  в рамках закона единства анализа и синтеза реализуется непрерывный цикл совершенствования с ис темы управления организацией и корректировка ее организационной структуры.

 

22. статистика и динамика  организационных систем

Понятия статики и динамики, которые в настоящее время  широко используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физическим терминам. Может быть предложена следующая  формулировка этих понятий применительно  к организационным системам.

 

Статика (от греч. statike — «равновесие») — это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений (как позитивных, так и негативных), происходящих во внешней среде. Все параметры и показатели, отражающие деятельность организации, остаются при этом неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к «спокойной» жизни, без каких бы то ни было перемен. А если нет изменений, то нет и перспектив развития. Такие организации в наше сложное время не смогут долго держаться «на плаву». 
Динамика (от греч. dynamis — «сила») — это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли. 
Говоря о статике и динамике организации, уместно будет вспомнить законы механики, сформулированные Ньютоном. Согласно первому закону Ньютона—закону инерции — объект, на который не действуют силы, находится в состоянии покоя или равномерного движения; изменить это состояние может только действие силы. Это утверждение можно по аналогии перенести на деятельность организации, которой, как и любой материальной системе, свойственна инерция. Для преодоления инерционности требуются значительные усилия со стороны управляющей части организационной системы. 
Одной из основных задач при исследовании динамики и статики организации является выявление закономерностей ее поведения при различных воздействиях со стороны внешней и внутренней среды. Идеалом для управленческого воздействия является хорошо отлаженная машина. Чтобы приблизить каждого отдельно взятого работника организации к этому идеалу, ему предписывается определенная роль в организации, строго регламентируемая должностными инструкциями и функциональными обязанностями. Организация располагает денежными и техническими ресурсами, распоряжение которыми регламентируется системой служебных отношений. Результатом деятельности этой сложной системы взаимоотношений является достижение организацией устойчивости.

 

23. сравнительный анализ  принципов действия статистических  и динамических организаций.

Сравнительный анализ принципов действия статистической и динамической организаций. Суть противоречия принципов действия статической организации заключается в том, что, с одной стороны, достижение стабильного режима работы является одной из целей ее существования, с другой, неизбежны нововведения, необходимые организации для ее успешного развития и выживания. Эти нововведения определяют переход организации в динамический режим работы.

Проведем сравнительный  анализ принципов действия статической  и динамической организаций. Любая  организационная система заинтересована в переходе к стабильному, устойчивому  состоянию своего существования. Система  управления организацией также стремится  к определенной устойчивости в обустройстве и надежном функционировании подчиненного ей объекта управления, имея при  этом возможность эффективного контроля над ним. Переход к устойчивому  режиму работы есть объективно существующая встроенная цель развития любой организации. Достижение этой цели равнозначно приобретению новых ресурсов, снижению текучести  кадров, уменьшению числа реорганизаций, снижению конфликтности. Элементы статики  присущи любой организационной  системе. Среди них состояние  финансовых показателей деятельности предприятия на фиксированный момент времени; структурная схема предприятия; распределение властных полномочий; штатное расписание и должностные  обязанности.

Проблема заключается  в том, что организация, достигнув  определенной устойчивости, может со временем превратиться в консервативную систему, такая манера поведения  была свойственн а в основном большим организациям, успешно работавшим в течение длительного времени в достаточно стабильных условиях планового ведения хозяйства. Это привело к гибели многих крупных организаций или к их разукрупнению, т. е. к распаду на несколько более мелких и относительно жизнеспособных организаций. Для оценки возможного поведения организации при изменениях во внешней и внутренней среде проводятся натурные и вычислительные эксперименты.

При изучении статических  и динамических свойств организационных  систем используются, кроме рефлексивного, и другие виды анализа систем управления: структурный, информационный, параметрический, факторный анализ и переход к  работе в динамическом режиме –  необходимое условие обеспечения  жизнедеятельности организации. Можно  выделить ряд объективных признаков  организации, действующей по динамическому  принципу: целевая установка, отвечающая объективным потребностям общества; гибкая организационная структура; работа системы управления по принципу перебора альтернативных решений и  выбора наиболее эффективного варианта управления с точки зрения достижения поставленной цели.

Перечислим необходимые  свойства, на которые должны настраиваться  органы управления динамически развивающихся  организаций, ориентированных на работу в условиях глобального рынка: лидерство, поступательное развитие организации, ориентация на потребителя, использование  новых технологий, наличие централизованной структуры управления организацией.

 

24. виды анализа системы  управления организацией

При изучении статических и динамических свойств организационных систем используются, кроме рефлексивного, и другие виды анализа систем управления: структурный, информационный, параметрический, факторный анализ и переход к  работе в динамическом режиме –  необходимое условие обеспечения  жизнедеятельности организации. Можно  выделить ряд объективных признаков  организации, действующей по динамическому  принципу: целевая установка, отвечающая объективным потребностям общества; гибкая организационная структура; работа системы управления по принципу перебора альтернативных решений и  выбора наиболее эффективного варианта управления с точки зрения достижения поставленной цели.

Предмет исследования — это  система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в  организации. Собственно, на предмет  исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью  получения истинного знания о  нем.

 

Основные виды исследований систем управления: маркетинговые, социологические, экономические, а также социально-экономические  эксперименты, аудит как исследование, прогнозные и плановые исследования, отчетные, контрольные исследования, проектирование объектов испытаний, исследование качества продукции; исследования, проводимые в разных функциональных подсистемах  менеджмента.

 

Системный подход - это направление  научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально-эко-номической системы. Основными принципами системного подхода являются: целостность, структуризация, иерархичность построения, множественность. При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», товары или услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), изучается организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды, параметры процесса. Преимущество системного подхода заключается в возможности комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления. Системный анализ позволяет выявить целесообраз-ность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной органи-зации труда, которые применялись ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится в основном на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обуслов-лено трудоемкостью проектных работ по разра-ботке и внедрению выбранной модели систе-мы управления, обоснованием экономической, технической и ор-ганизационной ее целесообразности.

Информация о работе Теория организации