Теории мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Мотивация это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей организации.Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу. Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Содержательные теории мотивации
1.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу…………………………..…..4-5
1.2. Теория ERG Альдерфера………………………………………………..….. 6
1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда……………….……7
1.4. Теория двух факторов Фредерика Герцберга ……………………………..8
2. Процессуальные теории мотивации
2.1. Теория ожидания В. Врума………………………………………………9-12
2.2. Теория равенства (справедливости) Адамса ………………………….13-14
2.3. Теория мотивации Л. Портера -Э. Лоулера……………………………… 15
2.4. Теория постановки целей Э. Локка………………………………………..16
2.5. Концепция партисипативного управления……………………………17-18
Заключение………………………………………………………………...…….19
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по психологии управления персоналом.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

           Автономное муниципальное образовательное учреждение

                       высшего профессионального образования

«Самарская  академия государственного и муниципального управления»

 

 

                                   

                                       Контрольная работа

                                          по дисциплине

                          «Психология управления персоналом.»

                                 Тема: Теории мотивации.

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила студентка 5 курса

                                                                        заочной формы обучения

                                                                      Факультет управления и

                                                                                 информационных технологий

                                                     

 

 

 

 

 

 

             

                                         

 

 

                                                   Самара,2012

                                                Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Содержательные теории мотивации

1.1. Теория иерархии потребностей  А. Маслоу…………………………..…..4-5

1.2. Теория ERG Альдерфера………………………………………………..….. 6

1.3. Теория приобретенных потребностей  МакКлелланда……………….……7

1.4. Теория двух факторов Фредерика  Герцберга ……………………………..8

2. Процессуальные теории мотивации

2.1. Теория ожидания В. Врума………………………………………………9-12

2.2. Теория равенства (справедливости) Адамса ………………………….13-14

2.3. Теория мотивации Л. Портера -Э. Лоулера……………………………… 15

2.4. Теория постановки целей Э.  Локка………………………………………..16

2.5. Концепция партисипативного  управления……………………………17-18

Заключение………………………………………………………………...…….19

Список литературы………………………………………………………..…….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение 
Мотивация это процесс побуждения человека к деятельности для достижения личных целей организации.Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу. Мотивация является функцией управления персоналом, составной частью процесса управления.Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них:1.Потребности.2.Интересы.3.Стимулы. 
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным.

Мотив это то, что вызывает определенные действия человека к действиям его внутренние и внешние движущие силы. 
Стимул это побуждение к действию или причина поведения человека. 
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации. Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» .

1. Содержательные  теории мотивации

1.1. Теория иерархии  потребностей А. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) первым осознал законы построения человеческих потребностей. Он понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей1.

1. Физиологические и сексуальные потребности — это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2.  Экзистенциальные потребности — это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

3. Социальные потребности — это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя с другими, участии в совместной трудовой деятельности.

4.  Потребности в самоуважении, престижные — это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5.   Личностные, духовные потребности — это потребности в самоактуализации, самовыражении через  творчество.

Однако, сама по себе классификация  мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой. Подобные попытки предпринимали и многие другие. Достоинство концепции Маслоу в её «двигательной пружине» - принципе иерархии. Основные идеи Маслоу:

-что только неудовлетворённая потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, что бы удовлетворить потребность. Образно говоря, человеческую цивилизацию творили глубоко неудовлетворённые люди.

- интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом (чем ниже потребность, тем ниже её интенсивность). Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения до тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, после чего доминируют потребности следующего уровня – в безопасности и т.д. 

-Низшие потребности независимы не только друг от друга (дыхание независимо от голода), но и от высших потребностей.

-Высшие потребности зависят от низших

-Высшие потребности в отличие от низших никогда нельзя удовлетворять полностью, потому что человек постоянно совершенствуется, а это значит, что он стремится к лучшему удовлетворению тех же самых потребностей.

-Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются.                   

-С социальной точки зрения человека характеризуют высшие потребности.

- Высшие потребности выступают средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени влияют на формирование личности человека. В свою очередь чем выше потребность, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимонапрвленный процесс: потребности движут человеком, а он формирует их. И чем выше запросы личности, тем  сложнее процесс формирования потребностей.

1.2. Теория ERG Альдерфера

Клейтон Альдерфер также  считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. В своей теории он различает 3 большие группы2:

- потребности существования (потребности безопасности и физиологические потребности)

- потребности связи (отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь друзей, коллег, врагов, начальников, подчиненных. Сюда можно также отнести часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание и самоутверждение, которые связаны со стремлением человека занимать определенное место в окружающем мире).

- потребности роста (аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу).

Различие между теориями Маслоу и Альдерфера в том, что  по Маслоу происходит движение от потребностей к потребностям только снизу вверх.

Альдерфер считает, что  движение идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека не этот уровень. Например: человек никак не может удовлетворить потребность роста и у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.

Процесс движения вверх  по уровням Альдерфер называет процессами удовлетворения, а процесс движения вниз - процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность).

 

 

 

         1.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Широко распространенной концепцией потребностей, определяющей мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния потребностей достижения, соучастия и властвования.

Эти потребности являются приобретенными в течение жизни  и если они достаточно сильно присутствуют у человека, то оказывают заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать усилия на осуществление действий, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.

Потребности достижения - проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем раньше.

Потребности соучастия - проявляются в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие3.

Потребность властвования - стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы:

1 группа - те, кто стремится  к власти ради властвования. Их  привлекает возможность командования  другими. Интересы организации  в этом случае уходят на  второй план, т.к. они концентрируют  внимание только на свой позиции в организации.

2 группа - те, которые  стремятся к власти ради того, чтобы решать групповые задачи, эти люди удовлетворяют свои  потребности властвования тем,  что определяют цели, ставят задачи  перед коллективом и участвуют  в процессе решения этих задач.

               1.4.Теория двух факторов Фредерика Герцберга

Эта теория появилась  в связи с растущей необходимостью выяснить влияние матери-альных и  нематериальных факторов на мотивацию  человека.

Материальные или гигиенические факторы связаны с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, с окружающей средой, в которой осуществляется ра-бота (зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными).

Нематериальные или  мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью самой работы (достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста), эту группу можно назвать группой потребностей в росте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2.Процессуальные теории мотивации

Очевидно, что поведение  человека зависит от того, какие  потреб-ности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет  полу-чить и какие у него для этого есть возможности. Существу-ет целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мо-тивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достиже-ние желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сво-дится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возмож-ное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностя-ми, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает опре-деленное расположение и осуществляет действия, приводящие к кон-кретному результату, характеризующемуся определенными качествен-ными и количественными характеристиками4.

Информация о работе Теории мотивации