Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

  1. качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
  2. объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
  3. отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
  4. престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
  5. особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
  6. наличие отработанной системы внедрения новшеств;
  7. гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
  8. особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
  9. Самоорганизация общества Антон Данилец  

Введение  
Отличительная особенность общественного развития заключается в том, что в нем подавляющая часть процессов и явлений связана с сознательной деятельностью людей, их волей, интересами и мотивами поведения. На этом основании долгое время в социологии, истории и других общественных науках господствовала идеалистическая интерпретация социальной жизни. С другой стороны, в экономическом материализме даже вопросы духовной жизни и культуры пытались объяснить исключительно потребностями материальной жизни общества.  
Как справедливо отметил один из основоположников синергетики Г. Хакен, «хотя синергетика возникла в рамках естественных наук, мне всегда представлялось, что ее важнейшие возможности приложения будут касаться специфических человеческих и социальных процессов. Здесь перед нами открывается чрезвычайно широкое поле исследований» .  
Сейчас парадигма самоорганизации широко используется в естественных науках и технике, но её основные принципы и идеи постепенно проникают в экономические и социально-гуманитарные науки,  
Главное достижение синергетики состоит в том, что она доказала возможность возникновения самоорганизации, являющейся основой эволюционного развития, в простейших физических, химических и других системах неорганической природы. Тем самым была установлена связь между неживой и живой природой, а также возникшими впоследствии социальными системами общества.  
Таким образом, вопрос использования теории самоорганизации и синергетики в прогнозировании и формировании исторического процесса становится на сегодняшний день чрезвычайно актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения.  
Целью данной лекции будет исследование особенностей исторического процесса в соответствии с проблемами самоорганизации общества.  
Для выполнения поставленной цели нам следует решить ряд последовательных задач:  
- рассмотреть понятие и  содержание исторического процесса,  
- исследовать особенности теории самоорганизации применительно к историческому процессу,  
- сделать выводы о возможности использования теории самоорганизации в развитии исторического процесса.  
1.Исторический процесс  
Исторический процесс — это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества; его прослеживают, обращаясь к цивилизациям, изменениям внутри них, а также смене одних цивилизаций другими.  
Появляются человеческие общества, которые развиваются и гибнут. Возникают различные формы человеческой жизнедеятельности, определённые формы (способы) производства, формы семьи, политического устройства, которые также сменяются другими. Формируется ценностно-нормативная система, верования, культурные ценности. Всё это и есть составляющие исторического процесса.  
Учёные обнаружили, что социальные процессы, из которых складывается исторический процесс, бывают направленными и ненаправленными.  
Первые необратимы и часто имеют тенденцию к накоплению (концентрации).  
Каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает её результат.  
Процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и пытаются дать им научное объяснение.  
При изучении таких фактов следует помнить о том, что:  
- Любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества.  
- Содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.  
Субъект исторического процесса - это индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие, (народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности).  
Народные массы - это социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. (Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса).  
Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и общественные объединения.  
Социальные группы могут выделяться по различным признакам - возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т.д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы.  
У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения.  
Общественные объединения - это добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов, (политические партии, профсоюзные организации, общественные движения).  
Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которые ученые называют историческими деятелями. Прежде всего, таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т.д.).  
Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.  
Поэтому, в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс, они также могут быть отнесены к историческим личностям.  
2. Самоорганизация общества  
Изучение природы и общества показывает, что многие сложные открытые системы, состоящие из большого числа подсистем, при определенных условиях способны к самоорганизации и эволюции.  
Примером могут служить живые существа, их появление и развитие на нашей планете.  
Под самоорганизацией мы понимаем необратимый процесс, приводящий в результате кооперативного взаимодействия подсистем к образованию более эффективных структур с позиции системы.  
Самоорганизация — это основной процесс эволюции сложных систем, состоящий из необратимых последовательных процессов (циклов) самоорганизации.  
Эволюция самоорганизации систем телеологична в том смысле, что сама по себе ведет ко все более совершенной (эффективной) структуре и динамике вещества, энергии и информации.  
Для самоорганизации не нужно вне- или надсистемное целеполагание. Условиями любой самоорганизации и эволюции являются:  
а) проток энергии через динамическую систему;  
б) гетерогенность, разнообразие системы;  
в) отбор — элиминирование или разрушение отбракованных подсистем или элементов.  
Одной из центральных проблем является проблема описания процесса самоорганизации, познание взаимоотношений между процессами целенаправленной организации и самоорганизации. Подступы к исследованию механизмов самоорганизации связаны с огромным многообразием и разнообразием этих механизмов.  
Сложнодинамические системы часто представляют собой самоорганизующиеся системы. В зависимости от выделения той или иной ведущей группы свойств их также называют саморегулирующимися, самонастраивающимися, самоалгоритмизирующимися системами.  
Самоорганизующимися называют такие системы, которые способны при изменении внешних или внутренних условий их функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта, сигналы о которой поступают по каналам обратной связи.  
Так как в сложнодинамических системах имеют место процессы самоуправления и применяются операции управления, то они называются системами управления.  
Каждая система управления состоит из двух систем: управляемой и управляющей.  
Управляющая система воздействует на элементы управляемой системы и приводит ее в соответствие с заданным алгоритмом или целью в новое состояние.  
Различают три вида системы управления:  
- живые организмы,  
- сложные (с обратной связью) машины,  
- человеческие коллективы.  
Процесс управления осуществляется в соответствии с задачей или целью управления.  
Управляющая система вырабатывает и передает по каналу обратной связи сигналы, несущие команды, которые поступают в управляемую систему и приводят ее к изменению. От управляемой системы по каналу обратной связи передаются сигналы, несущие информацию о том, как выполнены команды. В соответствии с этой информацией система вырабатывает новые, корректирующие команды. Это происходит до тех пор, пока цель управления не оказывается достигнутой.  
По мере накопления ценностей культуры и средств цивилизационного развития растет потенциал создания и применения искусственных материалов для удовлетворения потребностей людей и искусственных (рациональных) способов организации общественной жизни, в том числе и механизмов регуляции, к которым автор относит и управление. Общество уже живет и развивается не как естественно-исторический, а как социально-исторический процесс.  
Следовательно, в нем одновременно существуют и взаимодействуют как нелинейные, так и линейные, как стихийные, так и сознательно организованные и сконструированные системные связи.  
В итоге возникает проблема не только “тонкой настройки” стратегии природы и стратегии общества, но и внутри общества настройки стратегии организованности и порядка и стратегии самоорганизации и самореализации социальных субъектов.  
Это положение дает нам право предположить, что управление представляет собой феномен, имеющий место на всех уровнях социальной организации, как внутри социальной системы,  так и за ее пределами. Этот феномен может быть артикулирован в тринитарной связке самоуправление – соуправление – управление.  
Поэтому все процессы, происходящие в обществе, преломляются через эту целенаправленную деятельность людей. Вследствие этого самоорганизация в обществе дополняется внешней организацией, осуществляемой обществом и его институтами управления.  
Однако воздействие внешней организации на внутреннюю самоорганизацию общества будет эффективным только тогда, когда ее цели будут согласованы друг с другом.  
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы гармонизации процессов управления в обществе.  
Синергетика в этом смысле обладает большим потенциалом, поскольку опирается на механизм положительной обратной связи, а также принципы кооперативных и самоорганизующихся процессов, что дает возможность объяснить возникновение порядка из беспорядка. Такое согласованное поведение и самоорганизация возникают только при определенных параметрах внешнего воздействия.  
На основании центральной теоремы синергетики о подчинении состояний системы параметрам порядка возможно осуществлять воздействие на поведение управляемой системы путем изменения ее параметров.  
Это означает, что на этой основе можно корректировать процесс общественного развития в необходимом направлении. Как указывает И. Пригожин, в определенной степени «мы можем выбирать направление нашей эволюции».  
Тем не менее, социальные системы имеют сложную иерархическую структуру, поэтому методы и принципы синергетики в применении к ним служат эвристическим средством, и при их изучении нуждаются в дополнительном конкретном исследовании.  
3. Особенности современного исторического процесса в свете самоорганизации общества  
Совокупность взаимодействующих индивидов далеко не всегда требует внешнего воздействия для направления и регулирования их отношений.  
Они сами способны к самоорганизации и самоуправлению, а также склонны организованно противостоять силовому вмешательству. Но эта самоорганизация и саморегуляция имеют мало общего с теми процессами, которые происходят в неживой и живой природе.  
Если в природе порядок возникает из хаоса спонтанно, благодаря притоку энергии и вещества извне, то в обществе саморегуляция на индивидуальном и групповом уровнях происходит благодаря рефлексивным и конструктивным способностям каждого индивида, находящегося в уже существующей среде социальных связей и отношении. В его персональной реальности”  заложены и предзаданы культурой неограниченные проектно-конструктивные возможности, а вместе с ним и потенциал управления объектами любой сложности.  
Здесь действительно складывается ситуация, когда управление попадает внутрь этой системы, входит в состав детектора и начинает принимать активное участие во внутренних взаимодействиях элементов системы, реализуясь в самоуправлении.  
В ходе своей деятельности, взаимопроникновения и взаимодополнения элементов сопрягающихся культурных практик, субъекты формируют социальное поле, совместно (на основе делегирования) разрабатывают рациональные способы организации общественной жизни и руководящее правило (селектор) организации общественной жизни, в котором синергийно сопрягаются противоположности, разрешаются противоречия отношений и производят “третий фактор” бинарностей дихотомии классической теории социального управления (субъект – объект) – соуправление.  
Тем самым соуправлением задается определенный “коридор” приемлемого с точки зрения функционирования социума, развития социальной системы. В рамках этого “коридора” социальная система может реализовывать различные траектории саморазвития, провоцируя появление нового “качества динамики функционирования социальной системы” .  
Запланированная и сознательно организованная людьми жизнь упорядочивает и оформляет спонтанность, которая является постоянным спутником социального порядка и источником социальных изменений. Но есть и другого рода спонтанность – это самопроизвольность совершающегося процесса, его незапланированный и непредвиденный результат.  
Попытки удержать самопроизвольное течение общественной жизни в каких-то рамках, направить ее к желаемому состоянию и вызвали к жизни соуправление.  
Тем самым направляются происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, структурно и функционально перестраиваются адекватно реальным и прогнозируемым вызовам динамично изменяющегося общества, формируются субъект-субъектные отношения социального взаимодействия управляющих и управляемых субъектов.  
Управляющее воздействие становится необходимым в тот момент, когда самоорганизация оказывается недостаточной или малоэффективной.  
Новые технологии управления, в русле социальной синергетики, включают методы, средства и инструменты саморазвития социальной системы и вывода ее на такой аттрактор, где дальнейшее ее функционирование в конечном итоге автоматически войдет в рамки оптимальных режимов за счет действия механизмов самоорганизации.  
Такие социальные технологии направлены на создание благоприятных условий жизнедеятельности и является способом производства жизненных сил человека, оптимизации жизнеустойчивости пространства  как на уровне социальной клетки общественного организма – “социального микрорайона”, социального микромира, так и на уровне социума посредством формирования общественного интеллекта.  
Ключевым селектором поддержания процессов самоорганизации и саморегуляции в диапазоне управляемости становится гуманистическая функция управления.  
Управление, которое не выполняет в обществе гуманистическую функцию, превращаются в манипулирование людьми, достижение любой, в том числе аморальной и асоциальной цели. Такое управление становятся источником социальных деформаций и патологий.  
В отличие от управления в природных и технических системах, в социальных принципиально недостижима полнота информационного разнообразия субъекта управления в отношении управляемого объекта. Она восполняется только путем следования определенному нравственному идеалу.  
Заключение  
Итак, на основании проведенного исследования мне хотелось бы сделать несколько собственных выводов:  
1. исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.  
2. синергетика показала, что случайные явления и процессы взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникает особого рода регулярность, которая выступает в форме стохастических или вероятностно-статистических законов. Следовательно, отношение между случайным и регулярным в процессе самоорганизации не сводится к констатации их взаимосвязи, а выступает как результат взаимодействия случайностей. Необходимость проявляет себя в детерминистических законах. В ходе взаимодействия случайностей возникают стохастические законы, имеющие вероятностный характер.  
3. синергетика обосновала, что наряду с существованием детерминистических законов существуют также и законы случая. И как следствие, в развитии мира участвуют и детерминистические, и стохастические законы, необходимость и случайность, причем инициирует развитие случайность.  
4. важной заслугой синергетики является введение таких диалектических по характеру противоречий как порядок и хаос, их взаимодополняемость, возможность перехода одной противоположности в другую являются основой развития.  
В обыденном представлении самоорганизация противопоставляется организации, как сознательной деятельности людей для установления порядка.  
В противоположность этому самоорганизация возникает стихийно. Такие процессы самоорганизации происходят в неорганической и органической природе.  
В общественной жизни в силу ее специфики самоорганизация всегда, так или иначе, дополняется организацией. Такую организацию, как правило, осуществляют возникающие в процессе общественного развития социальные институты (например, государство, его органы управления, общественные организации и так далее).  
Подчеркнём, что отсутствие или недостаток организации приводят к частичной или полной дезорганизации в экономической, политической, правовой и других системах общества. В экономической системе такая частичная дезорганизация проявляется в виде спадов производства, депрессиях, кризисах. В политической и социальной системах - в беспорядках, конфликтах, социальной напряженности и т.д.  
Все это дает возможность по-новому интерпретировать природу социально-экономических законов, которые являются результатом целенаправленной деятельности людей.  
Самоорганизация в социальных системах коренным образом отличается от самоорганизации в природе, поскольку основной отличительной чертой общества является наличие человека, имеющего сознание, и, соответственно, способного к целенаправленной деятельности.  
Управление в обществе не находится вне нравственных идеалов и критериев, которые только и определяют его социальное предназначение.  
Оно становится все более востребованным способом упорядочивания спонтанных процессов, придания им социально-ответственной направленности.  
Таким образом, проблема пределов управляемости “человекоразмерных” систем – это проблема создания противоречивого единства искусственных и естественных элементов, линейных и нелинейных связей людей в процессе решения проблем, предметного содержания и социальных отношений.  
Именно управление способно стать конструктором новой реальности, сочетать способы линейной и нелинейной регуляции, прямого и косвенного воздействия на процессы самоорганизации и саморегуляции, поддержания их в диапазоне управляемости.



22. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей, обеспечивающих свойство целостности - условие относительно обособленного функционирования и развития социальной системы.

Функционирование  социальной системы во внешней среде  опирается на определенную упорядоченность  ее элементов, отношений и связей. Структурно и функционально различные  аспекты упорядоченности образуют основу для выделения в социальных системах ее подсистем. Как упорядоченное  целостное множество взаимосвязанных  элементов, обладающее структурой и  организацией, социальная система в  своем взаимодействии со средой демонстрирует  определенное поведение, которое может  быть реактивным (определяться воздействием среды) или активным (определяться собственными целями, предполагающими преобразование среды и подчинение ее своим потребностям). Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них  процессов социального управления , которое обеспечивает автономность и целенаправленный характер поведения социальной системы, а специфические черты управления приводят к выделению классов многоуровневых, многоцелевых, самоорганизующихся и других систем.

СОЦИАЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ  
Теоретико-методологические основания развития теории социальных систем связаны с именами Г. В. Ф. Гегеля как основоположника системного анализа и мировоззрения, а также А. А. Богданова (псевдоним А. А. Малиновского) и Л. Берталанфи. В методологическом плане теория социальных систем ориентируется на функциональную методологию, исходящую из принципа первичности идентификации целого (системы) и его элементов. Такая идентификация должна проводиться на уровне объяснения поведения и свойств целого. Так как подсистемные элементы связаны различными причинно-следственными связями, то существующие в них проблемы могут в той или иной степени порождаться системой и влиять на состояние системы в целом.

Каждая  социальная система может быть элементом  более глобального социального  образования. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности при построении концептуальных моделей проблемной ситуации и предмета социологического анализа. Микромоделью социальной системы  является личность – устойчивая целостность (система) социально-значимых черт, характеристик  индивида как члена общества, группы, общности. Особую роль в процессе концептуализации играет проблема установки «границ» изучаемой социальной системы.  
Социальная система и ее структура

Социальная системаопределяется как множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях и образующих единое целое.  
Такая целостность (система) при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.  
Итак, существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).  
Процесс исторического становления общества показывает, что индивиды осуществляли свою деятельность совместно с другими людьми для удовлетворения своих жизненно важных интересов и потребностей. В процессе этого взаимодействия вырабатывались определенные нормы отношений, стандарты поведения, которые в той или иной степени разделялись всеми. Это превращало групповые отношения в социальную систему, целостность, обладающую качествами, которые могут и не наблюдаться в составляющих систему социальных множествах в отдельности. Например, систему образования можно представить в виде элементов: начального, среднего и высшего образования. Для того чтобы получить среднее образование, человек должен освоить ступень начального, а чтобы получить высшее – ступень среднего, т. е. как бы соблюсти определенную иерархию освоения компонентов системы.

Значит, когда мы говорим о социальной структуре, то подразумеваем некоторый  порядок внутри системы. Проблема порядка  и тем самым природы интеграции стабильных социальных систем (т. е. социальной структуры) акцентирует внимание на мотивах и стандартах поведения  людей. Такие стандарты являются формами базовых ценностей и  составляют наиболее значимую часть  культурной среды социальной системы. Отсюда следует, что целостность  структуры поддерживается приверженностью  людей общим ценностям, общей  системой мотиваций действий, а в какой-то мере и общими чувствами. Стремление сохранить систему и определенную структуру связано, таким образом, с интересами и ожиданиями людей, возможностью человека прогнозировать удовлетворение своих различных потребностей организованным образом.

Наиболее  глубоко проблема социальных систем была разработана американским социологом-теоретиком Т. Парсонсом (1902-1979) в его работе «Социальная система». В ней были впервые всесторонне проанализированы различия между общественными и  личностными системами, а также  образцами культуры. Созданная Парсонсом  теория социальных систем предполагает разработку определенного понятийного  аппарата, который отражает прежде всего системные характеристики общества (на различных уровнях организации), а также указывает на точки пересечения социальных и личностных систем и функционирующих образцов культуры. Чтобы отразить в понятийном аппарате системные характеристики личности, общество, культуры, Парсонс дает ряд объяснений по поводу функционального обеспечения каждого из указанных компонентов действия. Как и Дюркгейм, он считал, что интеграция внутри системы и между системами и культурными эталонами является основным фактором их выживания.

Парсонс рассматривает три рода проблем: интеграцию социальной и личностной систем, интеграцию элементов системы  и интеграцию социальной системы  с культурными образцами. Возможности  такой интеграции связаны со следующими функциональными требованиями. Во-первых, социальная система должна иметь  достаточное количество составляющих ее «актеров», т. е. действующих лиц, адекватно понуждаемых действовать  в соответствии с требованиями системных  ролей. Во-вторых, социальная система  не должна придерживаться таких образцов культуры, которые не могут создать  хотя бы минимального порядка либо предъявляют людям совершенно неисполнимые требования и тем самым порождают  конфликты и аномии.

В своих дальнейших трудах Т. Парсонс  разрабатывает концепцию социальной системы, центральным понятием которой  является институализация, способная создать сравнительно устойчивые формы взаимодействия – социальные институты. Указанные модели регулируются нормативно и интегрируются с культурными образцами поведения. Можно сказать, что институализация образцов ценностных ориентации (а следовательно, поведения людей) составляет общий механизм интеграции (равновесия) социальных систем.

Несмотря  на то, что в работах Т. Парсонса в основном рассматривается общество в целом, с точки зрения социальной системы могут быть проанализированы взаимодействия социальных множеств на микроуровне. Как социальную систему  можно проанализировать студентов  вузов, неформальную группу и др.  
Для целей социологического анализа необходимо знать, что любая социальная система ограничивается рамками культурных образцов я определяет систему личности, характер ее поведения.  
Механизм социальной системы, стремящейся к поддержанию равновесия, т. е. к самосохранению, Т. Парсонс видит в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентации действующих «актеров». Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Равновесие социальной системы обеспечивается тогда, когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей. Отсюда следует, что социальные отклонения в ориентациях и поведении индивидов от общепризнанных норм и образцов приводит к дисфункции, а иногда и распаду системы.  
Так как каждая социальная система заинтересована в самосохранении, то возникает проблема социального контроля, который можно определить как процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. Социальный контроль различным образом (от убеждения до принуждения) ликвидирует отклонения и восстанавливает нормальное функционирование социальной системы. Однако социальное поведение людей не мононормативно. Оно предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, тем самым способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения.

Социальный контроль, наряду с процессами социализации, обеспечивает интеграцию индивидов  в общество. Это происходит через  интериоризацию индивидом социальных норм, ролей и образцов поведения. Механизмы социального контроля, по мнению Т. Парсонса, включают в себя:

* институционализацию,  
* межличностные санкции и воздействия,  
* ритуальные действия,  
* структуры, обеспечивающие сохранение ценностей,  
* институционализацию системы, способной осуществлять насилия и принуждения.

Определяющую  роль в процессе социализации и формах социального контроля играет культура, которая отражает характер взаимодействий индивидов и групп, а также  «идеи», опосредующие культурные образцы  поведения. Это значит, что социальная структура является продуктом и  особым видом взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений.  
Граница системы и ее внешняя среда

При анализе социальных систем (или подсистем), структурными элементами которых являются социальные множества (индивиды, группы, общности, классы, нации), мы предполагаем, что некоторые из перечисленных  выше субъектов входят в данную систему, а некоторые – не входят. Следовательно, подразумевается граница, включающая в себя определенные компоненты системы. Например, систему «общество» можно  представить как группы общностей (рис 1. ).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ОБЩНОСТИ - НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ  
 
ОБЩЕСТВО

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ОБЩНОСТИ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

Рис. 1. Система «общество»

Выявление границы социальной системы является очень важным для исследователя, так как он должен четко представлять себе компоненты, подлежащие изучению, уточнять их достаточность (или недостаточность), описывать структуру внутри системы. Границы системы определяются целями, задачами и гипотезами исследователя, т. е. в конечном счете они зависят от того, какая социальная система рассматривается в данном конкретном случае.

Можно успешно анализировать социальные структуры в таких понятиях, как  политика, религия. Определяя каждое из этих понятий таким образом, чтобы  различать их границы в данном историческом обществе, можно задать вопрос: как каждое из них относится  к другим, короче говоря, как они  складываются в социальную структуру? Ответы удобно выразить в ряде «рабочих моделей», которые при анализе  конкретных обществ в специфические периоды обычно дают возможность лучше понять определяющие их связи.

По  мнению американского социолога  Ч. Миллса (19161962), конкретную модель можно  определить при помощи структурного принципа, который действует в  каждом институциональном порядке. Например, в тоталитарном государстве  партия есть средство, с помощью  которого высшие представители господствующих сфер координируют деятельность всех общественных институтов. Это средство становится «всеобъемлющей рамкой», которая  навязывает цели институтам других социальных сфер вместо того, чтобы просто гарантировать  законное управление. Партия расширяется, образуя повсюду «вспомогательные организации». Она либо поглощает  все другие виды организаций, либо проникает  в них и изнутри подчиняет  всю систему контролю, включая  и семью.

Информация о работе Принципы и функции управления производством