Шпаргалка по "Теории управления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Теория управления".

Работа содержит 1 файл

O Upravleniye.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

ТЕОРИЯ   УПРАВЛЕНИЯ  

ответы К ЭКЗАМЕНУ

 

Упр-ие – эл-т и одновр-о ф-ция организованных систем разл-ой природы (соц,технич), обеспеч-щая сохр-ние их  стр-ры, подд-ние режима деят-сти, реал-цию прогр-ы и цели деят-сти.

Упр-ие понятие шире, чем мен-т. УПР – комплекс задач и пути их решения. МЕН – упр-ие в экономич усл-ях хозяйств-ния, направл-ое на улучшение эконом.пок-лей, достиж-ие конечных эконом.рез-тов.

Общие законом-сти УПР выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах упр-ния сложными системами в природе, технике и обществе.

Объекты УПР – люди, персонал, отрасли (пром-сть, c/x, транспорт), территор-ые общности людей (область, район, регион, город), отдельные стадии воспр-ва (пр-во, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экон-ой деят-сти (кач-во пр-ции, маркетинг), виды ресурсов (финн-ые, человеч-ие и др.), а также хар-ки пр-ва (эфф-сть, отнош-ие к работе, кач-во жизни, ур-нь зан-сти). Субъекты УПР – директор, менеджер, совет директоров, мэр горда, ГД, группа кач-ва, а также любые другие люди или группы людей, осущ-щих управл-ое воздействие на объект упр-ния. Предмет управления – инф-ция о состоянии объекта упр-ия (экон-кий мех-зм, орг.стр-ры, маркетинг, инф-ция, поведении людей в орг-ции). Главный элемент любой соц-эконом системы – человек. Он м.б. и объектом и субъектом. Функции управления: -целеполагание (ср-ва достияж-ния целей), пл-р-ие (стратегич., тактич, долгоср, среднеср), -орг-ция (кто в роли субъекта, объекта, методы), -мотив-ция и стимулир-ие, -контроль, -коорд-ция, -анализ

Класс-ция УПР произв-ся по различным признакам: -по масштабам (общие и особенные); -по отраслям и сферам применения (гос., бизнес, торговля, промышленность и т.д.). Различие по содержанию: -администр-ые (организ-о-распорядительные); - эк-ие; - соц-о-псих-ч-ие. 

Подходы: -системный (комплекс взаимосв-ых эл-тов, функц-р-ие к-рых направл-о на достиж-ие поставленной цели), -процессный (процесс разраб-ки, принятия, и реал-ция пр-ции), -ситуац-ый (практич-ий мен-т, сов-сть конр-ых тех-гий, инстр-ов, мех-змов, по реш-ию конкр-ый проблем в опред-ых сит-циях.

Модели управления: -По виду собств-сти на ср-ва пр-ва – кап-ч-ая; соц-ч-ая; корпор-ая    - По степени рын-го вл-ия на эк-ику – рыночная; рыночная с эл-ми гос.регул-р-ия; соц-аяая рын-ая; модель гос.упр-ия с развитыми рын-ми отнош-и; плановая. - По характеру реализации властных полномочий руководством – авторитарная; демократическая.  - По критерию «встроенности» человека в систему производительных сил – доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.  - По территориальному происхождению и месту адаптации – российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская.  - По месту и роли человека в системе УПР – модель Макгрегора (теория X и теория Y), модель Оучи (теория Z).  
 

Особенности управления в государственной службе.

Тенденции раз-ия гос.сектора в России и мире прим-о одинаковы.

Автократическая: власть, авторитет, директива, персон-ая зав-сть, тейлоризм, исп-ие.   Экономическая: эк-ие принуждение, матер-ое поощрение, мот-ция, эк-ие стимулы, инициатива.

Новая модель: творческое участие, коллект-зм, моральные стимулы, приверж-сть фирме, эк-ие и моральные стимулы, тотальное творчество.

Две основные тенденции развития гос.сектора:1.Гос.сектор становится все  более рын-ым (маркетизация), приватизация, контракты, гос-ые агентства.2. Дебюрокр-ция упр-ия (менеджеризация), рабочие группы, стратег-ое пл-р-ие, делегирование полномочий, маркетинг.  Следствие – перенос опыта управления из частной сферы в государственную.   Менеджмент в ГС: Традиционный: -монополизм по предост-нию услуг;-механизм бюрократии; -авторитарное упр-ие; -правила и процедуры; -чел-к-помеха деят-сти;-бюрокр-ч-ий контроль   Новый:- Соревнование, конк-ция по услугам;-Человек – клиент;-Предотвращение проблем;-Мен-т участия;-Измерение рез-тов;-Общественный контроль    Все основные закон-сти общего упр-ия проявляются в упр-ии гос.орг-ций. Оно обладает теми же основными чертами, что и упр-ие в комм-ой орг-ии.    УПР в гос.службе реализуется через свои основные функции:пл-р-ие,орг-цию,коор-цию,мот-ция,контроль     Разделение упр-ч-ого труда нормативно закрепл-ся в орг.стр-ре, а повторяющиеся и стандартные – в упр-ч-их процедурах.      УПР в гос.службе (ГС) имеет много общего с УПР в коммерческой фирме. Незав-о от природы орг-ции в упр-ии ею проявляются общие законом-сти и действуют общие механизмы. общие закономерности:- Постановка целей;-Определение приоритетов;-Составление планов;-Составление программ действий;-Закрепление упр-ч-их процедур;-Формир-ие и развитие оргстр-р;-Наличие мотивационных систем;-Процедуры приема на работу;-Продвижение по службе;-Процедуры контроля     Особенности УПР:-конкретные цели;-методы оценки результатов;-методы отчетности;-процедуры контроля;-ответственность;-система стимулов    Реализация функций:- пл-р-ие и прогноз обычно исходит из целей, устанавливаемых вышестоящими орг-ями, а в конечном счете -  народом на основе демократического выбора;- орг-ция ГС имеет более иерархическую стр-ру и соотв-щие ей упр-ч-ие процедуры. Склад-ся особый администр-о-бюрокр-ч-ий стиль упр-ия. - мотивация в меньшей степени основ-ся на ден-ом вознагр-ии и в большей степени на стимулах не ден-го хар-ра – престиж, вып-ие важной работы, стаб-сть, возм-сть дальнейшей карьеры и т.д.; - контроль и оценка рез-тов осущ-ся вышест-ми структ-ми орг-цями, так и с помощью СМИ и обществ-ых орг-ций. Он носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.       Специфика УПР в гос.службе часто обозначается терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти термины означают тяготение управления к автократической модели УПР, характеризующейся:следованию инструкциям; разделением на тех кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет; концентрации власти и политической воли; ограничением свободы; административным контролем;авторитарным стилем управления. 
 

Организационные формы и структуры управления. 

Орг.стр-ра-это  сов-сть связей и отнош-ий, соотв-щих  им орг-зац-ых форм, разв-щихся по мере разв-ия произв-ых сил и произв-ых отнош-ий. Сост из 2 частей: орг-ция (это  упорядочение эл-тов) и стр-ра (сост из эл-тов).

Типы: Экстенсивный (командо - административный) – командно-бюрократич-ий централизм, слабая реакция на изм-ия, затратный принцип мотивации. Интенсивный (рыночный)- эк-ие методы упр-ия,возр-ие роли соц-ых факторов, моб-сть к изм-ям, возр-ие роли знаний в упр-ии. Особ-сти орг стр-р:1.иерарх-сть сист-ы упр-ия (связ-а с бюрокр:единонач, разд труда, нормы и прав-а) 2. возраст-щая сложность упр-ия (мен-ся норма упр-сти: потр-сть в рук-ве, корд-ции, пл-р-ии) 3.соотн-ние центр-ции упр-ия с децентр-ией опред-ся эф-ю упр-ия (мин путь принятия реш-ий, процесс орг-ции как единое целое, униф-ция и станд-ция докум-об-та)

Структуры: Линейная структура – наиболее стройная, формально определена, имеет иерархический принцип. Горизонт-о- функцион-ая стр-ра – иерархический принцип, горизонт-ая равноправность. Классическая (рафинированная, функциональная) - простая функциональная стр-ра (рук-ль и неск-ко зам-ей), не гибка.Товарная стр-ра – сущ-ет в орг-циях с большим кол-вом наименований товаров. Подразд-ия делятся по группе товаров.Рыночная – подразделения делятся по  сегменту рынка.Комбинированные стр-ры – разделение по ф-циям и товарам, ф-циям и регионам и т.д.Штабная стр-ра -  схожа с функциональной, более детальная и глубокая подг-ка решений. Матричная орг-зац-ая стр-ра – возм-сть привлечения спец-истов из разл-ых служб орг-ции для работы над опред-ыми проектами.

Среди многообразия типов структур управления выделяют три типа: общий, особенный, частный.  Формы: Завод – кооперация раб-ков, объед-ых пр-вом однотипной пр-ции. Комбинат – объед-ие предпр-ий, разл-ых по тех-гии, но связанных по кооперации.Трест – при объед-ие в данную форму утрач-ся юр-ая и хоз-ная самост-сть Концерн – кооп-ция предпр-ий. М.б. горизонт-ый, вертик-ый, междун-ый, федеральный.Синдикат – объед-ие однородных пром-ых предпр-ий. Холдинг – корпорация или компания контр-щая одну или несколько компаний.

Организац-ые формы территор-ого упр-ия: Ассоциация – добровольное объедение юр-их и физич-их лиц. Свободные эк-ие зоны – территории, в к-рых создаются привлекательные налоговые, таможенные, финн-ые, правовые условия для деят-сти. 
 
 

Планирование  и прогнозирование в функциональной структуре управления. 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  Прогноз – система аргументир-ых научных представлений о буд-ем сост-ии изучаемого объекта носящий вероятностный и достат-о достоверный хар-р. С 1995г в Рос. Виды прогнозов:1) Генетич-ий 2) Нормативный 3) Факторный 4) Теологич-ий (нормативный)

Задачи  прогноза: 1.Ан-з прошлого пер-а – исслед-ие тенд-ий - выявление причины изм-ий (динамика фактора) – устан-ть мех-зм изучения тенденции + дин-ки фактора. 2. Использ-ие рез-та прошлого пер-да и перенос рез-а ан-за в буд-ий пер-д. 3. Границы достов-сти (постр-ие). – формир-ие сценариев. – устан-ие причинно следств-ых связей.

Методы  прогнозирования: *Метод экспертных оценок (соб-ют признанных авторитетов в данной области) *Метод логич-го моделир-ия (ч/з цепочку причина/следствие) *Метод экономико – математич-го моделир-ия (ч/з мат-ч-ие модели, формулы, часто исп-ся)

Прогнозы  различаются по срокам: Краткосрочный (Текущий) Факторы: спрос насел-ия, конъюктура мир-го р-ка, прир-клим усл-ия – на 1 год Среднесрочный Факторы: инвест-ции в осн кап-л (это те рес-сы, к-рые произвёл чел-к и напр-ет в разв-ие), внешне-эк-ие связи – 3-5 лет  Долгосрочный Факторы: НТП, глобализация– 5-10 лет.    Особ-сти ФЗ 115: разраб-ка сист-ы прогнозов, бюджет, прогнозные док-ты явл-ся опорой для принятия реш-ий для подг-ки законопроектов, программ на Федеральном ур-не.

ПЛАНИРОВАНИЕ Пл-р-ие – формир-ие целей, направление действий , разраб-ка замысла, соглас-ие буд-ей деят-сти. Это форма сознат-ой орг-ции обществ-го пр-ва. Это соглас-ие буд-ей деят-сти в ходе к-рой опред-ся цели, объемы, сроки, устан-ся ресурсы, распред-ся ресурсу между целями. Устан-ся ответственные.

Виды: Индикативная (реком-ции субъектам хоз-в-ия) – Япония, Франция.

Административная (Директивная)(система адресных заданий субъектам хоз-в-ия) – СССР. Напр: план электофикации в 20г. Разнов-сти: *План стратегич-го развития *Бизнес – план *Упр-ие кач-вом  Достиж-ие пл-р-ия: 1.индутриал-ция культурной революции 2. эк-ое обеспеч-ие победы в ВОВ 3. послевоен-ое восстан-ие эк-ки страны первыми в Европе 4. освоение ресурсного потенциала страны (нефть, газ, чёрн и цв металлы)  Задачи пл-р-ия: 1. усиление стратегич-го хар-ра пл-р-ияв усл-ях изм-ия 2. резкое усиление ур-ня научной обоснов-сти 3. всемирная демократ-ция разраб-ки планов Вывод: консолидация общ-ва и власти 

5-Мотивация  и стимулирование в современном  менеджменте.

Мотивация – процесс сознат-го или подсознат-го выбора субъекта типа предст-щего повед-ия под возд-вием внутр-их или внешних факторов. Невозм-о без знания источников мот-ции, их природы и стр-ры особ-стей форм-ать эфф-ые сп-бы упр-ия мотивацией. Стр-ра мотивации, сост-щие её элементы: – потр-сти, интересы, спос-сти, желания, ожидания, установки. В основе мотивации раб-ка лежат потр-сти. 3 типа мотивации, обусл-ых потр-ями:

1. В достижении цели.2. В общении.3. Во власти. На выбор (мотивацию) раб-ка и эфф-сть труда сильное вл-ие оказ-ют его жизн-ая позиция, привычки, традиции, ур-нь культуры, индивид-ые ценности. На их базе работник прин-ет решение, что ему делать и как. Мотивация – важнейшая ф-ция упр-ия поведением человека. В основе – изучение и использ-ие влияния мотивации на результ-сть деят-сти раб-ка. Это влияние индивид-о и зависит от множ-ва факторов внутр-ей и внешней среды развития.

Сущ-ют теории мотивац-ого упр-ия – содержательные и процессные, к-рые исходят из необх-сти признания базовых эл-тов мотивации (потр-сти, ожидания и т.д.) и процесса их взаимосвязи с рез-тами деят-сти.

Стимулир-ие – процесс регулир-ия возд-вия на раб-ка факторов внешней среды с целью повышения его трудовой акт-сти. Все внешние возд-вия, вынужд-obt субъекта действ-ть так или иначе, явл. стимулами . Стимулир-ть поведение – значит создавать такие внешние усл-ия возд-вия на раб-ка, к-рые побуждают действ-ть их в устан-ом режиме для достижения целей.Формир-ие механизмов оптим-го взаимод-вия процессов стимулир-ие труда и мотивации персонала – условие успешного развития организ-ц-ых систем. Матер-ое стимулир-ие не всегда явл преоблад-obv фактором, т.к сущ-ют человеч-ие пределы. Задача рук-ля: тонкая настройка балансир-ия мех-змов мот-ции и стимулир-ия. В основе повед-ия чел-ка лежит 3 базовые основы: мотивация, стимулир-ие и потенциал субъекта. «Хочу» - мотивац-ый блок. Наши желания огранич-ы внешними усл-ями (микрофакторы – семья, макроф – законы). Потенциал – это явные или скрытые возм-сти, м ув-ть по рез-там труда. Эфф-ое повед-ие = желание*умение*возм-сти. В осн преобл-ет стимулир-ие. Ключ эл-т мотивации – интерес (это осознанная потр-сть, треб-ет конц-ции и интеллект. Ф-ции мен-та:пл, орг, мот, кон. 

6-Контроль  в системе управления.

Контроль- ф-ция, форм-щая мех-зм обратной связи. Ресурсы для контр-ой деят-сти: персонал и инф-ция.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории управления"