Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Теория управления".

Работа содержит 1 файл

O Upravleniye.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Проблемы: 1. сущ-ют разн-сти контроля: контроль, учёт и анализ. Их нужно разл-ть м/ду собой. Напр. Не сущ-ет «учёт», но есть бух и упр-ий учёт.Перепись насел-ия – это учёт и м.б инф-цией для контроля. Контроль и учёт – разнве задач, но рассм-тся со зн=. Разница д.б м/ду контролем и надзором 9это обеспеч-ие правом-ых действий). 2. при обеспеч-ии рес-ами помимо некач-ой инф-ции, сущ-ет недоинф-р-ие, отсутсвие квалиф-ых кадров. В силу огранич-ия рес-сов, большое знач-ние имеет соотн-ие м/ду 3 областями контроля: прошл деят-сть, текущ. (анализ-ся как прошлая) и будущая (заключит-ый контроль) 3. контролёр после пров-и не несёт отв-сти за орг-ции 4. нерац-ая орг-ция раб-s^ дублир-ие, практ-и отсутствует связь и др.

Контроль  д.б мотивирован. Стратегич план зав-т от реал-ции стратегич контроля, тактичк – тактич-го.

Контроль, как система.

Основными элементами системы является наличие  целей, субъекты и объекты, предмет  субъективного контроля - люди.

4 ГРУППЫ: - самоконтроль - со стороны  рук-ля к подч-ым

- вышестоящей орг-ции - со стороны незав-ых экспертов Объекты контроля – отдельные личности, группы лиц в орг-ции и т.д.Предмет контроля – что проверяется:

- результаты; - затраты; - способ достижения  рез-тов; - возм-сти для достижения рез-тов Цели контроля: ( уменьшить отклонение – т.к это сист-а, предотвратить кризисные ситуации – напр неплатёжесп-сть, найти резерв.)

ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ: 1 Цели контроля. 2 Определение и выбор стандартов. 3 Определение критериев и показателей оценки. 4 Определение измерителей. 5 Сравнение. 6 Разработка проекта корректирующих действий.

В зав-сти от цели, предмета контроля, обеспеч-ние инф-цией имеет знач-ие тех-гия контроля. 
 

                    7-Стратегия и стратегическое управление.

Страт мен-т – это процесс выбора философии, целей разв-ия фирмы и опред-ие направлений для их достиж-ия. Стратегия (греч.) – иск-во генерала. Стратегич-ие планы д разраб-ся с общефирм-ых, а не с индивид-ых позиций. Сущ-ют стратегич и тактич аспекты. К вопросам стратегии м отнести: цели организации, осн-ые виды деят-сти орг-ции, опред-ние союзников и противников, собств-ые преим-ва и направления их использ-ия. К тактическим вопросам относятся: порядок найма сотрудников, тех-гия об-та док-тов, процедуры взаимод-вия с потр-лями продукции и контрагентами. Стратегия – это одновр-о перспектива развития и модель реагир-ия на изм-ия внешней среды, в рамках к-рой действует орг-ция. Стратегия проявляется: в конкурентной позиции, стр-ре орг-ции, ее системе ценностей, в особенностях мотивации, контроля персонала. Стратегия разраб-тся рук-вом орг-ции, а реализ-ся – сотруд-ми всех ур-ней упр-ия. Выработанная стратегия придает орг-ции общую направл-сть и индивиду-сть, а ее сотр-кам – четкие ориентиры в повсед-ой деят-сти. Выбор стратегии – это начало стратег-го упр-ия, к-рое м предст-ть так: Стратег-ое пл-р-ие – выработка миссии и целей, выработка стратегии Реал-ция стратегии – оргстр-ры, информ-ц-ая система, культура, кадры Страт-ий контроль -  критерии и пок-ли контроля, мониторинг, анализ, бенчмаркинг (управ-ч-ая процедура, состоящая во внедрении в практику деят-сти орг-ции тех-гий, методов и стандартов работы лучших орг-ций – аналогов).

Компоненты (составные элементы упр-ия) страт-ого упр-ия: страт-ое пл-р-ие, реал-ция стратегии, страт-ий контроль Основные задачи страт-ого упр-ия: устан-ие целей, формир-ие страт-ого видения, разраб-а и осущ-ие стратегий.   Исходный пункт страт-ого пл-р-ия – выявление и формул-ка целей орг-ции.

Процедуры страт-го мен-та: 1. миссия орг-ции (это  осн цель разв-ия фирмы, к-рая опред-ет смясл сущ-ия фирмы, причину её появл-ия и деят-сти на р-ке и явл отправной точкой для выраб-ки страт-их направл-ий разв-ия орг-ции. Отв на 2 вопр: кто наши клиенты и какие потр-сти фирма б удовл-ть). 2. цели (д.б. конкр-ый и измеримый, достижимый, ориентир-ый во времени, взаимоподдерж-щие Опис целей:. 1. приб-сть (доход от акций, ежег прирост прибыли) 2. р-ки (доля р-ка) 3. произв-сть (объём продаж на 1 раб., раб место) 4. фин рес-сы (соотн-ие собств, заёмн, привлеч-ые) 5. пр-во (мощности, здания, соор-ия) 6. внедр-ие и исслед новшеств (внедр патентоспос-ых новшеств, новых тех-гий, нов фин-ых схем) 7 орг-ция (из морг стр-ры, орг-прав формы) 8. челов рес-сы (повыш квал-ции, дисц) 3. внешняя среда прям  возд: р-ки, партнёры, законодат и директивные инициативы. Косв: эк, межд, соц, полит, НТП) 4. оц-ка собств-ых ресурсов – это исслед слаб и сильн сторон орг 5. Страт альтернативы: рост, сокращ, возм-сть изм во внешн среде. 
 
 

                     8- Активизация человеческого ресурса.

Чел-ч-ие рес-сы – ресурсная трудовая сост-щая (труд-ые рес-сы, перс-л) и его кач-ва, соотнесенные с конкр-ым раб-им местом) и соц-о-культ-ые хар-ки, личностно-псих-гич-ие св-ва людей, проявляющиеся в их отношении к пр-ию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и рук-лям. Актив-сть чел-ка, как его всеобщая хар-ка, проявл-ся, прежде всего, в: - произв-о-эк-ой деят-сти, хар-щей степень превыш-ия раб-ком нормат-ых пок-лей труда, кач-ва пр-ции и т.п. - в творч-ой деят-сти, направл-ой на реш-ие творч-их пр-дств-ых задач (участие в рац-ции и изобретат-ве, разраб-е новых методов труда и т.д) - в процессе разв-ия лич-сти вследствие труд-ой деят-сти поср-вом повыш-ия квал-ции, освоения смежных профессий - в общественной  деят-сти в сфере пр-ва, направленной на формир-ие коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотруд-ва.       Актив-сть чел-ка на пр-ве зав-т от его личностных побуждений произв-ть, т.е. от его активной жизн-ой позиции.       Факторы постиндустр-ой эк-ки, предопред-щие необх-сть активизации чел-их ресурсов: 1. превращ-ие знания в важнейший ресурс пр-ва и дальн-го разв-ия эк-ки. Отсюда активизация усилий чел-ка, направл-ых на овладение знаниями, их умелое использ-ие, становится центр-ой задачей упр-ия чел-ч-ми рес-сами 2. возраст-щая ориентация чел-ка на собств-ые интересы, личностные и коллект-ые ценностные ориентиры          Акт-цию ЧР как упр-ч-ое возд-вие м рассм-ть как разв-ие ЧР и как формир-ие орг-зац-ой стр-ры и культ-ы орг-ции.     Две стратегии упр-ия активизацией ЧР: 1. Связана с обуч-ем людей восприятию нового видения, новой цели, новых тех-гий и навыков, для того, чтобы в рез-те изм-ось их поведение. 2. Связана с разв-ем сотр-ва  людей, в рез-те чего раб-ки совм-о форм-ют видения, цели, планы и сп-бы их исполнения. Такая стратегия требует специфической стр-ры и орг-зац-ой культуры, на формир-ие к-рых уходит много времени. Однако выигрыш заключ-ся в том, что не нужно ни с кем ничего соглас-ть – право принятия реш-ия  наход-ся у самих раб-ков – обеспеч-а их лояльность по отношению к тому, что им предстоит сделать. Стиль рук-ва – устойчивая манера поведения рук-ля по отн-ию к подч-ым, позв-щая оказ-ть на них вл-ие и побуждать их к достиж-ию целей орг-ции. Культура орг-ции – оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, вся среда обитания орг-ции, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура орг-ции – хорошо согласованная сов-сть орг-зац-ых, упр-их, тех-гич-их, неформ-ых личностных отношений, к-рая достиг-ся при опред-ом ур-не развития упр-ч-ой деят-сти и упр-ч-их знаний. Эту культуру опред-ет формула: общие ценности – взаимовыг-ые отношения и сотруд-во – добросовестное орг-зац-ое поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     9-Культура организации и стиль  руководства. 

Термин  «К» - от лат. «возделывание, образ-ие, восп-ие».К орг-ции, корп-ая К –набор как формальных, так и неформальных правил и норм поведения, принятых в данной орг-ции. Корп-ая К соотв-ет страт-ч-им целям орг-ции, мен-ся вслед за изм-ем страт-ч-их целей, подстраиваясь под миссию орг-ции, к-рая м мотивир-ть принятие нововведений. Ф-ции К орг-ции: Охранная; Интеграционная; Регулир-щая ф-ия; Замещающая функц; ф-ия Адаптации; Образовательная и развив-щая; упр-ия кач-вом; Ориентация на потр-ля; Регулир-ие партнерских отношений; Приспос-ие орг-ции к нуждам общ-ва. Осн эл-ты: Орг-зац-ые ценности; Нравств-ые принципы и деловая этика (как важнейший компонент культуры орг-ции); Методы мотивации раб-ка; Орг-ия труда и СП-бы котроля; Стиль рук-ва; пути разрешения конфликтов, поведение в ситуации кризиса; Коммуникац-ая система, язык общения.       Каждая орг-ция в соотв-ии с задатками, пристрастиями и опытом своего рук-ля, интеллект-ым ур-ем перс-ла, финн-ми возм-стями и другими причинами обладает своей индивид-ой культурой, к-рая, в свою очередь, оказывает вл-ие на эфф-сть работы орг-ции в целом. В 21 веке культура орг-ции становится опред-щим фактором ее эфф-сти.        Культура орг-ции поддается формир-ию и изм-ям, и на это д.б направлена активность высших мен-ров. Корп К форм-ся ч/з неформ-ых лидеров, а не ч/з рук-во. Созд-ся не в приказном поядке, а со временем. Ключи к поним-ию корп.К: естеств-ая обстан-ка, корп лит-ра, отнощ-ие к клиентам, история комп-ии, моб-сть (достиж карьеры: по гориз и по верт), легенды, сплетни, мифы (формир-ся имидж, а не репутация).  Методы формир-ия корп К: рекрутинг-ая диагн-ка (отбор людей), продвиж-ие «свои» как носит-лей базовых ценностей, разраб-ка и внедр-ие кодексов, реглам-ов, мот-ция и стим-р-ие перс-ла, форм-ие офисного ландшафта Стиль рук-ва опред-ет сист-у методов, приемов, образцов поведения, с пом-ю к-рых рук-ль орг-ет межличн-ые отнош-ия в колл-ве и возд-ет на подчин-ых для реш-ия поставл-ых задач.  Класс-ция стилей рук-ва: Директивный (авторитарный, автократич-ий)-«иди за мной!», увер-сть в себе, принуждающий-«делаый как я сказал!» треб бесприкосл-го подчин-ия, ориент-ция на достиж-ия, демократический (коллегиальный)-«хочу узнать ваше мнение!» добив-ся ед-во во взглядах, командная раб-а, отеческий-«главное-люди!» атм-ра мира и согласия, эталонный «делай как я!» треб высокие достиж-ия, наставнический «поробуй так!» гот-т к буд свершениям..

Пробл-ы лид-ва явл-ключ-ми для эфф-сти орг-ции.  Лид-во – это, с одной стор-, приписывание опред-ого набора кач-в тем, кто успешно возд-ет на других, с одной стор- – это процесс несилового возд-вия в напр-ии достиж-ия группой своих целей. Хар-ки рук-ля: 1. Действия лидера д.б. эфф-ыми. 2. Д слушать и знать все, чтобы выб-ь и решать самост-о. 3. Д пост-о подтв-ть свои слова поступками 4. Д. созд-ть псих-ч-кий комфорт. 5. Владеть искусством комм-ции. 6. Д. проявлять себя в кризисных ситуациях. Проявл-ие власти инф-ции и власти компетенции. 

                      10-Социальная направленность и  эффективность государственного  и муниципального управления.

Соц-о-эк-ое раз-ие страны не м успешно осущ-ся без интеграции рег-ов в единое макроэк-ое и соц-ое простр-во, с одной стороны, и без самост-ого формир-ния и реал-ция субъектами РФ соц-ой пол-ки в своем регионе – с другой. Центр возлагает на себя ф-ции по формир-ию:- целей и задач гос-ой соц-ой пол-ки;- норм повед-ия гос-ых органов по отношению к соц-ым пробл-ам граждан;- мех-змов обесп-ия соц-ых гарантий.      Концепция гос-ой соц-ой пол-ки  вкл- в себя основные позиции по: - передаче все больших соц-ых ф-ций в регионы; - перенесению большей доли финн-р-ия соц-ых расх-ов на сбережение граждан; - снятию ограничений в соц-о-трудовой сфере, созданию возм-стей в увел-ии дох-ов граждан; - подд-ию оптим-го ур-ня зан-сти.            Соц-ая пол-ка на ур-не региона м стать эфф-ой лишь при ее формир-ии на основе сист-го подхода, вкл-щего в себя след- этапы: - формул-ка целей; - разраб-ка понятийного аппарата; - ан- причин и следствий; - выраб-ка путей и ср-в достижения целей; - опред-ие критериев оц-ки и мех-змов прин-ия реш-ий; - разраб-ка мех-зма опред-ия и процедур ан-за состояния соц-ых процессов; - составл-ия перечня соц-ых услуг, соц-ых стандартов и норм; - разраб-а пок-лей соц-ой стр-ы и соц-ой инфрастр-ры; - разраб-а функц-ых обяз-стей субъектов соц-ой пол-ки.    Понятия «регион-ая соц-ая пол-ка» и «соц-ая пол-ка в регионе» не явл-синонимами.  Под регион соц пол-кой поним-ся комплекс мер федер-ых органов, направленных на соц разв-ие рег-ов.    Соц-ая пол-ка в рег-не выраб-ся органами власти регионов при участии местного самоупр-ия с учетом сформированной федеральным центром концепции регион-ой соц-ой пол-ки.       Муниц-ый мен-нт это 1 из спец-ых видов мен-та, и как спец-ый вид носит в большей мере прикладной хар-р, и опирается на обобщение практики упр-ия.     При разраб-ке долгоср-ой стратегии следует учит-ть, что гл- фактором буд-го эк-го и соц-го подъема м.б только рост эфф-сти упр-ия, инвестиций и пр-ва.    Суть критериев и пок-лей оц-ки эфф-сти выраж-ся в соотн-ии полученных полезных рез-тов к объему используемых рес-сов, в т.ч финн-ых (как частный, но широко распространенный случай: к тек-им издержкам). Общая формула эфф-сти: полезные рез/ты / исп-зов-ые рес-сы.            Соц-ая эфф-сть отлич-ся от эк-ой прежде всего спецификой числителя: здесь используются показатели, с разных сторон характ-щие изм-ия кач-ва жизни людей: пок-ли смерт-и, рожд-ти, реальных дох-ов насел-ия…  Для оценки эк-ой эфф-сти в числителе использ-ся пок-ли ВВП, т.е. добавленной ст-сти во всех отраслях нар-го хоз-ва, вкл- сто-сть амортизации осн- фондов, прибыли (чистого дохода) на ур-не предпр-ия, фирмы, региона.    Прибыль как обобщ-ий пок-ль кач-ых и колич-ых изм-ий в пр-дств-ой и коммерч-ой деят-сти имеет многие преим-ва: в ней отраж-ся дин-ка объемов пр-ва, повыш-ие кач-ва, лучшее использ-ие пр-вод-ых фондов, экономия сырья и энергонос-лей, соотн-ие роста производ-сти труда и ср-ей з/п и др. Вместе с тем прибыль вкл в себя и доход, полученный за счет искусств-го повыш-ия цен. Поэтому ее анализ д.б факторным, с четким выдел-ем ист-ков роста и сниж-ия дох-ов.     Пов-ть эфф-сть м 2-мя сп-бами: увел-вая полезные рез-ты опер-щими темпами по сравнению с ростом затрат и экономя ресурсы (снижая издержки). В прошлом гл упор делался на сниж-ие издержек. На буд — улуч-ие кач-ых пар-ров вып-ых товаров и услуг (пов-ие их потребительской ценности и тем самым верхнего предела рын-ой цены) за счет матер-ции успехов науки и других достижений человеч-ой мысли. 
 
 
 
 
 

              11-Маркетинг в управлении: сущность  и возможности. 
 

М термин англояз-го происх-ия. Сущ-т огромное кол-во опред-ий М, выделим след осн группы опред-ий М: -Отрасль науки, изуч-щая рынок; -Философия бизнеса;-Система упр-ия, вид мен-та;-Практич-ая деят-сть по продвиж-ю пр-ции на р-ке.          Все эти подходы взаимодоп-ют друг друга. Понимание М как системы упр-ия акцентирует вн-ие на М-ом подходе в соврем-ом мен-е, декларирует рыночно ориентир-ую сист-у упр-ия. М-у в России недавно испол-ь 25 лет До начала 90-х годов М в РФ сущ-л и развивался преимущ-о в сист-е внешней торговли, лишь в последнее десят-ие, по мере перехода России к рын-ым отнош-ям, М стал развив-ся и на внутр-ем р-ке.  Наиб-ее заметны сдвиги в образ-ии и инф-ции. Для более глубокого выявл-ия сущ-сти и предм-го содержания М рассм-им ряд его характерных аспектов.

Осн субъекты М это, прежде всего, произв-ли, посредники и потреб-ли разнообр-ой пр-ции. Произв-ли и тем более посредники – наиб-ее активные и одновр-о професс-ые субъекты М. Участниками М-ых отношений и действий во всем мире выст-ют целые сферы эк-ки: торг-я, сист-а ср-в массовой инф-ции, образ-ие, наука. Объекты М это прежде всего, матер-ые товары ,услуги, идеи, орг-ции, терр-рии и личности. Часто весь этот спектр объектов объед-тся понятием «пр-ция» или «товары», употребляемым в данном случае в наиболее широком смысле. Напр-(матер-ые товары, р-к товаров индивид-ого потребл-ия, р-к тов-ов пр-вод-го назнач-ия ,р-к товаров для гос назнач-ия и соц нужд).   Общее направл-ие соврем М матер товаров – повышения знач-сти сервиса, новый хар-р конк-ции за счет услуг, так назыв «дематериализации» товаров. Услуги (бытовые, производств-ые, фине, транспорта и связи, соце, интеллекте) – наиб быстрорас-щий сектор вн-ия М-ой деят-сти. Правда, в России из-за низкой платежесп-сти насел-ия и предпр-ий этот этап разв-ия р-ка еще не насупил.           Ф-ции М – это, прежде всего, тов-ая пол-ка, ценообраз-ие, комм-ции, сбыт и продажи.    Сущность М это такая философия, стратегия и тактика уч-ков рын-ых отношений, когда эфф-ое удовлетворение запросов и разреш-ие проблем потреб-лей ведут к рын-ому успеху фирм и приносят пользу общ-ву. Исходная задача М – ан-з и прогнозир-ие р-ка, его сегментов и среды, конк-ции и конъюнктуры. Задач: 1) разраб-ку стратегии и пл-р-ие деят-сти фирм с ориентацией на потреб-ля и на развитие спроса. 2) реал-цию тов-ой, ценовой, коммуникац-ой и сбытовой пол-ки. . Среди целевых направл-ий: -ориентация на перспект-ый спрос нового кач-ва;-активное создание спроса и р-ка в целом;-комплексное упр-ие всеми процессами разраб-ки, пр-ва и продаж пр-ции. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"