Психологические условия формирования корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: Исследование зависимости иерархии потребностей и мотивов деятельности сотрудников компании и уровня общеорганизационной культуры.
Задачи:
диагностика и анализ потребностей сотрудников компании;
диагностика и анализ существующей организационной культуры компании;
установление зависимости между двумя переменными;
проектирование и разработка приёмов организационно-культурных изменений;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Характеристики культуры, как ресурса системы управления……….6

Понятие, основные характеристики корпоративной (организационной) культуры………………………………………………...6
Типология организационной культуры……………………………….12
1.3. Проблемы поддержания и коррекции культуры организации……….14

Глава II. Психологические условия формирования корпоративной

культуры…………………………………………………………………21

2.1.Психологические аспекты исследования организационной культуры,

с позиции мотивационно-ориентированного менеджмента…………...21

2.2. Психологические проблемы мотивации персонала через

потребности……………………………………………………………….24

Глава III. Методы и методики диагностики ценностно-потребностной сферы и организационной культуры организации………………………………...30

Организация экспериментального исследования. Характеристики групп испытуемых…………………………………………………………...30
Методы и методика диагностического эксперимента………………..31
Результаты диагностики, анализ и интерпретация экспериментального материала………………………………………….38
Основные направления проектирования и коррекции культуры строительного холдинга «ООО Х» (ориентированные на задачу)…..45


Заключение……………………………………………………………………...48

Список литературы……………………………………………………………..51

Приложения……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 387.00 Кб (Скачать)
p align="justify">                                                                 

I  уровень  - поверхностный                                                        1) кооперация                                                                                        

Может увидеть сторонний наблюдатель                                    2) принятие решений                                                                                                                           

                                                                                                     3)контроль                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                           4) коммуникации 

II уровень – средний                                                                                 5) лояльность  организации

Снаружи можно увидеть                                                                                 6) восприятие орг. среды

лишь  небольшую часть                                                                                       7) объяснение своего

                                                                                                                                 поведения

III уровень  - глубинный

                                                                                                                                

                                                                 

       Таблица № 2 Ценностно-потребностная основа 1-го и 2-го уровня корпоративной культуры (по Шейну).

Процессы  Потребности Ценности
  1. Кооперация между  индивидами  и  частями организации;
Потребность в  принадлежности к определённой социальной группе Ценность люди и их отношения, проявляется в  стремлении людей быть принятыми  другими людьми.
  1. Принятие решений;
Потребность в  независимости Ценность свободы  волеизъявления и возможности управлять самим собой.
  1. Контроль;
Потребность власти Ценность значимость собственной личности, желание управлять, контролировать других людей.
  1. Коммуникации;
Потребность в  признании Ценность получить одобрение в том числе значимых людей (родителей, друзей, руководителей).
  1. Лояльность организации;
Потребность в  определённом социальном статусе Связана с ценностью  места человека в обществе, организационной  и социальной иерархии
 
  1. Восприяие организационной среды;
 
Потребность в  надёжности и безопасности Ценность экономическая и эмоциональная надёжность и стабильность в рамках организации.
  1. Объяснение своего поведения
Потребность в  самоуважении Ценность образа Я
 

       Некоторые исследователи предлагают более  дробную структуру организационной  культуры, выделяя ее следующие компоненты:

  1. Мировоззрение (философия организации).
  2. Организационные  ценности (базовые установки).
  3. Стили поведения (способ взаимодействия).
  4. Нормы (регламент деятельности).
  5. Психологический  климат (эмоциональные состояния).

       В соответствии с такой структурой три последних компонента соответствуют первому уровню, тогда как мировоззрение и организационные ценности соответствуют среднему уровню. Данная структура в каждой организации наполняется своим собственным содержанием, однако психологические условия оптимизации культуры едины для всех.

  1. Достаточный и необходимый уровень психологической безопасности (отсутствие угрозы потери индивидуальности, добровольная интеграция).
  2. Учёт организационных и пересмотр собственных представлений- стереотипов,  ценностей (индивидуальная и групповая рефлексия).
  3. Соучастие, информированность (нейтрализация фактора неопределённости) всех сотрудников организации.
  4. Эмоциональная готовность к контактам («теснота эмоциональных связей»).
  5. Организация ролевых ожиданий со стороны менеджмента (мотивация).
  6. Организация процесса права – ответственности (критерии полномочий и профессионализма).
 
    1. Психологические проблемы мотивации  персонала через  потребности.
 

       При  всей  важности  организационной   культуры   для   эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и  оценка  представляют значительную  сложность.  Как  правило,  изучение,  и  обобщение   конкретных проявлений организационной культуры является долгим и трудоёмким  процессом, который  включает  анализ  всех     факторов. Внутренняя характеристика феномена организационной культуры предполагает описание процессов и механизмов её психической регуляции, её структуры и содержания, операционных средств её реализации.

       Предметом психологического изучения организационной культуры выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и

регулируют  трудовую активность сотрудников и  реализуют её в исполнительских  действиях, а также личные свойства сотрудников, через которые эта  активность реализуется. Предметы, вещи, конкретные люди или объединения, события и процессы, которые происходят в обществе, по-разному сопрягаются с имеющимися у них потребностями. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность сотрудника, коллектива в чем-то. Неудовлетворённый человек сделает одно из двух: либо займётся поисками объекта, способного удовлетворить нужду (потребность), либо попытаться заглушить её. Первичные и вторичные потребности равноценны, одинаково весомы, в ряде случаев, материальное, не может заменить и компенсировать моральное, в соответствии с этим принято выделять две системы мотивации внешнюю и внутреннюю, между которыми существуют достаточно сложные и закономерные отношения. Они обуславливают личностные предпочтения сотрудника, личностную привлекательность управленческой деятельности, а также профессиональные успехи при её осуществлении.

       Именно  в профессиональном становлении  и развитии, материальный стимул значительно  преломляется через моральную природу человека. Люди сталкиваются, с всё большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В результате  соотнесения личных мотивов с целями организации, формируется особое и важнейшее психологическое образование – личностный смысл деятельности. Направленность личности на те или иные ценности, характеризуют её ценностныё ориентации и служат, своего рода вектором, личностного смысла деятельности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые, отражают цели и устремления человека, то для чего и ради чего он живёт, и трудится: здоровье, любовь, семья, материальные блага, покой, интересная работа, служение науке и обществу и т.д. Вторые, представляют собой как, и какие способы человек  использует, для достижения своих целей: активность, инициативу, силу воли, напористость, умение держать слово и пр., а также могут представлять собой убеждения личности  (хорошо плохо, нравственно безнравственно и т.д.). Среди внутренних побудителей ценности, цели, установки являются предрасположенностью – внутренней позицией сотрудника по отношению к различным ситуациям и явлениям в организации.

       Как индивид чувствует и  воспринимает себя, не имея возможности удовлетворить  те или иные свои потребности в  рамках организации?

       Культура  личности индивида в процессе профессиональной деятельности охватывает: перцептивную, познавательную, аффективную и поведенческую  сферы.

  • перцептивная, связанная с восприятием себя, других сотрудников, микро групп, и т.д.;
  • познавательная, связанная с накоплением, передачей или обменом  информацией, знаниями, самопознание и пр.;
  • аффективная, проявляющаяся в переживании различных эмоциональных состояний связанных с профессиональной деятельностью;
  • поведенческая, проявляющаяся в способах взаимодействия, формах закреплённого поведения.

       Сомнение  в состоятельности базового представления  вызывает тревогу и ощущение незащищённости. Коллективные базовые представления  – как на групповом, так и на индивидуальном уровне – выполняют  роль «психологических когнитивных защитных механизмов». Внутренние переживания, которые, казалось бы, никаким образом не связаны с деятельностью реальной, ориентированной на результат организации, очень часто встают на пути эффективной работы персонала и эффективного менеджмента.

        

       Таблица № 3 Механизм реагирования сотрудника и организации, с позиций мотивационного подхода.

Психологический компонент Сотрудник (работник) Организация (менеджмент) Психологический компонент 
Когнитивная сфера (познавательная)
Потребность, мотив, цель сотрудника Что Я хочу? Что он хочет? Потребность, мотив, цель организации
Перцептивная  сфера (внутреннее ощущение, восприятие)
Восприятие  и оценка

сотрудником

Получу ли Я  то, что хочу? Можем ли мы дать то, что он хочет? Восприятие  и оценка организацией сотрудника
Аффективная сфера (эмоциональное состояние)
Чувства, переживания

сотрудника

Плохо это или  хорошо? (для меня) Плохо это или  хорошо?

(для  компании)

Чувства, переживания  коллектива (организации, руководства)
Поведенческая сфера (действия, поступки)
Поведение сотрудника Одобрение, эффективная  работа или протест? Эффективен  ли сотрудник, награждать или наказывать? Нормы, стандарты  поведения
 

       При рассмотрении механизмов реагирования, несовпадение значений различных элементов (2 и 3 столбцов), обязательно сказывается на том, как каждый из компонентов в сознании отражается, каким переживанием на каждый компонент откликается, и какое поведение при этом принимается. В то же время, добиться совпадения этих элементов и есть цель воздействия (и на организацию и на сотрудника), при формировании корпоративной культуры.

       Выделяя все выше сказанные варианты реагирования личности на воздействия, которым она  подвергается из окружающей её социальной микро- и макросреды. Отмечая большой  разброс в характере откликов на одни и те же воздействия у разных людей, нужно далее чётко видеть связь этого феномена с тем, каким целям подчинена повседневная жизнь каждого из них. Современные тенденции в менеджменте организации переносят акцент из области финансовых и производственных возможностей в сферу эффективного использования ресурсов людских, человеческих. Наиболее актуальным и соответствующим реалиям XXI века, рассматривается стратегический, проектный, мотивационно-ориентированный менеджмент, как:

Информация о работе Психологические условия формирования корпоративной культуры