Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть основные экономические и правовые вопросы технологий в торговле.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть особенности государственного регулирования розничной торговли;
2. Выбрать методы и показатели для оценки состояния и перспектив развития торговли;
3. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Инфраструктура розничной торговли
Современные форматы предприятий розничной торговли……..4
Государственное регулирование розничной торговли………….9
Глава 2. Анализ розничной торговли в России и за рубежом
2.1. Выбор методов и показателей для оценки состояния и перспектив развития торговли………………………………………….13
2.2. Анализ развития торговли в магазинах разных форматов………..27
2.3. Прогноз развития торговли…………………………………………25
Заключение…………………………………………………………..27
Литература …………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

В этой связи конкурентные преимущества элитных магазинов в будущем должны формироваться за счет хотя и дорогих, но высококачественных товаров. Например, это могут быть соки прямого отжима, а не восстановленные, фруктово-ягодные напитки на натуральном соке или на синтетических пищевых добавках. Иными словами, ассортимент  элитных магазинов должен содержать определенный процент товаров, характеризуемых как уникальное торговое предложение, которые бы обеспечивали им конкурентные преимущества и выполняли функции товаров-зазывал или товаров-локомотивов.

Товарооборот торговли в 2006 году составил почти 8,69 трлн. руб. Удельная доля торгового товарооборота в ВВП достигает 19,3%. Темпы роста товарооборота с 2000 года – 10-12% в год. По темпам роста розничного товарооборота Россия занимает второе место в мире, уступая лишь Индии.

В структуре товарооборота  преобладают в денежном выражении  непродовольственные товары (52%), а  по физической массе и широте ассортимента – продовольственные товары.

Доля импортных товаров  в целом по стране составляет 40%, но по отдельным группам товаров, особенно непродовольственным (сложнотехническим, одежно-обувным, посудо-хозяйственным, игрушкам) до 80%.

Это объясняется тем, что в Россию много поступает  дешевых импортных товаров, в  том числе контрабандных и  контрафактных. Особенно много таких товаров приходит из стран Юго-Восточной Азии, среди которых лидирующее положение занимает Китай. Следует отметить, что поступающие китайские товары зачастую отличаются низким качеством, а порой и опасны, или потенциально опасны для здоровья потребителей.

К числу опасных китайских  товаров, обнаруженных контрольными органами, относятся детские игрушки, одежда и обувь, а к потенциально опасным: рисовая крупа, мука и продукты, их содержащие, продукты детского питания. Потенциальная опасность последних обусловлена тем, что в Китае очень много выращивается риса генетически модифицированных сортов. При поставках в Россию на маркировке и в сопроводительных документах сведения о наличии генетически модифицированной продукции не указываются, а у российских контрольных органов отсутствуют возможности для проверки и выявления такой продукции.

Несмотря на быстрые  темпы роста товарооборота, в  том числе и розничного, имеет  место отставание России по товарообороту  розничной торговли на душу населения  в год. (примерно 1,6 тыс. дол.). В этом отношении есть перспективы роста товарооборота, учитывая, что увеличение реальных доходов и заработной платы населения превышает инфляцию. Так, в январе-сентябре 2007 года рост денежных доходов составил 12,4%, зарплаты – 16,2% по сравнению с 10,6 и 12,9% соответственно за тот же период 2006 года (инфляция в 2007г. – 9,1%).

Структура розничных  торговых предприятий представлена в табл.1.                                                                                          

 

 

Тип предприятий розничной  торговли

года

2005

2010

(прогноз)

Рынки (открытые), павильоны 

54

46

 в т.ч. рынки 

21

 

Традиционные магазины

24

13

Дискаунтеры

10

21

Супермаркеты 

7

12

Гипермаркеты 

5

8


Анализ данных показывает, что доля торговых предприятий современных форматов (дискаунтеров, супермаркетов, гипермаркетов) составляет всего 22%. Лишь в Москве эта доля достигает 35%. К 2010 году удельный вес таких магазинов прогнозируется довести до 40-45%.

Для сравнения доля магазинов  современных форматов достигает в Германии 90%,  США – 95%.

Для современных форматов магазинов характерна их консолидация в форме торговых сетей. В России на их долю приходится 8-10% рынка, причем три крупных торговых сети (Х5RetailGroup, «Магнит», «Седьмой континент») контролируют почти 5% рынка.

В развитых странах доля крупнейших розничных сетей составляет 50-95%, в странах Восточной Европы – 10-30%.

Всего на российском рынке  функционирует 750 розничных сетей  и около 200 тыс. предприятий малого бизнеса, в которых занято более 10 млн. работающих, то есть более 10% трудоспособного населения страны.

Удельная доля неорганизованной торговли в России постоянно сокращается. Так, в 2006 году она составляла 19,6% против 21,1% в 2005 году.

Наибольший удельный вес в розничной торговле России (33%) приходится на мелкорозничную торговую сеть: павильоны, ларьки, киоски. Однако доля рынков и мелкорозничной сети неуклонно уменьшается за счет переориентации потребителей на торговые предприятия современных форматов. Этому способствуют их явные конкурентные преимущества: устойчивость, высокая широта, полнота и глубина ассортимента, лучшее качество товаров и обслуживания, пониженные цены, возможность для потребителя возвратить некачественный товар, дополнительные услуги.

К другим конкурентным преимуществам  крупных торговых сетей относится  их высокая прибыль, доходящая до 60-100%, и рентабельность за счет пониженных закупочных цен и издержек обращения.

Подводя итоги анализу  состояния розничной торговли, следует  отметить следующие аспекты:

- рост розничного товарооборота,  который в совокупности с оптовым  товарооборотом дает почти четвертую  часть ВВП; 

- высокая насыщенность  рынка потребительских товаров,  что обусловлено превышением  предложения над спросом; 

- изменение приоритета интересов и переориентации их с производства товаров на сбыт, следствием чего явились изменения маркетинга отношений между производителями (поставщиками) и розничными продавцами – последними посредниками в каналах распределения товаров;

- дифференциация розничных торговых предприятий по сегментам потребителей в зависимости от их платежеспособности, престижных потребностей и других признаков;

- создание сильной  конкурентной среды на рынке  услуг розничной торговли, что  заставляет розничных продавцов  применять методы обеспечения  своей конкурентоспособности и  конкурентных преимуществ; 

- интенсивное развитие  высокорентабельных торговых сетей  с их гибкой товарной политикой, ориентацией на запросы разных потребителей и стратегий диверсификации. Так, по данным Независимого аналитического центра известные торговые сети по рентабельности занимают одно из ведущих мест, значительно опережая нефтяную, газовую, добывающую отрасли промышленности;

- розничные торговые  организации занимают лидирующее  положение по обеспечению занятости  трудоспособного населения страны, а также мигрантов из стран  СНГ и других стран дальнего  и ближнего зарубежья. Так,  в сфере торговли функционирует примерно 3 млн. крупных, средних и мелких предприятий, на которых работает около 10 млн. человек, что составляет примерно 15% всего трудоспособного населения страны.

 

 

Перспективы развития торговли  

Перспективы развития торговли будут связаны со следующими основными направлениями:

- государственное регулирование  деятельности торговых организаций; 

- углубление дифференциации  и специализации розничных торговых  организаций; 

- расширение сетевых  торговых организаций новых форматов;

- добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой;

- разработка и внедрение  крупными торговыми организациями  собственных торговых марок; 

- усиление внутрифирменного  контроля за качеством поставляемой  продукции, в том числе и путем проведения товароведной экспертизы независимыми экспертными организациями;

- формирование товарной  политики торговых организаций  с учетом особенностей конкретного  сегмента рынка; 

- повышения конкурентоспособности  торговых организаций путем формирования рационального ассортимента, обеспечения надлежащего качества товаров и разумных цен.

Государственное регулирование торговли осуществляется путем установления и применения федеральных законов, правил торговли, СанПиН и национальных стандартов. В настоящее время торговая деятельность регламентируется Кодексами: Гражданским, Уголовным, Об административных правонарушениях, а также ФЗ: «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Однако указанные ФЗ в неполной мере регулируют отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, поэтому на уровне Правительства Российской Федерации и Президента России было принято решение о разработке проекта ФЗ по торговле.

Соответствующие распоряжения были получены Минэкономразвития и  торговли (МРЭТ) и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которые разработали проект ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности». В настоящее время проект ФЗ прошел обсуждение в рабочей группе, внесены соответствующие предложения торговых организаций, образовательных учреждений и иных заинтересованных организаций, после чего проект будет передан на рассмотрение в Государственную Думу.

Углубление дифференциации и специализации розничных торговых организаций – обусловлено дифференциацией общества и ростом престижных потребностей у определенной части населения – будет продолжаться и в дальнейшем, так как это неизбежное последствие господствующих в России рыночных отношений. Тенденция роста в стране среднего класса, снижение доли неимущих (лиц, доход которых ниже прожиточного минимума), а также безработных должна привести к увеличению количества предприятий розничной торговли, в основе товарной политики которых будут заложены достаточно широкий ассортимент, хорошее качество товаров и обслуживания по умеренным ценам. Наряду с этим, по-прежнему, будут востребованы и магазины эконом-класса, а также элитные магазины с высоким качеством обслуживания.

Специализация розничных предприятий торговли будет происходить и по формам обслуживания. В частности будет возрастать удельная доля продаж дистанционной торговли по образцам, каталогам, прайс-листам, рассылаемым через Интернет или по почте (директ-маркет), так как постоянно увеличивается контингент приобретателей товаров, не имеющих возможности в силу большой загруженности на работе ходить по магазинам и тратить на это время. Поэтому уже появившиеся Интернет-магазины, торговые сети, специализирующиеся на доставке заказанных товаров на дом (например, сеть Утконос) имеют хорошие перспективы для развития.

Расширение  сетевых торговых организаций новых форматов (гипер-  и супермаркетов, дискаунтов и т.п.) прогнозируется почти в 2 раза. При этом увеличение сетевой торговли будет происходить как за счет инвестиций в строительство новых зданий, так и аренды торговых площадей, а также франчайзинга. Кроме того, расширение торговых сетей будет происходить и путем выхода их на новые региональные рынки. Этот процесс, начавшийся в течение последнего десятилетия, в дальнейшем будет набирать темпы роста, причем наиболее интенсивно для сетей эконом-класса, так как уровень доходов населения в регионах ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Наряду с указанными направлениями продолжается добровольное объединение торговых организаций, работающих под известной торговой маркой. Так, недавно объединились две торговые сети: «Перекресток» и «Пятерочка» в компанию «Х5RetailGroup».

Разработка  и внедрение крупными торговыми  организациями собственных торговых марок (СТМ) – перспективное направление,  позволяющее предупредить реализацию фальсифицированной и контрафактной продукции. Уже сегодня многие крупные торговые сети реализуют значительную часть своего ассортимента под собственными торговыми марками («МЕТРО» - около 360 наименований, «АШАН» - около 650 наименований), применяя одноименные и разноименные торговые марки (например, сеть «Перекресток» имеет две СТМ: «Перекресток» и «Наша Марка»).

СТМ имеют ряд неоспоримых  преимуществ перед собственными производственными марками: пониженные цены по сравнению с товарами-аналогами  за счет прямых контактов с производителями, укрепление собственного брэнда (в случае одноименных СТМ), обеспечение заданного уровня качества и за счет этого создание и поддержание потребительских предпочтений.

Усиление внутрифирменного контроля за качеством поставляемой продукции должно осуществляться в первую очередь  силами собственного персонала (товароведов, приемщиков товаров и т.п.). Для этого в торговых организациях должны быть высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми профессиональными компетенциями по оценке качества товаров, приемке по количеству и качеству, управлению ассортиментом, в том числе и товарными категориями.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговли в России и за рубежом