Система управления как особый элемент организации

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 15:06
Автор: e***************@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (45.06 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

kursovaya (1).doc

  —  229.00 Кб

Функциональные подсистемы включают сущность и содержание управленческой деятельности состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.

Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.

При программно-целевом управлении создаются специальные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих отношение к достижению целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления

Важнейшая характеристика системы  управления — ее структура. Поскольку процесс управления информационный, то объект управления представлен в системе управления информационными связями с органом управления и окружающей средой. Можно дать следующее определение: организационная структура (оргструктура) системы управления — это целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.

            Оргструктура управления базируется  на структуре производства. Средством построения и рационализации организационных структур служат моделирование информационных процессов и построение рациональных информационных структур управления. Понятия организационной и информационной структур управления тесно связаны, поскольку управление — информационный процесс между объектами и органом управления, образующими организационную структуру. Организационная структура в большей степени имеет отношение к разделению труда в сфере управления, проявляющемуся в обособлении отдельных звеньев или подразделений органа управления и устойчивости связей как между собой, так и с объектами управления. Информационная структура управления призвана отражать развитие производства и возникающие в связи с этим новые функции и задачи управления, которые в силу уже сложившихся связей, закрепленных соответствующими нормами, могут вступать в противоречие с действующей организационной структурой. Информационная структура управления, таким образом, характеризует внутреннее строение и взаимосвязь функций и задач управления с производственными процессами; количественная формализация этих взаимосвязей определяет в значительной степени управляемость производственных процессов.

Совершенствование организационных структур осуществляется посредством совершенствования информационных структур управления (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 








 

 

Рис. 2. Взаимосвязь структур производства и управления в организации

 

Неоднократно подчеркивавшийся выше информационный характер управленческой деятельности делает очевидными значение и роль совершенствования информационных процессов для эффективности управления. В настоящее время это связано с использованием информационных технологий, выводящих предприятие на новый уровень управления, что обеспечивается устранением промежуточных звеньев обработки информации, доступом к огромному количеству разнообразной информации (система Internet) вообще и практически мгновенным доступом к необходимой информации внутри фирмы.

           Работа  предприятия опирается на три функциональные области управления: планирование деятельности предприятия, техническое проектирование и производственные планирование и контроль. Само предприятие выполняет четвертую функцию — физическое производство.

Современные информационные технологии для управления фирмой позволяют  автоматизировать важнейшие управленческие процессы на предприятии — от финансов, производства и сбыта до управления персоналом и объединить их в единую сеть, функционирующую подобно нервной системе живого организма. При этом система управления способна чутко реагировать на изменение внутренней и внешней среды организации.

Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Как было отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управления, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. На рис 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.

В среде прямого воздействия главное — это рынок и законы, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.

При рассмотрении внешней среды  и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.

Среда прямого воздействия

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Среда косвенного воздействия



 

 





 

 

Рис 3. Элементы среды прямого и косвенного воздействи

2.3. Подходы к процессу управления в организации

Применительно к менеджменту методологический подход означает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.

Рассмотрим наиболее распространенные в современном менеджменте методологические подходы.

Системный подход. В рамках этого подхода различные процессы и явления в управлении рассматриваются как системы (рис. 4)

При этом под системой управления понимается обособленная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Каждый Элемент системы служит структурообразующей частью какой-либо подсистемы. Элементу присущи одно или несколько свойств, которые необходимы для функционирования системы. Эти свойства элементов и определяют их место в системе управления и позволяют объединять элементы в подсистемы, например в управляющую или в управляемую подсистему.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Системный подход

 

 

 

Системный  подход  основан   на  системном  анализе,   который  осуществляется по следующему алгоритму:

  • декомпозиция системы, т.е.  ее расчленение на образующие элементы;
  • анализ элементов;
  • выявление наиболее существенных элементов, определяющих поведение системы в целом;
  • разработка рекомендаций по улучшению функционирования системы.

С помощью системного подхода сложный  объект исследования можно представить  как совокупность простых, доступных  для изучения элементов. Процедуры системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов управленческих решений, на выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и на сопоставление вариантов по заданному критерию эффективности.

Системный подход в ряде случаев  дополняется ситуационным.

Ситуационный подход способствовал  дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральный момент ситуационного подхода — ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход требует «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход — это не просто набор предписываемых руководств, это, скорее, размышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.

Ситуационный подход позволяет  увязать конкретные приемы и концепции  с определенными конкретными  ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

Применение ситуационного подхода  основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам:

  • по содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
  • по виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные;
  • по ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
  • по методам реализации управленческих решений.

Комплексный подход. Применение этого подхода при принятии управленческих решений сводится  к учету важнейших факторов внешней и внутренней среды.  В частности, при принятии решений должны учитываться технологические, экономические, экологические, организационные, демографические,  социальные,  психологические, политические и другие факторы. Все эти факторы должны учитываться во взаимосвязи и взаимозависимости.

Поисковый  подход  имеет   цель  определить  состояние   объекта

правления в перспективе с учетом сохранения существующих тенденций  его развития в будущем. При этом обычно не учитываются факторы, которые  могут изменить эти тенденции.

Целевой подход предусматривает целенаправленное изменение объекта управления в будущем. При этом особое внимание уделяется определению путей и сроков перехода управляемой подсистемы заданного состояния в желаемое.

Количественный подход. Сторонники этого подхода стремились к формализации управленческого процесса. Подход позволял описать исследуемые процессы и явления при помощи математических моделей, просчитать возможные варианты развития на ПК и выбрать оптимальный вариант развития.

Маркетинговый подход обычно выделяется как один из современных методологических подходов. Этот подход определяют как ориентацию управленческой подсистемы на потребителя.

Маркетинг рассматривается как  система управления, имеющая определенные принципы и функции. К основным принципам  маркетинга относят:

  • обоснованный выбор целей и стратегий предприятия;
  • применение комплексного полхода к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия;
  • оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении организацией.
  • На реализацию принципов направлены функции маркетинга:
  • максимальный учет рыночного спроса и запросов потребителей;
  • определение оптимального ассортимента продукции;
  • разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта;

Маркетинг как управленческая деятельность включает в себя:

  • изучение спроса на конкретный товар;
  • составление программы маркетинга по продукту;
  • расчет полных издержек производства;
  • установление верхнего уровня цены товара и рентабельности и производства;
  • определение результатов хозяйственной деятельности (валовых доходов, чистой прибыли и др.).

Важной особенностью маркетинга как  управленческой деятельности является то, что он предусматривает выбор  управленческого решения на базе многовариантных экономических  расчетов с применением современной  компьютерной техники.

 

 

Описание работы
Цель курсовой работы — исследование систем управления организацией и исследование алгоритма проектирования в системе управления.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть:
система и законы построения систем управления;
основные типы структур организации и подсистемы;
систему управления организацией;
общий алгоритм процесса проектирования
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА…………………………………………….4

1.1. Система. Законы построения систем управления…………………………………..4
1.2. Основные типы структур организации……………………………………………...8

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…….……………………………………..12

2.1. Общая характеристика организации как системы управления………………......12
2.2. Ресурсы, зависимость от внешней среды, структура управления………………..15
2.3 Подходы к процессу управления в организации…………………………………...18

3. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНОЙ АЛГОРИТМ……………………………………………………..………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОв